Главная страница ДонНТУ >     Портал магистров ДонНТУ

   
На главную    Автореферат    Библиотека    Ссылки    Результаты поиска в Интернет   

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРЬКОВА


ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДЕ


В 2005 и 2007 г.г. я принимала участие в олимпиаде по «Безопасности жизнедеятельности», которая проходила в Харькове. Мне очень понравился город, его архитектурные строения, соборы, парки и скверы, поэтому в своём индивидуальном задании я хочу рассказать об истории Харькова и его достопримечательностях. В работе были использованы материалы следующих сайтов: портал «Наш Харьков»; «Весь Харьков»; «Достопримечательности Харьковской области».

Харьков занимает площадь примерно 300 кв. км, что равно площади Республики Мальта и на одну треть больше Княжества Лихтенштейн. Город протянулся с севера на юг на 22, а с востока на запад – 25 км.

Территория Харькова представляет собой холмистую равнину, изрезанную долинами, балками и оврагами. Город имеет ярко выраженный рельеф.

Харьков расположен в северо-западной части территории Украины, на водоразделе речных систем Днепра и Дона, у границы ландшафтных зон лесостепи и степи. Географические координаты Харькова 50 градусов 10' северной широты и 36 градусов 13' 43'' восточной долготы Гринвичского меридиана. На одной параллели с Харьковом находятся Краков и Прага в Европе, Виннипег в Канаде и Усть-Каменогорск на Алтае. Высота над уровнем моря колеблется от 90 до 192 метров. Рельеф местности холмистый.

Климат Харькова умеренно-континентальный, переменчивый. Среднегодовая температура холодного периода – 11 градусов, теплого периода – 18,6 градусов. В холодный период года преобладают восточные и юго-восточные ветры, в теплый – западные северо-западные. Среднегодовое количество осадков 609 мм, максимальное суточное 74 мм.

Город раскинулся на пяти холмах и в пяти долинах. На участках высотой более 105 метров над уровнем моря размещается около 55% общей площади города. Его центральная часть лежит у слияния рек Харьков, Лопань и Уды, впадающих в Северский Донец. У этих рек есть мелкие, не пересыхающие притоки: Очеретянка и Немышля у Харькова, Лозовенька, Алексеевская, Саржин Яр, Сухой Жихорь, Студенок и Рогань у Уд. Реки и их притоки не полноводны и не судоходны. Их русла до второй половины XIX века, когда был произведен ряд мелиоративных и берегоукрепительных работ, отличались изменчивостью.

Широкие просторные поймы-долины рек Харьков и Лопань делят территорию города на четыре основные части: Центральное плато, выходящие в меридиональном направлении острым мысом к месту слияния рек (так называемы Нагорный район), Холодногорские и Лысогорские гряды на западе, Салтовские холмы на востоке и равнинный Подол на Юге.

В Харькове более 2500 улиц и переулков, 26 площадей. Общая длина улиц - около 1300 км. Самая длинная улица – Московский проспект, протянувшийся более чем на 20 км. Самая большая площадь – площадь Свободы – занимает 11,6 гектара. Ее длина от здания Дома советов до южного угла Госпрома – 670 м, а ширина прямоугольного участка – 96 м. Диаметр круглой части равен 236 м.

Площадь зеленых массивов парков и садов, бульваров и скверов, а также других насаждений составляет более 5200 гектаров, из которых 2500 гектаров приходится на Лесопарк. К услугам жителей 31 парк, 5 садов, 150 скверов и бульваров, свыше 500 озелененных уголков отдыха. На каждого жителя города приходится, в средне, 15 квадратных метров зеленых насаждений. Флора Харькова представлена широколиственными, сосновыми и смешанными лесами, в которых часто встречаются дуб, каштан, липа, береза, ива, ольха, реже – граб, сосна, ель, лиственница, тополь, клен. Для подлеска наиболее характерны клен полевой, клен татарский, шиповник, терн, орешник.

Население Харькова по данным перепеси 1989 г. составляли 1 593 970 человек, а по данным на 1999 г. составили 1 510 200 человек, в том числе – постоянных жителей города – 1 494 200 человек. По количеству населения Харьков занимает второе место в Украине после Киева.

Вся территория Харькова поделена на 9 административных районов: Дзержинский, Киевский, Московский, Фрунзенский, Орджоникидзевский, Коминтерновский, Червонозаводской, Октябрьский, Ленинский.

В Харькове сходятся 8 железнодорожных магистралей. Город связан почти с 300 населенными пунктами. Пассажиров обслуживают 6 железнодорожных вокзалов – Харьков – Пассажирский, Харьков – Балашовский, Харьков – Левада, Основа, Новая Бавария и Лосево. Вокзалы способны принимать ежедневно свыше 200 тысяч пассажиров. Кроме того, вокзалы обслуживают более 150 тысяч. пассажиров пригородного сообщения.

Междугородная автобусная станция на проспекте Гагарина обеспечивает междугородные и внутриобластные пассажирские перевозки. Станции пригородного сообщения, как правило, привязаны к зонам массового притяжения жителей. Маршруты, обслуживающие связь Харькова с Богодуховом, Валками, Краснокутском, Золочевом, а также с городами Сумской области, начинаются от автостанции на Центральном рынке; маршруты от Конного рынка связывают город с Волчанском, Змиевом, Чугуевом. Белгородское направление обслуживает автостанция в районе Лесопарка. Всего пригородное сообщение базируется на 34 маршрутах общей протяженностью 810 км.

Протяженность трамвайных линий и метрополитена 262,2 км; три линии метрополитена (32,93 км) обеспечивают функционирование пересадочного треугольника и насчитывают 26 станций, из которых 6 составляют три пересадочных узла («Госпром» – «Университет», «Метростроителей» – «Спортивная», «Советская» – «Исторический музей»). 32 пассажирских вагона метрополитена способны одновременно вместить 83, 200 пассажиров. Парк Харьковского трамвая насчитывает 624 пассажирских вагона единовременной вместительностью 103 513 мест, обслуживает 19 городских маршрутов.

Харьков – один из крупнейших центров науки и образования. В Харькове функционируют 26 техникумов и 37 училищ, включая заведения системы профтехобразования. Широко развита сеть профессиональных курсов по бизнесу, изучению иностранных языков, по овладению компьютерными технологиями и т.д. Таких учебных заведений в Харькове 27. В системе среднего и высшего образования укрепляется роль лицеев. Их сегодня 12, и они ведут подготовку специалистов по широкой тематике. В Харькове хорошо развита и общеобразовательная сеть, насчитывающая 183 общеобразовательных школы, включая лицеи, гимназии и специализированные заведения, 6 вечерних школ, 9 вспомогательных и 26 музыкальных и художественных.


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Харьков — центр историко-географической области Украины, за которой закрепилось название «Слобожанщина». Город расположен на границе лесостепной и степной природно-географических зон. На сегодняшний день площадь города Харькова превышает 300 кв. км, а численность населения составляет 1 млн. 470 тыс. человек.

Территория современного Харькова начала обживаться людьми в глубокой древности. Славяне еще в VIII в. создали на месте будущего Харькова свое поселение, которое в Х в. выросло в город Донец. По данным археологических раскопок, Донец представлял собой не только крепость, но и центр ремесел, важный пункт транзитной торговли. Первое упоминание в летописи о Донце датируется 1185 годом. Упоминание об этом городе есть и в "Слове о полку Игореве" — выдающемся произведении эпохи Киевской Руси. Донец был разрушен ордами Батыя в середине XIII века. Впрочем, жизнь здесь не прекращалась, что дает основание исследователям говорить о том, что Харьков значительно более древний город, чем мы привыкли считать. Остатки легендарного г. Донца и сегодня можно увидеть, если отправиться на южную окраину города.

Традиционно принято считать, что основателями современного города стали украинские казаки и крестьяне, которые пришли на эту территорию в середине XVII века во время Освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. Украинские поселенцы начали обживать незаселенные земли, которые еще с начала XVI века номинально входили в состав Московского государства. Край был опустошен после монголо-татарского нашествия и назывался «Диким полем». Это была территория, где пасли свой скот кочевники — крымские и ногайские татары. В XV-XVII веках они часто нападали на русские и украинские земли. Как правило, нападения эти осуществлялись по старым степным дорогам, ведущим из Причерноморья и Приазовья на север. Одна из них — Муравский шлях — пролегала невдалеке от Харькова.

На новом месте переселенцам Московское государство предоставило льготы: на определенное время они были освобождены от налогов и имели преимущества в занятиях торговлей и промыслами. Такие поселения стали называться «слободами» (т.е.свободными), а весь край, начиная с XVII века, — Слободской Украиной или Слобожанщиной. Одновременно с украинцами тут появились и русские поселенцы. В XVII-XVIII вв. Слобожанщина сложилась в особую историко-географическую область с характерным колоритом материальной и духовной жизни.

Основание Харькова относится к 50-м годам XVII века. Первый письменный документ о городе — «Именной список жителей г. Харькова 1655 года», в котором значилось 587 взрослых жителей — мужчин, входивших в состав Харьковского казачьего полка.

Переселенцы, основавшие город, поселились на возвышенности у места слияния рек Лопани и Харькова. Позже по указу московского царя Алексея Михайловича Харьков был выделен в самостоятельное воеводство, здесь под руководством воеводы Воина Селифонтова началось строительство крепости, входившей в систему укреплений, предназначенных для защиты южных русских земель отопустошительных набегов крымских татар. Возведение оборонительного сооружения завершилось в 1659 году.

Харьковская крепость, располагавшаяся между нынешними площадями Конституции, Независимости и улицей Клочковской, имела протяженность стен около километра. В крепости находилось 10 башен — четыре наугольных, одна из которых была вестовой (здесь располагался сторожевой пост, извещавший о приближении врага ударами в колокол); три проездных: Московская, Чугуевская и Лопанская; Тайницкая, с запасными потайными колодцами, и две глухих. Стены и башни крепости были рублены из дерева. Из центральной части укрепления в сторону рек Лопань и Харьков, а также леса (ныне район сада имени Т. Г. Шевченко), шли подземные ходы. Крепость окружал глубокий ров и вал. На ее вооружении, согласно данным 1663 года, было 12 пушек, 402 ядра и восемь бочек пороха.

Во второй половине XVII столетия в связи с притоком переселенцев число жителей в городе увеличилось. Вокруг крепости появляются подгородные слободы — Залопанская, Журавлевка, Гончаровка, Панасовка и другие. В Харькове сооружаются каменные здания. До наншх дней сохранилось одно из первых каменных строений — Покровский Собор. Построенный в 1689 году в северо-западном углу крепости, собор входил в систему оборонительных укреплении города. Покровский собор — один из лучших памятников украинской архитектуры XVII века.

Первый период в истории города (середина XVII — середина XVIII вв.) обычно называется казацким. И это не случайно. Харьков в это время был прежде всего крепостью, центром казацкого полка ("полк" в то время — это не только военная, но и административная единица). Харьковская крепость (ее восточная граница проходила примерно по линии современных стен Института искусств и Дворца труда, западная — вдоль обрывистого тогда берега реки Лопань) стала одной из многочисленных крепостей, задача которых была в том, чтобы преградить путь нашествиям кочевников на земли Московского государства.

Само название "Харьков" по легенде, связано с именем казака Харько (Харитона) — одного из первых украинских переселенцев. Почти столетие после основания Харьков оставался всего лишь одним из пяти полковых городов Слобожанщины, а территория полка, центром которого он являлся, была относительно небольшой. Впрочем, уже в казацкий период г. Харьков сделал серьезную заявку на превращение его в центр всей Слободской Украины, поскольку постепенно становился крупным центром ремесел и торговли. Из шести крупнейших ярмарок Слобожанщины — четыре проходили в Харькове.

Следующий этап развития города (середина XVIII — середина XIX вв.) связан со становлением Харькова как административного центра региона и утратой былого военного значения. В 1765 г. полковое казацкое устройство на Слобожанщине было ликвидировано. Вместо слободских полков была учреждена Слободско-Украинская губерния. Харьков стал губернским городом. Первым харьковским губернатором был назначен екатерининский вельможа Е.Щербинин. До наших дней на ул. Университетской сохранился бывший губернаторский дворец, построенный в 60-е годы XVIII в. (позже здесь был открыт университет).

С 80-х годов ХVІІІ в. стало развиваться городское самоуправление — появилась Городская дума. В 1768 г. из Петербурга был прислан в Харьков план города, разработанный «Комиссией о каменном строении», который был реализован лишь частично в пределах центрального ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками "прибавочных" классов Харьковского коллегиума (образован в 1727 г.). В 1770-х годах начинается реконструкция центра — тогда появились каменные постройки в стиле раннего классицизма.

В 1780 г. было учреждено Харьковское наместничество. Оно просуществовало до 1796 г., когда была возрождена Слободско-Украинская губерния. В 1799 г. Харьков стал центром отдельной Слободско-Украинской епархии. В 1803 г. возникли первые учебные округа, в том числе и Харьковский, который охватывал огромную территорию, состоящую из 11 губерний и 7 областей. Хотя дальнейшем территория учебного округа уменьшилась, однако открытие в 1805 г. по инициативе известного просветителя В. Каразина Харьковского университета на долгие годы определило главенствующее положение города в сфере науки и образования не только на Левобережной Украине, но и на юге Российской империи в целом. Университет существенно повлиял на развитие и облик города. Ученые университета стали инициаторами нововведений в различных сферах жизни. Благодаря университету Харьков стал известен далеко за пределами Российской империи.

В 1835 г. на основании "высочайшего повеления" Слободско-Украинская губерния была переименована в Харьковскую и подчинена черниговскому, полтавскому и харьковскому генерал-губернатору. Последний в 1837 г. сделал главным городом генерал-губернаторства Харьков, который оставался таковым вплоть до упразднения генерал-губернаторства в 1856 г.

В том же 1837 г. вышло "Положение об устройстве губернского города Харькова" и была введена должность городового архитектора, на которую был назначен А. Тон. Вся строительная деятельность находилась под надзором "Комитета об устройстве г. Харькова", сооружение жилых домов велось по образцовым проектам 3-х категорий. Именно тогда развивается сеть главных улиц: Сумской, Московской, Екатеринославской, Немецкой, на которых было запрещено строить деревянные дома. В состав города вошли Клочковская слобода и территория Университетского сада.

 Харьковские окраины. Конец XIX в.  Харьковский вокзал. 1910-е гг.  Первый день освобождения. Ул. Карла Либкнехта  Харьковский трамвай. Нач. XX в.
Харьковские окраины. Конец XIX в. Харьковский вокзал. 1910-е гг. (здание разрушено в годы Великой Отечественной войны) Первый день освобождения. Ул. Карла Либкнехта (ныне ул. Сумская). 23 августа 1943 г. Харьковский трамвай. Нач. XX в.

В 1840-е годы рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов, также был возведен новый театр на Сумской (1843 г.), благоустроен Благовещенский базар.

В эти годы XIX в. В Харькове наблюдается яркая волна украинского возрождения, проявившаяся в культурно-просветительской деятельности местной интеллигенции.

Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют "золотым венцом Харькова". Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается самым высоким зданием в старом городе.

Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX — начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы "Гельферих-Саде".

Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности "Земельный банк", даже стремились выйти на общегосударственный уровень.

Развитие промышленного производства с самого начала опиралось не только на имеющиеся природные и трудовые ресурсы, но и на научный потенциал региона. В 1885 г., в значительной мере опираясь на потенциал университета, был открыт Харьковский технологический институт, который вскоре начал обеспечивать растущую промышленность региона квалифицированными инженерными кадрами.

Постоянное развитие промышленности обусловило рост населения Харькова, которое к началу ХХ в. достигло 200 тыс. человек. Значительная часть населения была занята на крупных промышленных предприятиях, причем доля таких рабочих возрастала.

Высокая концентрация рабочих на предприятиях, отсутствие социальных гарантий и помощи привели к тому, что в 1900 г. в Харькове состоялась первая в Российской империи массовая первомайская демонстрация, в которой приняли участие более 10 тыс. человек. Не случайно в начале ХХ в. В Харькове наблюдался активный процесс создания политических партий или их местных отделений.

С Харьковом конца XIX — начала ХХ вв. связана жизнь многих выдающихся деятелей украинской культуры. Это и украинский писатель, актер и композитор Г. Хоткевич, и художник С. Васильковский, и основатель украинского театра М. Кропивницкий, и драматург Н. Старицкий, и основоположник украинской классической музыки Н. Лысенко и многие другие.

Соответственно статусу города происходило его благоустройство, усовершенствование транспортного сообщения, развитие инфраструктуры. Так, в 1871 г. на улицах Харькова появилось газовое освещение, в 1881 г. стала в строй первая очередь городского водопровода, в конце XIX в. В городе была построена первая электростанция, заработали телеграф и телефон. В 1906 г. на улицах появился первый электрический трамвай. Благодаря архитектору А. Бекетову Харьков приобрел свой неповторимый облик. По его проектам в городе сооружено более 40 зданий.

На рубеже ХІХ и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. С 1858 г. отменяются образцовые проекты, благодаря этому появляются эклектические здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, "кирпичном" стиле и новом стиле "модерн". В это время в Харькове работают архитекторы — выпускники петербургской и харьковской школ.

Октябрьская революция и последующее образование СССР кардинально изменили жизнь Харькова — из крупного, но провинциального города он превратился в столицу Украины. С декабря 1917 по январь 1918 г. и с декабря 1919 по июнь 1934 г. Харьков сохранял этот статус. Столичное положение Харькова предопределило направленность и темпы перемен во всех сферах жизни города. Несмотря на Первую мировую и гражданскую войны, население города уже в середине 1920-х годов превысило 500 тыс., а к началу 1940-х годов — 900 тыс. человек.

Были модернизированы старые предприятия (Харьковский паровозостроительный завод и др.) и введены в эксплуатацию новостройки-гиганты (Харьковский тракторный завод и др.), в результате чего Харьков упрочил свое место как центр машиностроения. Относительная удаленность от границ, имеющийся потенциал и политическая стабильность Харькова обусловили то, что город стал центром оборонной промышленности, в том числе таких новых отраслей, как танкостроение и самолетостроение.

Не меньшее значение для судеб города и Украины в целом имел процесс «культурной революции». Столичное положение Харькова предопределило начало очередной волны культурно-национального возрождения, которая здесь нашла свое наиболее яркое воплощение. Имена поэтов В. Сосюры и П. Тычины, писателей М. Хвылевого и О. Вишни, художников Н. Самокиша и Н. Бурачека, режиссера Л. Курбаса, актера А. Бучмы и других вписаны золотыми буквами в летопись украинской культуры.

Именно в столичном Харькове получил широкое развитие такой архитектурный стиль, как конструктивизм. Здание Госпрома — первого цельнобетонного высотного сооружения вСССР и сегодня служит "визитной карточкой" города.

Попытки придать культуре новое понимание, а также потребности быстрорастущей промышленности обусловили возникновение разветвленной сети высших учебных заведений, научных и проектных институтов. В 1920–1930-е годы Харьков стал ведущим научным центром Украины. На 1940 г. в Харькове насчитывалось 36 вузов и 46 научно-исследовательских институтов. Концентрация научных сил и внимание властей к состоянию науки привело к тому, что харьковские ученые стали во главе многих научных направлений и школ.

