Магистры ДонНТУ Пивнык Татьяна Анатольевна

   Количественная оценка человеческого потенциала


В 80-е гг. экспертами Программы развития Организаций Объединенных Наций (ПРООН) активно разрабатывалась концепция развития человеческого потенциала, в которой взаимосвязано рассматривались проблемы совершенствования производства и распределения товаров и услуг с расширением и использованием способностей и возможностей людей. Этот новый подход более персонифицирован. Человек не только участник создания и потребления материальных благ. Развитие человека рассматривается как собственно цель и критерий общественного прогресса.

В начале 90-х гг. концентрация внимания на человеке стала «соперничать» с ориентацией исследований на рост доходов. Кроме доходов существуют иные цели развития человеческого потенциала: получение образования, долголетие, участие в политической жизни и т. д. ВВП не дает оценку этим сторонам развития человеческого потенциала, так как они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).

Согласно концепции экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей для выбора личности и достижение повышения уровня благосостояния людей. Расширение имеющегося у населения выбора или возможностей его использования достаточно велико (практически безгранично). Поэтому в рамках данного подхода наибольшее внимание уделяется основным возможностям, при отсутствии которых люди лишаются многих жизненных перспектив: вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знание доступ к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни.

Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире. Иными словами, потребовался оригинальный индекс, который, опираясь на статистические показатели, смог бы отразить параметры развития, выходя за рамки оценки благосостояния человека лишь на основе показателей ВВП на душу населения.

Любое измерение, которое оценивает пистолет в сотни раз выше, чем пол-литра молока, непременно должно генерировать вопрос о своей адекватности с точки зрения человеческого развития. Неудивительно, что с момента появления исчисления национальной прибыли, возрастала неудовлетворенность тем, что только внутренний валовой продукт служит измерением человеческого благосостояния. ВВП действительно характеризует цены рынка в монетарных терминах, молчаливо регистрируя превалирующую экономическую и покупательную способность в государстве. Но при этом, однако, не удается отразить процесс распределения, характер и качество экономического роста. ВВП также не учитывает все немонетарные виды деятельности – работу по дому, на приусадебном участке, неоплачиваемые услуги. Но что самое главное – ВВП одномерен, – он не дает представления о культурных, социальных, политических и других предпочтениях человека.

Долгое время ученые находились в поиске более агрегированного, чем ВВП, статистического индикатора уровня развития, который мог бы отражать если не абсолютное большинство, то хотя бы ключевые ориентиры социально-экономического прогресса человека.

Процесс поиска был сопряжен со многими сложностями. Так, некоторые аналитики предложили отдельные экономические и социальные индикаторы, но не смогли объединить их в общий индекс, а политики посчитали сложным одновременно сопоставлять множество показателей. Ряд предложенных индикаторов не имел необходимой методологической основы и был отвергнут после первых непродолжительных испытаний.

Формула агрегированного индекса социально-экономического прогресса была успешно выведена в процессе подготовки первого Доклада о развитии человека 1990 года. В процессе работы ученые приняли во внимание некоторые ключевые требования, о которых уже было частично сказано выше. Во-первых, индекс проектировался как отражение сути концепции человеческого развития, ориентированной на расширение парадигмы выбора для человека. Теоретически в рамках такой парадигмы индекс должен был бы учитывать желание человека жить дольше, получать знания, иметь достойный уровень жизни, приличную работу, дышать свежим воздухом, быть свободным, жить в интегрированном, а не разобщенном обществе. Очевидно, что не все перечисленные параметры могут измеряться или исчисляться. Главная идея, таким образом, должна была заключаться в нахождении нескольких принципиальных параметров, выходящих за рамки исключительно дохода и измеряемых в методологически обоснованном композитном индексе.

Новый индекс должен был быть простым и доступным в расчетах. Поэтому уже на первоначальной стадии разработки внимание было сконцентрировано в основном на ожидаемой продолжительности жизни, уровне грамотности взрослого населения как индексе знаний, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности как индексе многообразия экономического выбора для человека. Все три параметра в конечном счете и легли в основу индекса развития человека. Но рассматривались и другие возможные компоненты. Например, индикатор детской и младенческой смертности после некоторого обсуждения решено было снять с рассмотрения, поскольку он сочетался с показателем ожидаемой продолжительности жизни. Предложение включить в общий индекс показатель калорийности питания было также отвергнуто специалистами, так как за подобным показателем довольно легко можно было «спрятать» диспропорции реального распределения продуктов среди различных групп населения и, следовательно, сильно исказить общую картину.

Для ученых очень важно было создать интегрированный показатель, а не набор различных индикаторов. Достичь этого оказалось серьезной проблемой. Если для ВВП возможно найти общую валюту, то для социально-экономических показателей такой «общей валюты» нет. Даже предложенные три индикатора измеряются по-разному: ожидаемая продолжительность жизни – в годах, уровень грамотности взрослого населения – в процентах, а доход на душу населения – в долларах по паритету покупательной способности. Задача состояла в том, чтобы привести все индикаторы к общему знаменателю. Методологическим прорывом стало решение измерять прогресс по каждому индикатору в терминах как относительного сопоставления с желаемой, то есть заранее установленной величиной. Для каждого индикатора был зафиксирован максимум и минимум, что позволило уравнять изначальные позиции каждой страны.

Таким образом, конфигурация индекса из трех составляющих позволила решить проблему сочетаемости экономических и социальных показателей. Некоторые критики индекса указывали на неправомерность соединения ВВП, который в рамках концепции человеческого развития выступает как средство, с двумя другими индикаторами, которые по сути своей являются конечной целью развития. Довольно быстро такая критика, впрочем, была снята.

Важным преимуществом индекса стала возможность его корректировки по мере совершенствования самой концепции человеческого развития. ИРЧП не стал неким застывшим конструктом. Напротив, как показывает практика, государства и международные организации в значительной мере стимулируются к дальнейшему поиску сопоставимых методик для расчета составляющих индекса в интересах повышения общего качества подобного рода статистики.

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в настоящее время общепризнан как универсальный агрегированный показатель, состоящий из:

1) индекса ожидаемой продолжительности жизни, который в определенной степени можно считать отражением состояния системы здравоохранения и социального обеспечения страны;

2) индекса уровня образования, отражающего степень грамотности взрослого населения и охвата населения начальным, средним и высшим образованием и таким образом характеризующего состояние системы образования страны;

3) индекса ВВП на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способности), указывающего на уровень доходов граждан страны.

Для любой компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП на душу населения) по следующей формуле:

Индекс по элементу = (фактическре значение - минимальное значение)/(максимальное значение - минимальное значение)

Фактически процесс подсчета индекса может быть представлен в виде следующих этапов вычислений:

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):

– максимальное – 85 лет;

– минимальное – 25 лет.

2.Индекс грамотности взрослого населения (15 лет и старше)

– максимальное – 100%;

– минимальное – 0%.

3.Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:

– максимальное – 100%;

– минимальное – 0%.

4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):

– максимальное – 40000 долл. по ППС;

– минимальное – 100 долл. по ППС.

6.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0.

ИЧРП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИЧРП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это установленный фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Откуда берется статистическая информация для расчета ИРЧП? Отвечая на данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что поскольку издается два типа отчетов о развитии человека – глобальный и национальный, то исходные данные в обоих случаях различаются.

Так, для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников – отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Хотя все эти структуры имеют собственные методики подсчетов, исходная, то есть самая первичная информация берется из национальных источников статистики.

    Литература

1. Саградов А.А., Роccия и индекс человеческого развития. Журнал "Мир России",№3, 2000 г.

2. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад.- М.: Аспект Пресс, 2003.

© 2007 ДонНТУ, Пивнык Т.А.