Дистанционное образование

Системы

Первоисточник: Scherbakov.biz
"Дистанционное образование.Системы"
http://scherbakov.biz/main/distant/systemsdo.htm

Система «Learning Space» и ее возможности

Одной из наиболее развитых программных систем дистанционного обучения является продукт LearningSpace фирмы Lotus. LearningSpace обеспечивает легкое внедрение в создаваемые курсы видео и аудио фрагментов, позволяет реализовать весь диапазон услуг от самообучения до коллективного синхронного, дает преподавателям и студентам доступ ко всем своим функциям как из клиента Notes (в локальной сети учебной аудитории), так и из Web-броузера (дистанционное обучение). Базовая архитектура этого пакета основывается на пяти главных баз данных, которые используются для управления различными аспектами, как создания курсов, так и их сопровождения: Асинхронные коммуникационные средства основываются на электронной почте, которая используется для проведения конфиденциальных дискуссий, а также создания форумов CourseRoom, где приватные и публичные дискуссии могут комментироваться и сопровождаться тьютором.
Синхронные коммуникации поддерживаются различными средствами, совместно с Learning Server 2.0, такие как чат, видео- и телеконференции. Вдобавок к этому учебные ресурсы и другие материалы могут быть пересылаться посредством Media Center. Студенты могут иметь курсовую папку, содержащую записи о выполненных работах, а также заданиях, которые необходимо выполнить в ходе изучения учебного курса. Инструктор может сделать архивную копию полного курса для дальнейшего использования. Портфель (рабочая папка) содержится в профайле каждого участника процесса обучения. Это защищенная область, которая обеспечивает конфиденциальность общения тьютора и обучаемого.

Система «Hot Potatoes» и ее применение в дистанционном образовании

Одним из наиболее удобных инструментальных средств создания тестовых скриптов является пакет Hot Potatoes. Данный продукт является бесплатным для личного использования и для применения его образовательными учреждениями в некоммерческих целях. Данный пакет предоставляет возможность создания различных видов тестов, имеет интуитивно понятный и весьма удобный интерфейс. Hot Potatoes содержит заготовки на HTML и JavaScript, при помощи которых легко создать тесты (с пятью вариантами ответов и комментараиями к каждому из них), опросники, анкеты, обучающие кроссворды 20х20, задания по проверке правописания (орфография и синтаксис) и знания синонимов, антонимов и пр. Каждое из заданий преподаватель может сопроводить системой подсказок и построить по многовариантной схеме. К сожалению, разработчики не предусмотрели возможность использования расширенной кодировки кириллицы символы кириллицы заменяются спецсимволами языка HTML. Данная проблема легко решается в современных HTML-редакторах, таких как HomeSite и FrontPage. При этом необходимо просто дать команду заменить все спецсимволы на символы выбранной расширенной кодировки. В результате работы формируется готовая страница, использующая JAVAскрипт и содержащая тесты, элементы управления (навигации) и контроля правильности ответов.
Другим возможным подходом для организации промежуточного и итогового контроля знаний является использование универсальной системы тестирования. Если такая система используется в различных учебных заведениях, то появляется возможность сопоставления сложности контрольных мероприятий и уровней подготовки специалистов в учебных заведениях одного профиля. Внешний вид, навигация и некоторые другие параметры и функции настраиваются при создании теста учебника, что позволяет, как реализовать замысел конкретного разработчика, так и согласовать дизайн теста с общим дизайном. Последняя версия пакета использует новые возможности спецификации HTML 4.0 - динамический HTML.

Система дистанционного обучения «Доцент» и ее характеристики

Автоматизированная система Дистанционного обучающего центра (ДОЦЕНТ) системы асинхронного телеобучения, представляет собой комплекс программно-методических средств ДО, переподготовки и тестирования слушателей. Комплекс программно-методических средств основан на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
В состав ДОЦЕНТа входят:

