ПАНОВ БОРИС СЕМЕНОВИЧ

ДонНТУ>| Портал магистров ДонНТУ

Автореферат |Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске


ПАНОВ БОРИС СЕМЕНОВИЧ

Борис Семенович Панов родился 10 сентября 1928 года (станция Иловайск Донецкой области). В 1936 году начал учится в 1 классе школы №30 города Сталино. Мировая жизнь закончилась 22 июня 1941 года. 31 августа упали первые бомбы , которые ночью фашисткий самолет сбросил на центр города Сталино.

С 20 октября 1941 года по 7 сентября 1943 года длилась оккупация города. В октябре 1943 года начались занятия в уцилевшей от пожара школы №9. После окончания восьмого класса все ученики были отправлены на военные сборы в лагерь, который находился на берегу озера в Великоанадольском лесничестве. После девятого класса школьники снова совершенство- вали свою военную подготовку в этом лагере. После экзаменов на аттестат зрелости в мужской средней школе №1, которые включали сдачу 13 предметов, Борис Семенович, как единственный медалист, сразу стал студентом геолого-разведочного факультета ДИИ. Две группы первого послевоенного набора, состояли из более 50 студентов-геологов и были разными по возрасту и жизненному опыту.После третьего курса две группы были объеденены в одну, и закончили институт в 1951 году 37 выпускников.Незадолго до защиты дипломных проектов студенты распределились по местам будущей работы. Выбор был большой, всюду были нужны геологи.

Борису Семеновичу хотелось поехать на работу в горы Памира, но, как получившему диплом с отличием, декан факультете И.А.Никольский предложил остаться для работы в институте ассистентом. Он убедил Бориса Семеновича и его товарища М.Шамаевав целесообразности этого шага, так как преподователей на кафедре геологии не хватало, а работа в институте представляла больше возможности для творческого роста, чем производство. М.Шамаев решил специализироваться в области угольной геологии, а Борис Семенович в рудной.В 1956 году Борис Панов защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском горном институте, где был в годичной аспирантуре у профессора кафедры МПИ И.Г.Магакьяна.

Борис Семенович 8 лет проработал на кафедре геологии и в 1965 году перешел доцентом на кафедру МПИ.

1.1 РАБОТА В ГВИНЕЕ

Первая половина 60-х годов знаменателна тем, что многие бывшие колонии в Африке и Азии стали независимыми. Многие из них выбрали социалистическую ориентацию и решили по примеру бывшего СССР строить новую жизнь. Наше государство во всем старалось оказать им помощь. Геологи, преподователи, специалмсты с/х и промышленности коммандировались в эти страны. Не остался в стороне и наш институт.

Ежегодно из Минвуза приходила заявка на преподователей для работы за рубежом. Предложили и Борису Семеновичу участво- вать в этом. Читать лекции надо было на французком языке, поэтому пришлось учить язык и сдавать выпускные экзамены.

Так 5 сентября 1967 года Борис Семенович с семьей был коммандирован в Гвинею. Для гвинейских студентов было организована 8-10-ти недельная полевая геолгическая практика, в основу которой положен опыт их проведения в Донецком политехническом институте. Им пришлось побывать в самых глугих уголках страны, где как говорили, впервые видели белого человека.

На границе с Мали, где расположены главные месторождения золота, температура была свыше 40 градусов, они побывали в джунглях и узнали о казавшихся в наше время невероятными случаях каннибализма.

Главной заботой стало, конечно, дипломное проектирование и выпуск гвинейских специалистов. Здесь следует отметить, что одним из самых тяжелых наследий колониализма была почти поголовная неграмотность населения. 5 апреля 1968 года состоялось торжественное вручение дипломов. С чувством удовлетворения и выполненного долга Борис Семенович улетел из Гвинеи. Связь со своими выпускниками Борис Семенович не теряет до сих пор.

После окончания срока командировки Борису Панову предложили стать руководителем группы в течении следующих 2-х лет, но он отказался. Административная деятельность его не прельщала, ему хотелось идти дальше по избранному пути преподователя и научного работника.

Два года (10.09.73-010975гг) Борис Семенович был так называемым докторантом, т.е. занимался научной работой. И 25 февраля 1976 года на расширенном заседании ученого совета геологического факультета успешно защитил докторскую диссертацию.

В 1977 году ВАК утвердил Бориса Панова в звании профессора, а ученый совет ДПИ избрал заведующим кафедрой разведки МПИ. Начался новый этап деятельности в институте.

