Реферат, выполненный в рамках курса "Ораторское искусство". Реферат содержит подходы к успешному публичному выступлению, а так же небольшую часть моего выступления.

Шегаль Е.И.

ВВЕДЕНИЕ

 На днях мне предстоит выступление на 3-й научно технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходящей в нашем университете. Это будет мое первое выступление перед широкой аудиторией и мне интересно узнать, в чем состоит секрет успешного выступления. Поэтому я и решил подготовить этот реферат.

 

МЕТОДЫ УДАЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

            В различной литературе описано много способов правильно  и  эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с  первых  слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу.

            Оратору  нужно помнить о том,  что слушатели пришли для  того,  чтобы  их  проинформировали  и  заинтересовали. Часто  это  удается  сделать,  начав  со  следствия  и  заставив  слушателей услышать причину.  Необходимо  сразу  начать  рассказывать  историю,  полную действий. Начните выступление с  иллюстрации,  возбудите  интерес,  а  затем продолжайте, делая свои замечания общего характера.

Слова какого-либо  известного  человека  всегда  привлекают  внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала  выступления.  Цитаты придают речи  научность  и  большую  образность. Кроме того,  цитирование  известных  людей  сильно  воздействует  на аудиторию  авторитетом  их  имен  и   способствует   быстрейшему   убеждению слушателей в истинности слов самого оратора.

Потрясающий факт обладает наибольшей притягательной силой. Поэтому,  в начале выступления можно привести статистические  данные,  представленные  в виде  ярких  образов,  способных  оживить   цифры   статистики   и   удивить слушателей, захватив, таким образом, их внимание.

При объяснении людям каких-либо идей, оратор должен помнить, что  идея не всегда станет мгновенно понятной для всех только потому,  что  она  стала понятной  для  него.  Необходимо  время  для  осознания   новых   мыслей   и воображение человека должно  быть  сосредоточено  на  них.  Нужно  повторять идеи, но не одними и теми же словами, а при помощи новых  фраз,  имеющих  то же содержание, но другую форму.

Для придания  еще  большей  четкости  выражения  своих  мыслей  оратор должен использовать общие категории и конкретные  примеры.  После  сообщения идеи необходимо нарисовать яркий образ, иллюстрирующий идею и  состоящий  из конкретных человеческих (или иных, если  речь  не  идет  о  людях)  историй. Когда говорящий создает целую  галерею  образов,  проходящих  перед  глазами слушателей, только тогда его понимают в полной  мере.  Тот  оратор,  который использует туманные, банальные и бесцветные  символы,  заставляет  аудиторию дремать. Кроме того, необходимо помнить о том, что  людей  интересует  некая новая информация о давно известных явлениях. Поэтому,  истории,  которые  Вы рассказываете, не должны быть совершенно  новыми,  так  как  это  не  всегда интересно, и абсолютно старыми, так как это всегда неинтересно и скучно.

Существуют приемы,  позволяющие  придать  выступлению  естественность, оживленность.

Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение  им  остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской  речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное  значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

Во-вторых,  необходимо  менять  тон  голоса,  то  есть   говорить   с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней.  Отсутствие  динамики изменения тона голоса приводит к сухости,  формализованности  речи,  и  даже слова, создающие  яркие  образы,  будучи  произнесенными  монотонно,  теряют половину своей силы воздействия на людей.

В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя  слова,  несущие  смысловую нагрузку.

В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание также, как и внезапный звук. Кроме  этого,  паузы  структурируют  речь  оратора,   делят   ее   на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать  то,  что  говорит выступающий.

Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя  в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая  ходу  их  мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время  произнести  слова, завершающие выступление.

         Завершение  выступления представляет собой  стратегически  наиболее  важный  раздел  речи.  То,  что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать  в  умах слушателей., когда он уже закончит свою речь, и , видимо, их  будут  помнить дольше всего.

Поэтому,  необходимо  избегать  ошибок,  наиболее  часто  допускаемых ораторами в заключении своих речей.

Во-первых, не нужно акцентировать  внимание  слушателей  на  том,  что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное  понимание,  что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. 

Второй  ошибкой  является  «обрыв»  выступления.  Оратору  не  хватает плавности и умения завершать свою речь.  Фактически  у  речи  нет  концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это  наверняка  произведет неприятное впечатление на аудиторию.

 

МОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема моего доклада на конференции достаточно запутанная ("Минимизация стоимости передачи данных в распределенных системах посредством декомпозиции результатов запросов"), поэтому хорошо подать ее представляется для меня проблемой. Все же попробую  сделать это, применив некоторые вышеописанные советы. Приведу небольшую часть своего будущего доклада, а именно введение и заключение.

 

Вступление

Все мы знаем одну мудрую фразу (поднимаю указательный палец левой руки и делаю паузу, чтобы сделать акцент на фразе) «время - деньги».  Проблема минимизации стоимости (акцент голосом на последние 2 слова) передачи данных в распределенных системах, которая будет рассмотрена в моем докладе, полностью соответствует этой фразе.

Многие базы данных поддерживают архитектуру клиент-сервер, в которой данные располагаются на сервере, который получает запросы от клиентов. Для каждого клиентского запроса сервер, как правило, передает клиенту большое количество данных, которые являются ответом на запрос. В этом случае коммуникационная сеть может стать «бутылочным горлышком» в системе (изображаю руками бутылочное горлышко, чтобы у слушателей сформировался зрительный образ), пропуская данные малыми порциями. Это значительно увеличивает время ожидания (акцент голосом на последние 3 слова) клиентом результатов своего запроса, а также увеличивает затраты (акцент голосом на последние 2 слова) на передачу данных, что подчеркивает упомянутую вначале фразу «время - деньги». Хочу представить метод снижения стоимости коммуникаций в распределенных системах, заключающийся в декомпозиции запросов на промежуточные виды. 

 

Заключение

Рассмотренный мной метод позволяет значительно снизить стоимости передачи данных при ответе на запросы клиентов. Использование этого метода в ваших системах позволит вам (пауза, чтобы привлечь внимание слушателей) уменьшить обьемы передаваемой информации, а главное -  экономить ваше время и время ваших клиентов. А экономия времени является залогом успеха и процветания, ведь время (пауза) – это деньги.      


Список литературы

  1. Ли Якокка. Карьера менеджера. – Москва: Прогресс, 1993 354 с.
  2. Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с.
  3. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. – Спб.: «Макет», 1995. – 316 с.
  4. Хромов Л.Н., Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа "«Доминанта 2000-го года» – М.: Прометей, 1991 – 160 с