Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Важнейшими залогами успеха для оратора любого уровня подготовленности является уверенность в себе, ведь если человек не уверен в своем праве быть услышанным, он и не будет услышан. Существует много способов выработки уверенности:

  1. Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре внимания)
  2. Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана выступления, подсказок
  3. Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают часть эмоциональной энергии.
  4. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.
  5. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.
  6. Делать то, что страшно (принцип работы с тяжелыми весами - метод японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть песню в публичном месте.
  7. Самовнушение (для создания нужного настроения) Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок. Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.
  8. Надевать "маску" уверенности. Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности.

Непрерывность речи оратора тоже важна, т.к. ненужные паузы вызывают у слушателей ощущение, что он не знает о чем говорит и обнажает его неуверенность. Она необходима если оратор либо забыл план речи, либо говорит экспромтом. Методы избегания ненужных пауз.

  1. Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений.
  2. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей: Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того

Композиция речи

Три принципа построения речи:

  1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.
  2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели.

Общие цели:

В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать ("Запоминается последнее". Штирлиц 17 мгновений весны)

Последовательность

Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя ( не пересекаться и не повторяться).

Контакт с аудиторией

Интонационная выразительность необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания речи.

Словарный запас

Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас человека делиться на активный и пассивный.

Понятность речи

  1. Четкость выражения. Избегание осознанных и неосознанных недомолвкок.
  2. Оратор должен говорить внятно, не слишком быстро или достаточно громко.
  3. Не строить очень длинных предложений, иначе слушатель забывает с чего начал оратор.
  4. Не использовать сложных понятий без объяснения. Стремиться к простоте изложения

Артистизм

Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение. Но, если выступающий при этом "переигрывает", то это так же плохо, если он выступает "серо". Методика "вживания" в роль

  1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать.
  2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-нибудь смешное)

Этика деловых отношений.

В процессе деловых отношений люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между ними устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного целесообразного результата. Этика деловых отношений - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий. Деловая этика очень важна в теперешней

Обмен информацией формирует определенную психологическую установку у субъекта отношений. В зависимости от установки характер отношений строится на одном из четырех уровней общения:

  1. Позиция контактера основывается на ложных идеях и поэтому она должна быть преодолена и отброшена.
  2. Идеи, обусловившие позицию контактера, верны по своей сути, но являются помехой для достижения желательного результата, поэтому необходимо их преодолеть и развенчать.
  3. Идеи, лежащие в основе позиции контактера, правильные, но не имеют к данному вопросу никакого отношения.
  4. Позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях, необходимо их проанализировать в соответствии с собственными идеями.

Деловые отношения должны основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

  1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждых и далеко не всегда находит в себе способность поступиться с личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно, когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть.
  2. Порядочность, то есть органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
  3. Доброжелательность, то есть органичная потребность делать людям добро (добро - главная категория этики).
  4. Уважительность, то есть уважение достоинства контактера, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.

Анализ работ об этикете деловых отношений позволяет утверждать, что культура отношений начинается там, где знание переходит в навык, так как, привыкнув в повседневной жизни относиться к собеседникам как придется, в профессиональном общении человек может повторить привычные ошибки. Поэтому необходимо постоянно работать над повышением культуры отношений, стремиться знания увязать с коммуникационными навыками.
Назад