Рост населения при столичном статусе города обусловил интенсивное жилищное строительство. В 20–30-е годы ХХ в. в Харькове было был создан крупнейший промышленножилой район на востоке города (район ХТЗ), шла реконструкция центральной части Харькова. Памятником этой эпохи является площадь Свободы — самая большая площадь Европы. Изменение статуса города в 1934 г., превращение его из столицы в областной центр несколько затормозило развитие Харькова, однако город сохранил за собой значение второго города Украины.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для города и его жителей. Харьков дважды переходил из рук в руки. Это был самый крупный промышленный центр и транспортный узел СССР, который удалось захватить немецко-фашистским оккупантам.

В годы войны Харьковщина понесла огромный материальный ущерб (было разрушено более 500 промышленных предприятий, коммунальное хозяйство, транспорт), но еще более тяжелыми выглядят людские потери. На момент освобождения в городе осталось лишь 20 % населения, проживавшего здесь в довоенный период.

В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города.

К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. В эти годы открыт театральный институт, восстановлено книгоиздательство, построен плиточный завод и завод дорожных машин. Завершен новый план развития города.

В 50–80-е годы ХХ века, несмотря на разрушительные последствия Второй мировой войны, г. Харьков оставался крупным индустриальным и научным центром. Технологический переворот 50-х годов усилил научно-производственный потенциал Харькова. Впрочем, на этапе гонки вооружений большинство предприятий машиностроительной отрасли так или иначе были включены в военно-промышленный комплекс СССР. Это привело к тому, что промышленные предприятия города еще в большей степени, чем в других регионах, стали частью жесткой централизованной системы управления.

В 1952 г. на месте разрушенного в годы войны вокзала построен новый, в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, а в 1957 г. начал работу Харьковский планетарий.

С конца 50-х годов после принятия новой жилищной программы начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек.

В 1960 г. был утвержден новый генеральный план развития города, спланировано строительство Салтовского жилого массива.

15 июля 1975 года введена в строй первая линия Харьковского метрополитена (в 1984 г. — вторая, в 1995 — третья). В 80-е годы продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского, население города в этот период достигает 1 млн. 440 тыс. человек.

По численности населения, индустриальному, научно-техническому и культурному потенциалу Харьков ненамного уступал Киеву и в эти годы практически претендовал на роль второй столицы Украины.

Качественно новый этап истории города начался с момента провозглашения независимости Украины. Новые политические условия, усугубленные экономическим кризисом, существенно повлияли на развитие города Харькова. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.

Сегодня Харьковский регион по выпуску промышленной продукции занимает 6 место среди регионов Украины, удельный вес промышленного производства составляет 5,5 % от его общего объема. Основу производственного потенциала составляют предприятия высокотехнологических отраслей: энергомашиностроение, электротехническая промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиакосмическая промышленность. Продукция многих харьковских предприятий, в том числе такая наукоемкая, как современные танки и самолеты, известна на мировом рынке.

По научному и образовательному потенциалу Харьков занимает второе место в Украине. В среднем за год осуществляется подготовка более 33 тыс. специалистов, что обеспечивает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов региона.

Новый генеральный план развития города, разработанный специалистами киевского института "Гипроград", рассчитан до 2026 г. Его суть состоит в обеспечении комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития инфраструктуры города.

Таким образом, за свою 350-летнюю историю г. Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова — яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его будущего развития.

 Свято- Благовещенский Кафедральный Собор  Успенский собор  Площадь Свободы  Дом Государственной промышленности
Свято- Благовещенский Кафедральный Собор Успенский собор Площадь Свободы Дом Государственной промышленности

На главную    Библиотека    Автореферат    Ссылки    Результаты поиска в Интернет