2 ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ.

С 1 сентября 1977 по 1 сентября 2005 годов Борис Семенович Панов приступил к выполнению обязанностей заведующего кафедрой разведки месторождений ПИ ДПИ, ныне полезных ископаемых и экологической геологии ДонНТУ ("ПИ и ЭГ").

Широкие творческие контакты, которые были установлены кафедрой с производственными и научно-исследовательскими организациями различных регионов бывшего СССР, а также зарубежными вузами Германии, Чехии, Канады, Китая, Перу, США, Австралии способствовали выполнению совместных научных исследований, активному участию в международных и республиканских конференциях и симпозиумах.

Среди нескольких актуальных научных направлений, разрабатываемых кафедрой, все более важным становится эколого- геологическое.

2.1 КОМАНДИРОВКА В КАНАДУ.

В 1977 году Борис Панов командирован в Канаду для 4-х месячной научной работе в Монреальском политехническом институте.

На следующий день после преезда, Борис Семенович начал знакомиться с институтом, геологическим факультетом, кафедрами, профес- сорами и преподователями, студентами.Великолепной оказалась бибилиотека с громадным читальным залом, где на столах и открытых стеллажах размещались журналы всего мира и другие последние научные новинки.

Первый месяц прошол в напряженной работе с литературой, встречах и интересных позновательных беседах. Посещение занятий и участие в полевых экскурсияхпоказали, что студенты-геологи ДПИ по уровню своих знаний ничем не уступают своим канадским коллегам. Впечатляла, конечно, отличная оснащенность лабораторий последними техническими новинками. Каждый профессор имел удобный со всем необходимым для работы кабинет, ассистенты и аспиранты размещались по 1-2 в отдельных комнатах.

С экскурсией Борис Семенович побывал на Ниагарском водопаде, который произвел неизгладимое впечатление мощью и красото километровой стены воды, высотой около 70 м, особенно вечером при разноцветном прожекторной подсветке. Также Панов побывал на одном из крупнейших в мире месторождений урана Эллиот-Лейк (Блайнд-Ривер) вблизи озера Гурон, где он спускался в шахту Кирк-Майн и, ознакомившись с геологией, отобрал образцы ураноносныз конгломератов возрастом около 2 млрд. лет. После этого Борис Семенович посетил одно из крупнейших медно-никелевых месторождений Седбери. Добычные работы ведутся на глубине 2200-2500 м, где температура достигает 35-40 градусов цельсия.

Дальнейшиймаршрут по Канаде проходил через красивый город Калгари в южной части провинции Альберта. который лежит у подножья Кордильер, в горно-лыжный курортный городок Кимберли, где расположено одно из крупнейших в мире полиметаллических месторождений. Рудное линзовидное тело длиной почти 2 км разрабатывается более полувека и сейчас еще дает значительную долю свинца и цинка Канады. В подземных выработках удалось собрать довольно представительную коллекцию главных типов руд и вмещающих пород месторождения.

Эдмунтон был последним крупным городом в западной части Канады в плане поездок Бориса Семеновича. Эта сталица провинции Альберта дает 38% всей минеральной продукции страны, так как располагает кроме других полезных ископаемых богатыми месторождениями нефти и газа. В здешнем университете, где Борис Панов выступал с лекциями для студентов и аспирантов, где познакомился с президентом Канадской академии наук.Он подарил небольшую коллекцию минералов, пород и руд, среди которых особо ценным Панов посчитал серый гнейс ижелезистый кварцит Гренландии. Недавно был установлен абсолютный возраст этих пород, оказавшийся самым древним на Земле:3,7-3,8 млрд. лет.

В конце прибывания декан геологического факультете подарил Панову коллекцию редких минералов карбонатитовых месторождений Канады, в том числе уникальный кристалл серандита. Так закончилась командировка в Канаду.

2.2 НАУЧНАЯ РАБОТУ В ПЕРУ

Незабываемой во многих отношениях для Бориса Панова оказалась его научная командировка в Перу, Национальный инженерный университет г.Лимы(26.05.89-23.06.89 гг). В течении днув дней был согласован план научной раработы в НИУ.Он включал в себя выступления с лекциями и докладами перед студентами, преподователями и работниками производства, участие в работе Симпозиума в г.Оройя - центра горно- рудного района Серро де Паско, полевые исследования угольных месторождений на севере страны. На лекции было товедено 3 дня. В течении 4-х часов каждый из дней Борис Семенович рассказывал об истории открытия и изучения угольных залежей в Донбассе, о лутугинском методе состовления геологических карт, о новом способе изучения тетоники угленосных отложений, разработанном на нашей кафедре , о качестве угля и их промышленном направлении и много другом.