Общая структура системы телеобучения

Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, кура-тор, преподаватель и обучаемые (слушатели).
Администратор организует работу учебного центра.
Куратор организует учебный процесс. Он формирует учебные группы на основе зая-вок на обучение, полученных по Интернет или любым иным способом.
Преподаватель готовит учебно-методические материалы, проводит групповые и индивидуальные консультации со слушателями. Совместно с куратором группы принимает решение об аттестации слушателей на основании результатов очного или заочного, автоматизированного или автоматического контроля и тестирования.
Слушатели объединяются в учебные группы. Все слушатели учебной группы изучают один и тот же учебный курс. Количество слушателей в учебной группе не ограничивается, К группе прикрепляется куратор, отвечающий за организацию учебного процесса в группе, и преподаватель, ведущий учебный курс.
Административная подсистема включает в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) "Администратор", АРМ "Куратор", АРМ Преподаватель".
АРМ "Администратор" обеспечивает информационную поддержку администратора учебного центра, ведение централизованной базы данных, получение информации об учебных группах и персонале виртуального учебного центра, управление доступом участников учебного процесса.
АРМ "Куратор" имеет средства для организации учебного процесса, формирования учебных групп и получения сведений о текущем учебном процессе.
АРМ "Преподаватель" имеет средства подготовки учебнометодических материалов, предназначенных для проведения учебного процесса и/или тестирования, дистанционного ведения консультаций по курсу, проверки и оценки тестовых заданий и курсовых работ.
Слушатели учебного курса объединяются в учебные группы на период проведения подготовки, переподготовки или тестирования. После зачисления на курс они получают доступ к учебно-методическим материалам курса. Процесс обучения, в основном, строится на изучении материалов электронных учебников, консультации с преподавателями центра, выполнении курсовых работ и тестовых заданий. Слушатели могут самостоятельно изучать учебные материалы, рекомендованные преподавателем, и/или искать в каталоге дополнительные материалы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную консультацию к преподавателю. Преподаватель также имеет возможность разослать приглашения на консультацию слушателям своей группы. В режиме online консультации проводятся с использованием стандартных процедур Chat (разговор) или Whiteboard (классная доска), либо в виде телеконференций.

Процесс обучения в центре

В Дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить дату и время консультации и послать по электронной почте сообщение об этом слушателям. Консультации проводятся либо средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting, либо с помощью собственных управляемых средств АС "ДОЦЕНТ".
Преподаватель может проводить консультацию в различных режимах функционирования программы MS NеtMeeting; Режим Chat (Разговор) позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации (прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя. Любой участник консультации может набрать текст в поле "Сообщение" и вывести его на всеобщее обозрение кликом мышью на командной кнопке "Послать", расположенной справа от текстового поля. В окне разговора сообщения участников консультации сопровождаются личными идентификаторами. Система дистанционного обучения «Доцент» приобретена Менделеевским университетом и в настоящее время установлена на его образовательном сервере.

Система дистанционного обучения «Прометей»

Созданная Институтом образовательных технологий система дистанционного обучения «Прометей» позволяет организовать учебный процесс таким образом, что с одной стороны дает возможность преподавателю (тьютору), находясь в любом месте, где есть доступ к Интернет, — дома или на работе, всесторонне контролировать процесс обучения слушателя, сдачу экзаменов и прохождение тестов, с другой стороны слушателю — приобрести качественные знания и в конечном итоге — документ, подтверждающий получение высшего или дополнительного образования.
Другим достоинством СДО является то, что в ней можно разместить любой курс, любую обучающую программу и проводить дистанционное обучение через Интернет/интранет практически в любых сферах деятельности человека, начиная от академических наук и заканчивая простыми подготовительными курсами (например для поступления в ВУЗ). Во время работы с курсом слушатель имеет возможность обмениваться электронной почтой как с тьютором, так и с однокурсниками по обучению. И хотя группы слушателей виртуальные и существуют только в Интернете, они сохраняют все признаки реальных, предоставляя слушателям возможность консультироваться с тьютором, общаться друг с другом и обмениваться опытом. Тьютор предлагает конкретный учебный план и имеет возможность наблюдать весь процесс работы слушателя с учебным материалом, контролировать ход выполнения им лабораторных работ, вмешиваться в процесс обучения, а также назначать слушателю дополнительные тесты, изменяя в зависимости от необходимости условия сдачи экзаменов. Возможности СДО позволяют подключать к системе различные компьютерные тренажеры и дистанционно использовать их для приобретения обучающимися практических навыков работы.

Для общения между слушателями и тьтютором кроме электронной почты используется обычный или звуковой чат, а также видеоконференции, предоставляющие различным лицам, находящимся в отдаленных городах России и мира, возможность в реальном масштабе времени участвовать в обсуждении любых вопросов. Звуковой чат, встроенный в систему, при обучении группы слушателей позволяет существенно оживить общение слушателей и повысить эффективность общения обучаемых с преподавателем и друг с другом.
Использование СДО "Прометей II» позволяет: