Технологии и медиа

Первоисточник: Российский портал "Глобальная сеть дистанционного образования",
"Технологии и медиа" http://www.cito.ru/gdenet/technology

Коммуникация между учащимися и преподавателями должна быть обеспечена технологиями. Здесь возможно широкое разнообразие. Технологии, используемые в дистанционном образовании, включают в себя трансляцию по радио и телевидению; аудио- и видеозапись; интерактивные аудио- и видеоконференции; разнообразные компьютерные и интернет-технологии, технологии печати. Для доставки учебно-методических материалов курса и для межличностного взаимодействия используются различные устройства, однако базовые технологии, посредством которых осуществляется передача сигнала, часто остаются теми же самыми. Раздел "Технологии" содержит информацию о различных применениях каждой из этих технологий и описывает разнообразные их достоинства и недостатки в качестве средств коммуникации, используемых в образовании.
Среди характеристик, которые рассматриваются — относительные преимущества технологий записи для обеспечения презентации предметного содержания курса и технологий телеконференций — для облегчения интеракций между преподавателями и учащимися. Руководители образовательных учреждений и преподаватели должны отдавать себе отчет, что они выигрывают, отдавая предпочтение относительно дорогим технологиям — таким как технологии телевидения или интерактивного видео — перед более дешевыми: основанными на тексте, аудиозаписи и телеконференциях на основе телефонной связи.
Сочетание технологий всегда приводит к лучшему результату, чем какая-то одна технология. Однако чтобы добиться оптимального сочетания требуется очень много умений и знаний. В конечном счете, оптимальное сочетание технологий зависит в большей степени от качества проектирования курса и качества организации обучения, чем от технологий как таковых.

Базовые технологии

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone

Программы дистанционного образования предполагают две основных формы активности учащихся: Для доставки и опосредованной презентации учебно-методического обеспечения, как и для межличностного взаимодействия могут использоваться самые разнообразные устройства, но базовые технологии — технологии распространения сигнала — часто используются те же самые.
Бурно развивающаяся тенденция ко все более широкому использованию электронных, или цифровых, медиа — и к конвергенции трансляционных, компьютерных и телекоммуникационных технологий — ведет к тому, что через базовые технологии передается все больше и больше типов информации. Цифровые системы, кодирующие всю информацию в битах (BInary digiTs), способны передавать самые разные ее типы (текст, числовые данные, звук, образы) — одновременно по одному каналу или по сетям, использующим несколько различных каналов коммуникации. (В порядке увеличения пропускной способности, эти каналы включают в себя ISDN, оптико-волокно, кабель и спутники связи).
По существу, новая эпоха телекоммуникаций началась с развитием глобальной компьютерной сети — Интернет, ставшей базовой технологией для всемирного обмена информацией и играющей огромную роль во всех областях деятельности, и нисколько не меньшую чем в других — в дистанционном образовании.

Цифровая сеть с интегрированными услугами (ISDN)

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/isdn

ISDN — цифровая сеть с интегрированными услугами (integrated services digital network) — международный стандарт связи для передачи голоса, видео и данных по цифровым телефонным линиям или обычным телефонным проводам. ISDN поддерживает скорости передачи данных от 64 Kbps (64,000 бит в секунду). Большинство линий ISDN, предоставляемых телефонными компаниями, являются на деле двумя линиями, объединенными в B -канал. Одну линию можно использовать для голосовой связи, вторую — для передачи данных; либо можно использовать обе линии для передачи данных, получив скорость передачи 128 Kbps, втрое большую, чем предоставляют сегодняшние самые быстрые модемы.
В первоначальной версии ISDN использовалась передача в полосе частот основных групп. В другой версии, называемой B-ISDN, используется широкополосная передача, она может поддерживать скорости передачи до 1.5 Mbps (мегабайт в сек.). B-ISDN требует оптико-волоконного кабеля, и потому не нашла еще широкого применения.
Начиная со времени появления, ISDN все более широко используется в дистанционном образовании.

Микроволновая высокочастотная передача

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/microwave

Высокочастотная микроволновая передача была, прежде всего, стандартным способом наземной связи, много лет используемой телефонными компаниями и радиожурналистами (FM). Микроволновые сигналы передаются высоко направленными дискообразными антеннами и для наземной и для спутниковой коммуникации. Микроволновые передачи могут модулироваться, перенося и аналоговые, и цифровые сигналы для передачи на расстояние голоса, видео или баз данных. Распространенное в США учебное телевидение с фиксированным обслуживанием (ITFS) использует микроволновую передачу для трансляции учебных программ ограниченному кругу пользователей.

Коаксиальный кабель

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/coaxial

Коаксиальный кабель широко используется во многих странах для кабельного телевидения, телефонного сервиса и компьютерных сетей. Кабель имеет одну центральную медную проводящую жилу, изолированную диэлектриком, еще одно проводящее кольцо и еще один изолирующий экран. Сигнал в кабеле распространяется или в форме ветвящегося дерева, или звезды и нуждается в усилителях, которые устанавливаются в точках, расположенных вдоль сети. Усилители могут быть односторонними или двухсторонними; двухсторонние усилители дают возможность обеспечить интерактивные услуги по сети, позволяя потребителям выбрать из меню услуг (например, посещение магазина, не выходя из дома, видео на заказ, или образовательные услуги). Кабельные сети часто поддерживают услуги и программы спутниковых систем коммуникации, обеспечивая их местное перераспределение.

Спутники

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/sattelites

Вращающиеся на земной орбите спутники используются для приема и передачи сигналов телефона, телевидения, радио и для коммуникации баз данных. Основное устройство релейной связи в спутниках — транспондер, преобразователь непрерывных данных в цифровые — стало во много раз эффективнее благодаря значительному прогрессу в технологии сжатия (компрессии). Система спутниковой связи включает в себя спутники и наземные станции для передачи и получения сигналов. Спутники прямого вещания, транслируют радио- и телевизионные программы, которые потребители могут получать через кабельную сеть или домашнюю дисковую антенну. Цифровая спутниковая система вещания охватывает в настоящее время все континенты. Сигналы от этих спутников — включая программы дистанционного образования — могут быть получены в том числе и на портативных приемниках.

Оптико-волоконная связь

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/fiberoptics

Оптико-волоконной связью называется технология, использующая стеклянное (или пластиковое) волокно для передачи данных. Оптико-волоконный кабель состоит из пучка стеклянных жил, каждая из которых может передавать сообщения, модулированные на световой волне.
Волоконная оптика имеет много преимуществ по сравнению с традиционными металлическими линиями связи: Основной недостаток волоконной оптики в том, что волоконно-оптический кабель является самым дорогим из всех типов кабеля. Волоконно-оптический кабель очень хрупкий, поэтому монтаж его очень затруднителен.

Сеть Интернет

http://www.cito.ru/gdenet/technology/backbone/internet

Сеть Интернет — мировая ассоциация компьютерных сетей. Она представляет собой яркий пример реализации концепции интерсетей, то есть интегрированной сетевой паутины, состоящей из различных физически неоднородных коммуникационных сетей, объединенных между собой в единую логическую архитектуру. Интернет объединяет множество серверов, на которых находится огромный объем информации по разнообразным темам. Информация на серверах организована для доступа пользователей различными способами. По этому признаку наиболее популярными являются серверы FTP, WWW и Telnet.
Значение сети Интернет для дистанционного образования, как и для любой другой современной области деятельности, трудно переоценить.

Технологии, основанные на трансляции или компьютерной сети

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast

Дистанционное образование предполагает две основные формы деятельности учащихся: Обучение в курсе дистанционного образования имеет опосредованный характер, прежде всего, именно из-за того, что содержание курса представлено в специально спроектированном и разработанном для самостоятельного изучения учебно-методическом комплексе с использованием различных медиа: текста, аудио, аудиовизуальных или электронных средств. Форма, которую приобретает тот или другой раздел учебно-методического обеспечения курса, и то, каким образом он изучается студентом, зависят от технологии, используемой для разработки и доставки медиа (например, текст может быть доставлен учащемуся или в бумажном виде, напечатанным или через Web, в виде файла гипертекста, видео может быть транслировано через эфирное телевидение, распространяться в видео кассет, или отцифровано в компьютерный файл). Для передачи содержания и обеспечения интерактивности может использоваться одна и та же технология (например, и для того, и для другого могут быть использованы видеоконференции, аудиографические конференции, Web), но в большинстве случаев для этих целей применяются разные технологии. Использование в дистанционном образовании национальной сети телерадиовещания, как правило, может быть оправдано только для массовых образовательных программ или в качестве "витрины" для представления учебных курсов и привлечения новых студентов.
Исключениями здесь может быть использование в образовательных целях государственного сегмента этой сети (когда министерство образование предоставляет еженедельное эфирное время для учебных программ) или же сетей, поддерживаемых образовательными или религиозными организациями. В ряде стран, особенно в Соединенных Штатах, применяются технологии трансляции учебных телепрограмм ограниченному кругу зарегистрированных студентов — через кабельные или спутниковые каналы ограниченного доступа, или ITFS (instructional television fixed service) — учебное телевидение с фиксированным обслуживанием.
Развитие цифровых сетей трансляции, применяющих спутниковые системы, во много раз увеличивает число каналов для ограниченного (адресного) вещания, и часть из них может быть использована для программ дистанционного образования.
Где бы потенциальные студенты ни имели доступ к сетевым терминалам или персональным компьютерам — на работе, в местных учебных центрах, или дома — так или иначе, технологии доставки электронных, или цифровых медиа, все более и более используются в дистанционном образовании. Цифровые системы передают всю информацию в битах (BInary digiTs) и могут передавать различные ее типы (текст, числовые данные, звук, образы) по одному каналу и одновременно. Цифровые системы используют каналы трансмиссии гораздо более эффективно чем аналоговые системы типа традиционного телефона или сети телерадиовещания. Они также воспроизводят информацию более точно, и она может быть скопирована или усилена с минимальным или нулевым искажением. Привычные сети телекоммуникации все более и более заменяются цифровыми системами типа цифровой трансляции и интегрированного сервиса цифровой сети (ISDN).

Радио

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/radio

Радио, как технология, наиболее доступная по цене и охвату, используется в сфере образования с момента его появления. Радио используется в передачах школьного радио, для консультаций и подготовки работающих учителей и при проведении кампаний по борьбе с неграмотностью взрослых и за распространение базового образования. В сочетании с консультациями, использованием печатных материалов, местных групп прослушивания и очных встреч, во многих странах радио используется для преподавания различных предметов на уровне школы и колледжа. Рядом крупных университетов дистанционного обучения Британии, Индонезии, Испании и Таиланда радио используется в многочисленных дистанционных образовательных курсах. Теперь, когда аудиокассетные магнитофоны так распространены, эфемерность радиовещания и фиксированное время передач не является более препятствием. А там, где студенты имеют доступ к телефонии, программы с дискуссиями по телефону помогут преодолеть односторонность радиовещания.

Телевидение

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/television

Создание и трансляция телевизионных программ, очевидно, требует гораздо больших затрат, чем создание и трансляция радио программ, особенно при трансляции по общедоступным каналам, когда предполагается, что программы будут соответствовать производственным стандартам новостных, документальных и развлекательных программ.
Создание программ с малым числом исполнителей не требует большого бюджета, но форма передачи, предполагающая чтение лектором лекции перед телевизионной камерой, обычно считается неэффективным способом использования данного средства презентации (хотя этот способ широко используется Центральным телевизионным университетом Китая). Роль телевидения важна в рамках мультимедийных дистанционных образовательных курсов, когда средства телевидения используются для демонстрации научных или лабораторных экспериментов, репортажей об экскурсиях, полевых исследованиях, для рассмотрения практических примеров или деятельности, а также для визуализации динамических процессов или последовательности событий.
Однако в странах, где просмотр телевизионных передач является пассивным и развлекательным, студентам может быть трудно изменить свои привычки и начать рассматривать телевидение как средство получения образования. И если у студентов нет доступа к записывающему оборудованию, дома или в местных образовательных центрах, то, при определении образовательных целей и места телевидения в рамках дистанционных курсов, приходится учитывать эфемерность телевещания.

Учебное телевидение с фиксированным обслуживанием (ITFS)

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/instructional

Учебное телевидение с фиксированным обслуживанием (ITFS) — это недорогая система трансляции на определенную, узкую аудиторию, используемая многими американскими колледжами и школами для телеобучения в небольших районах (в радиусе приблизительно сорока километров от микроволнового передатчика). ITFS студии относительно невелики и просты в использовании по сравнению с профессиональными студиями эфирного или спутникового телевидения. Поэтому учителю или преподавателю колледжа довольно легко одновременно использовать ТВ-уроки, добавляя к ним какой-то живой материал и используя видеоматериалы, записанные заранее, и даже поддерживать двустороннюю телефонную связь с удаленной студенческой аудиторией, позволяющую задавать вопросы и получать ответы. Некоторые ITFS системы включены в кабельные сети, чтобы уроки могли транслироваться учащимся, занимающимся на дому.

Онлайновые базы данных и услуги

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/online

Некоторые виды онлайнового сервиса играют важную роль в дистанционном образовании: к таким видам относятся базы данных по предметным областям и библиотечный сервис, онлайновый доступ к информации об учебных курсах и к административным услугам типа приема платы за обучение и регистрации. В некоторых странах, особенно Франции, много лет обеспечен доступ к общественным услугам "видеотекста" через терминалы, обслуживаемые государственной телефонной компанией, включая онлайновые услуги в области дистанционного образования и программ обучения. Однако персональные компьютеры с Web-браузерами уже давно стали наиболее распространенным способом обращения к услугам он-лайн.

Гипертекст и Всемирная паутина

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/hypertext

World Wide Web в перспективе может стать глобальным образовательным форумом, в пределах которого будут преподаваться и изучаться самые разнообразные учебные программы и курсы наук. Интернет в состоянии в любой момент предоставить каждому учащемуся информационно-образовательные возможности, сопоставимые с возможностями самой универсальной, совершенной и всеобъемлющей энциклопедии знаний и даже превышающие их. При этом все учебные материалы Web-курсов допускают оперативную корректировку и любые дополнения. Тексты, теоремы, примеры и упражнения можно транслировать в интерактивном режиме, сопровождая их необходимыми иллюстрациями, графиками или, например, демонстрацией влияния изменения параметров и условий на ход исследуемого процесса. В зависимости от своих потребностей и интересов учащийся может перемещаться в пространстве Интернета, извлекая нужную информацию из различных сайтов и пользуясь системой их перекрёстных ссылок. Web-ориентированная модель образования характеризуется полной свободой от каких бы то ни было пространственно-временных ограничений и доступностью для всех заинтересованных учащихся вне зависимости от их местонахождения.

Мультимедиа

http://www.cito.ru/gdenet/technology/broadcast/multimedia

В образовании понятие "мультимедиа" означает интегрированное использование, в компьютерной системе, оцифрованного текста, аудио, графики, анимации и видео для презентации различных элементов содержания курса. Эти элементы могут быть представлены самым разнообразным способом, позволяя студентам выбирать свой собственный путь в освоении учебно-методического комплекта курса, пользуясь клавиатурой или "мышкой".
Developing good multimedia courseware is a highly skilled task requiring knowledge of the subject matter, instructional design skills, and familiarity with the authoring software. Multimedia courseware may be presented on a CD-ROM for use on a stand-alone personal computer or over the Web through networked computer terminals.
Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Межличностные взаимоотношения (интерактивность)

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction

Взаимодействие в дистанционном образовании традиционно осуществляется во время периодических очных тьюториалов в местных центрах или более продолжительных контактных сессий, или выездных школ. Однако все более и более возрастающее многообразие доступных теперь технологий взаимодействия на расстоянии может дополнить или даже заменить взаимодействие "лицом к лицу". Для передачи содержания и обеспечения интерактивности в отдельных случаях может использоваться одна и та же технология (например, и для того, и для другого могут быть использованы видеоконференции, аудиографические конференции, Web), но в большинстве случаев для этих целей применяются разные технологии.
Коммуникационные технологии, используемые для поддержки взаимодействия в дистанционном образовании, могут быть разделены на две широкие категории: Системы дистанционного образования используют также технологии, которые комбинируют асинхронную и синхронную коммуникацию с применением компьютерного программного обеспечения, — как, например, мультимедийные стационарные конференции и интегрированные Web-среды.

Почтовая корреспонденция

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/postal

Почтовая корреспонденция используется в дистанционном образовании с тех пор, как появились общедоступные почтовые услуги по единому тарифу, то есть во многих странах уже более 150 лет. Почтовая корреспонденция и поныне остается главным — а иногда и единственным — каналом коммуникации между студентом и тютором в дистанционном обучении даже в развитых странах. К почтовой корреспонденции прибегают в первую очередь, когда студенту нужно отправить письменное домашнее задание своему личному тьютору, который затем проверяет его и отсылает студенту свои замечания в письменном виде. Взаимодействие между тьютором и студентом становится плодотворнее, письменными замечаниями можно потом пользоваться при повторении пройденного материала, да и денежные затраты минимальны. Почтовая корреспонденция имеет и свои недостатки: работы проверяются слишком долго, особенно если почтовые услуги медленны или ненадежны, и для групповой коммуникации она не подходит. На некоторых курсах дистанционного обучения сейчас предпочитают почте факс, если у студентов и тюторов есть возможность пользоваться факсом и телефонными линиями. В большинстве же случаев традиционная почтовая корреспонденция вытесняется электронной — сохраняя при этом большую часть тех особенностей технологии межличностной коммуникации, о которых говорится в публикациях этого раздела.

Электронная почта

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/email

Электронная почта — это форма компьютерного обмена сообщениями с промежуточным их хранением, которая позволяет пользователю отсылать текстовые сообщения с персонального компьютера по сети передачи данных (такой, как, например, Интернет) одному или более адресатам, которые с помощью своего персонального компьютера или рабочей станции получают эти сообщения из своего "почтового ящика" на центральном сервере. Доступ к электронной почте получает широкое распространение во многих странах посредством использования учрежденческих или корпоративных сетей или сетей Интернета сервисных провайдеров. По мере увеличения пропускной способности сети передачи данных и возможностей по обработке данных персональных компьютеров увеличиваются и возможности присоединения файлов к электронным сообщениям, от форматированных документов до звуковых и даже видео файлов. Электронная почта может использоваться для передачи сообщений от одного корреспондента другому и от одного корреспондента множеству корреспондентов (посредством электронных списков рассылки) и таким образом служить средством группового общения. Например, тьютор может с помощью электронной почты легко разослать одно и тоже сообщение каждому студенту группы, а группа студентов может использовать электронную почту, чтобы сообща работать над выполнением задания.

Компьютерные конференции

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/conferencing

Система компьютерных конференций, развившаяся из электронных "досок объявлений", используется для поддержки обменивающихся текстовой информацией асинхронных студенческих групп и коммуникации «многих со многими». Компьютерные конференции позволяют организовать, структурировать, отыскать нужные и восстановить потерянные сообщения. С помощью их программных средств можно связывать одно сообщение с другим в форме комментария, организовать распределение сообщений по различным направлениям, дискурсивным линиям, темам. Участники легко обнаруживают, кто внес свой вклад в конференцию, кем было прочитано то или другое специфическое сообщение, а модератор или организатор конференции могут использовать специальные команды, чтобы определить членство конференции, установить последовательность сообщений участников, структурировать обсуждение и фиксировать открытие и закрытие тем конференции. Некоторые системы конференций обладают возможностями, которые могут быть использованы для обеспечения совместной деятельности студентов учебной группы: например, опциями опроса и голосования, переключающимися режимами "только чтение" и "чтение и письмо". Более современные Web-системы конференций могут использоваться в сочетании с базами данных и другими информационными ресурсами WWW.

Многопользовательские объектно-ориентированные среды (MOOs)

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/moos

MOOs (Многопользовательские объектно-ориентированные среды) — это основанные на тексте среды, установленные на персональных компьютерах для осуществления коммуникации в реальном времени между двумя или более удаленными друг от друга участниками. Каждый из участников выступает в своей, специфической роли и среде MOO можно придать конфигурацию, позволяющую создавать ролевые и игровые ситуации. Пользователи сообщаются между собой через Интернет, применяя специальное программно-инструментальное обеспечение, доступное в сети, включая осуществляемую в реальном времени аудиосвязь или текстовой чат. MOOs изначально использовались для неформального общения и профессионального обучения на расстоянии, хотя и не в рамках формальных курсов.

Аудиоконференции

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/audioconferencing

Аудиоконференции используют голосовую связь между участниками из двух или более пунктов. Традиционно, аудиоконференции поддерживались обычными телефонными линиями, но сейчас используются новые технологии, такие как Интернет и ISDN. Когда на пункте присутствует больше одного участника, требуется использование спикерфонов или специального оборудования. Когда вовлечено более двух пунктов, необходим специальный "мост" для телеконференций (арендованный у поставщика телекоммуникаций или предоставленный институтом); более современные системы могут использовать программное обеспечение, имеющееся в Интернет. Успешное проведение аудио конференций требует хорошего качества звука, надежный аудио "мост", комфортабельные условия для слушателей (высокоэффективные спикерфоны, головные телефоны, или и то и другое). Кроме того, требуется тщательное планирование сессий, требующих активное участие слушателей и внимательную проверку ответов.

Аудиографические конференции

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/audiographic

Аудиографические системы дополняют аудио канал различными формами низкочастотных графических данных, таких как текст, диаграммы, дистанционная передача письменных сообщений или рисунки. Уровень, качество и гибкость визуальной поддержки сильно варьируется в зависимости от пропускной способности канала связи и сложности станции тьютора и учащихся, программного обеспечения и периферийного оборудования.
Некоторые системы позволяют пользователям снабдить экран компьютера или электронную "белую доску" клавиатурой или графическим пером, и затем переносить аннотации на экраны удаленных пользователей. Более сложные компьютерные системы позволяют взаимодействовать, когда участники на каждом рабочем месте вместе работают над файлом или документом, хранящемся на системном сервере.

Видеоконференции

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/videoconferencing

Видеоконференции используют голосовую и видео связь, обычно через цифровые системы передачи (ISDN, специальные каналы, оптиковолоконные или спутниковые системы). Шифратор/дешифратор (CODED) переводит в цифровую форму аудио и видеоинформацию перед передачей, производит необходимую компрессию, а на удаленном участке конвертирует входящую аудио и видеоинформацию из цифровой в аналоговую. Системы видеоконференций варьируют от крупной фиксированной установки — что часто используется для живых видеолекций в большой аудитории с односторонним видео и двусторонним аудио диалогом — до двухпунктовых настольных систем на персональных компьютерах, связанных с сетью. Недавние усовершенствования в технологиях видеокомпрессии, наряду с недорогим оборудованием и передачей (такой как общественные ISDN), сделали двусторонние "сжатые видеоконференции" доступными для классов, бизнеса и небольших колледжей. Эти технологии занимают нишу между очень дорогостоящими традиционными системами и настольными конференциями на персональных компьютерах.

Мультимедиа конференции

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/multimedia

Настольная система мультимедийной телеконференции предполагает использование нескольких различных инструментальных средств, через единый компьютерный интерфейс, но в отдельных окнах на экране. Эти инструментальные средства могут включать асинхронную текстовую конференцию (e-mail), аудиоконференцию, видеоконференцию, Web-ресурсы и совместную разработку документов или проектов несколькими участниками, расположенными в удаленных друг от друга точках. Такие системы требуют высокоспециализированных рабочих станций с памятью, мощностью и скоростью, достаточной для работы с мультимедийными приложениями (наряду со сжатым видео, камерами, микрофонами и цифровыми планшетами), а также доступом к широкополосной к оммуникационной сети (по крайней мере, ISDN). Существующие системы достаточно дороги и несовершенны. Но сильное коммерческое давление на этом рынке позволяет предполагать, что более дешевые и надежные системы станут все более и более доступными для использования в дистанционном образовании, особенно для корпоративного обучения.

Интегрированные Web-среды

http://www.cito.ru/gdenet/technology/interaction/integratedweb

Легко доступные и хорошо разработанные современные программные и инструментальные средства для организации приспособленной к определенным пользовательским задачам Web-среды позволяют относительно просто проектировать и разрабатывать Web-среды для дистанционного образования и обучения. Эти среды, или пространства, могут интегрировать в себе учебно-методические ресурсы курса (в виде страниц гипертекста, мультимедиа) и набор вспомогательных средств, включающий инструментарии, позволяющие взаимодействовать тьюторам, преподавателям и другим участникам учебного процесса как асинхронно (электронная почта, компьютерные конференции), так и синхронно (аудио- и видеосвязь через Интернет). Таким средам можно придавать различную конфигурацию, обеспечивая поддержку различных типов учебных занятий (индивидуальных, в небольших группах, пленарных). Как правило, они также содержат инструментальные средства, позволяющие преподавателю осуществлять проектирование и разработку курсов, управление академической группой, структурирование, тестирование и оценку знаний.

Полиграфия и запись

http://www.cito.ru/gdenet/technology/print

Дистанционное образование предполагает две основные формы деятельности учащихся: Обучение в курсе дистанционного образования имеет опосредованный характер, прежде всего, именно из-за того, что содержание курса представлено в специально спроектированном и разработанном для самостоятельного изучения учебно-методическом комплексе с использованием различных медиа: текста, аудио, аудиовизуальных или электронных средств. Форма, которую приобретает тот или другой раздел учебно-методического обеспечения курса, и то, каким образом он изучается студентом, зависят от технологии, используемой для разработки и доставки медиа (например, текст может быть доставлен учащемуся или в бумажном виде, напечатанным или через Web, в виде файла гипертекста; видео может быть транслировано через эфирное телевидение, распространяться в виде кассет, или отцифровано в компьютерный файл). Для передачи содержания и обеспечения интерактивности может использоваться одна и та же технология (например, и для того, и для другого могут быть использованы видеоконференции, аудиографические конференции, Web), но в большинстве случаев для этих целей применяются разные технологии.
Печать может быть названа основой дистанционного образования. Более 85 процентов программ дистанционного образования используют печать в качестве основной технологии создания и презентации учебно-методического обеспечения курса или в сочетании с другими медиа и технологиями. Значение и качество печати выросли в связи с тем, что свободный доступ к относительно дешевым настольным издательским системам и развитие компьютерных печатных технологий облегчили задачи подготовки, обновления и редактирования текстовых и графических материалов. Программы дистанционного образования используют несколько различных типов печатных материалов.
Аудио- и видеозапись в дистанционном образовании может использоваться более гибкими и эффективными способами, чем транслируемые программы, поскольку эта технология позволяет учащимся остановить кассету, вернуться и подумать над каким-то ее фрагментом, выполнить упражнение на самопроверку, вновь вернуться к уже пройденному, прежде чем двигаться дальше: это приводит к более активному слуховому и зрительному восприятию и тем самым повышает вероятность хорошего запоминания и понимания материала.