Любопытной деталью во время лекций было постоянное присутствие двух вооруженных поличейских, которые, стоя у задней стены конференц -зала, внимательно наблюдали за присутствующими: а вдруг, несмотря на все меры предосторожности, террористы проникли в аудиторию. В результате, несмотря на настоятельные рекомендации нашего посольства быстрее улететь домой, на следующий день ,15 июня мы оказались в г.Трухильо, что в провинции Либертад на севере страны. Полгорода было во мраке, где-то в окрестностях террористы подорвали линию электропередач. Проехав мимо плантаций сахарного тросника. винограда, риса и кукурузы, мы все выше поднимались в горы и оказались к вечеру на перевале высотой около 3 км над уровнем моря. Небольшой спуск привел в индейский поселок Кобуяс, расположенный на участке Пеньо де Гайя угольного района Альто Чикама.

Несколько дней полевой работы в этом далеком уголке горного хребта Анд позволили уточнить геологическое строение участка, открыть два промышленных пласта, обнаружить в районе соседнего поселка Лукма перспективные рудопроявления киновари - минерала ртути, составить стратиграфические разрезы участков, выявить тектонические нарушения, отобрать пробы углей и пород для их последующего детального изучения в институте. На следующий день мы спустились вниз. делая по пути остановки и фотографируясь среди живописных скал и ущелий, в кактусовых рощах, где толстые разветвляющиеся стволы кактусов, покрытые иголками и усеянные местами крупными - с кулак величиной - вкусными плодами возвышались на 10 м и более от поверхности земли.

Все дни перед отлетом домой были особенно напряяженными, так что спать приходилось мало. Надо было завершить отчет и сделать рекомендации по итогам полевых работ, успеть посетить такие известные музеи, как музей золота инков, единственный в мире эротический музей, где собраны уникальные произведения искусства из керамики и золота древних культур, музей археологии и антропологии, музе оружия, где можно увидеть саблю нашегог царя Александра I и многое другое.

Поздно вечером 23 июня Борис Панов был уже в Москве.

2.3 РАБОТА В КНР

В сентябре 1985 года группа представителей высшей школы (около 100 человек) была командирована Минвузом в КНР,среди них был и Борис Семенович Панов.

Наступмвшие рабочие будни отличались своеобразием. Шесть месяцев Панову довелось жить и работать в одном из крупных вузов Китая - Чаньчуньском геологическом институте, - день в Китае начинается с зарядки. Уже в шесть часов утра на улицах, площадях, в скверах можно увидеть множество людей , сосредоточенно делающих необычные для нас медленные движения. Лекции в институтах длятся с восьми утра и до полудня. Затем двухчасовой перерыв и самостоятенльная работа в аудиториях и лабораториях.

Как коренной дончанин и геолог Панов, конечно интересовался состоянием угольной промышленности. Есть там и современные шахты. При добыче в 1986 г 870 миллионов тонн угля в Китае работает 65 тыс. шахт. Из них 10 тыс. шахт - частные. Половина добычи приходится на частный и кооперативный сектор. Такие шахты в Донбассе раньше называли "мышеловками". Панов побывал на одной из таких шахт, но не угольной. а рудной. Куски флюорита откалывали вручную и в корзинах по 80 кг выносили на поверхность. Это делали не только мужчины.

Свои поездки по Китаю с чтение лекций Панов, конечно использовал и для сбора геологического материала. Удалось также внимательно изучить крупнейшие месторождения плавикового шпата, ртути. сурьмы, алмазов, редких металлов.

Пребывание в Чанчуне, Пекине, Шанхае, Нанкине, еньяне, Ханчжоу, Ухани, Харбине идругих городах, участие в полевых геологических работах дали возможность познакомится с многочми историческими и культурными памятниками Китая, жизнью и некоторыми обычаями его населения. Действительно впечатляют гармонничным сочетанием изящных архитектурных сооружений (башня шести гармоний, гора небесного императора) с богатой южной природой, удивительно вкусной подземной водой (источник бегущего тигра), окрестности озера Сиху в городе Ханчжоу - китайского рая на земле.

Почти месяц на полевых работах , изучая структурно-тектонические особенности золоторудного месторождения и месторождения серебра Эрджентойгол. Работа в поле в предгорьях хребта Большой Хинган была нелегкой, так как этот период совпал с небывалыми наводнениямив Китае. Практически беспрерывные дожди на протяжении 2-х месяцев подняли уровень воды в этих реках на 6-10 м, что привело к затоплению громадных террирторий. Были смыты, затоплены и разрушены 5 млн. домов, уничтожен урожай на 20 млню га, погибло более 300 тыс. человек.

В августе 1999 г, по приглашению Госметаллургического департамента КНР в течении 3-х недель весте с доцентом Купенко В.И. Панов занимался исследовательскими работами с применением разработанного на кафедре "ПИ и ЭГ" ГГФ, нового способа геолого-геофизического изучения горных массивов(СГДК-А) на одном из крупнеших в Азии жедезоруных карьеров. Этот карьер Шуй Чан, находящийся в 200 км к востоку от Пекина, за 40-летний период работы достиг глубины 270 м, а в недалеком будущем его глубина составит 520 м. Работа проходила в нелегких условиях, давали о себе знать 40 градусная жара , а также застойный воздух в карьерах. Уплотненный график работы позволил за относительно небольшой промежуток времени не только выполнить намеченный объем структурно-геодинамических исследований, но и провести дополнительно тектонофизическое изучение бортов карьера.

Китайские коллеги неоднократно бывали с ответными визитами в нашем университете. Они участвовали не только в выполнении совместныз работ, но и геологических экскурсиях, встречались с ректором А.А.Минаевым и проректорами. Открытость и дружелюбие . взаимопонимание и готовность оказать необходимую помощь в решении тех или иных задач, демократизм в поведении всегда производили на наших китайских друзей, как и других коллег из США и Канады, Голландии и Перу, Германии и Чехии, других стран неизгладимое впечатление.

2.4 ДРУГИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ КАФЕДРЫ

В 1990 годы были установлены контакты с геологическими факультетами Утрехтского (Голландия) и Копенгагенского (Дания) университетов с целью выполнения совместной научной тематики по международной программе "Европроба". Не менее важным представляется сохранение научных связей кафедры и дружеских отношений с нашими коллегами из Москвы, Новосибирска, Якутска, Ташкента, Бишкека и других городов республики нынешнего СНГ. Например, в изучении нового металлогенического и нефтегазоносного пояса Евразии, прослеживающегося через всю территорию Украины, Белоруссии, Европейскую часть России, Казахстана и Средней Азии на территорию КНР.В северо-западном направлении он проходит через Польшу,Северную Германию, Данию и Северного моря в сторону Исландии. Это приоритетеная разработка нашей кафедры, которая привлекает к себе большее внимание геологов не только Украины, но других зарубежных стран. Это идея впервые была обоснована в дессертации Панова Б.С.

2.5 АВСТРАЛИЯ

Описание зарубежных связей кафедры было бы не полным без упоминания об Австралии. Панову пришлось побывать в главных городах страны - Сиднее, Мльбурне, Аделаиде, Перте, Канберре, а также в таких в таких экзотических местах,как Голубые Горы вдалт от океана, на раскошных пляжах залтвов юго-восточного побережья, в пустынной местности Даббо, где раньше была самая большая в Австралии тюрьма, спускаться в серебрянную, полиметал- лическую шахты. Нельзя упоминуть об одном из геологических чудес мира - "Красный камень" Иллури. Это громадное, высотой около 300 м и в окружности 20 км обнажение древних, возрастом более 600 млн. лет кварцитовидных песчаников, возвышается среди пустынной австралийской равнины, окрашиваясь в зависимости от времени суток. Необычны валуны и галька антрацита на берегу Тихого океана, шде береговые волны размывают обрывистые выходы угленосных пород. Среди песчаников и сланцеввпечатляют выходы на дневную поверхность пластов угля мощностью 3 м и более, они являются поставщиками этих окатанныхв зоне прибоя угольных валунов и гальки. Неслучайно добыча угля, преимущественно открытым способом.

Несмотря, однако, на заморские прелести и неоднократные предложения остаться жить и работать в Канаде или Австралии, Панову Б.С. все же дороже родные места и , особенно, наши обычаи , манерва общения , открытость , сохранившееся чувство коллективизма и другие черты.


ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ>

Автореферат |Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске