Дистанционное образование
Системы
Первоисточник: Scherbakov.biz
"Дистанционное образование.Системы"
http://scherbakov.biz/main/distant/systemsdo.htm
Система «Learning Space» и ее возможности
Одной из наиболее развитых программных систем дистанционного обучения является продукт LearningSpace фирмы Lotus. LearningSpace
обеспечивает легкое внедрение в создаваемые курсы видео и аудио фрагментов, позволяет реализовать весь диапазон услуг от
самообучения до коллективного синхронного, дает преподавателям и студентам доступ ко всем своим функциям как из клиента Notes
(в локальной сети учебной аудитории), так и из Web-броузера (дистанционное обучение). Базовая архитектура этого пакета
основывается на пяти главных баз данных, которые используются для управления различными аспектами, как создания курсов, так и их
сопровождения:
- Schedule – менеджер списков.
- Media Center – менеджер библиотеки курсовых мультимедийных материалов.
- The CourseRoom – инструмент электронного взаимодействия, позволяющий создавать как общие студенческие форумы,
так и специализированные.
- The Profile Manager – содержит базовую информацию о участниках, наподобие домашней страницы или онлайн CV.
- The Assessment Manager – инструмент тьютора для проведения конфиденциальных тестирований, оценки их результатов и отсылки
результатов испытуемым. Он также позволяет создавать журнал успеваемости всех обучаемых данного курса.
- Пакет LearningSpace включает инструменты для просмотра webдокументов и средства для включения мультимедиа материалов в
документы данного пакета. Связи могут быть установлены из пакета LearningSpace к мультимедийному содержимому web-документов.
Асинхронные коммуникационные средства основываются на электронной почте, которая используется для проведения конфиденциальных
дискуссий, а также создания форумов CourseRoom, где приватные и публичные дискуссии могут комментироваться и сопровождаться
тьютором.
Синхронные коммуникации поддерживаются различными средствами, совместно с Learning Server 2.0, такие как чат, видео- и
телеконференции. Вдобавок к этому учебные ресурсы и другие материалы могут быть пересылаться посредством Media Center.
Студенты могут иметь курсовую папку, содержащую записи о выполненных работах, а также заданиях, которые необходимо выполнить в
ходе изучения учебного курса. Инструктор может сделать архивную копию полного курса для дальнейшего использования. Портфель
(рабочая папка) содержится в профайле каждого участника процесса обучения. Это защищенная область, которая обеспечивает
конфиденциальность общения тьютора и обучаемого.
Система «Hot Potatoes» и ее применение в дистанционном образовании
Одним из наиболее удобных инструментальных средств создания тестовых скриптов является пакет Hot Potatoes. Данный продукт является
бесплатным для личного использования и для применения его образовательными учреждениями в некоммерческих целях.
Данный пакет предоставляет возможность создания различных видов тестов, имеет интуитивно понятный и весьма удобный интерфейс.
Hot Potatoes содержит заготовки на HTML и JavaScript, при помощи которых легко создать тесты (с пятью вариантами ответов и
комментараиями к каждому из них), опросники, анкеты, обучающие кроссворды 20х20, задания по проверке правописания (орфография и
синтаксис) и знания синонимов, антонимов и пр. Каждое из заданий преподаватель может сопроводить системой подсказок и построить
по многовариантной схеме. К сожалению, разработчики не предусмотрели возможность использования расширенной кодировки кириллицы
символы кириллицы заменяются спецсимволами языка HTML. Данная проблема легко решается в современных HTML-редакторах, таких как
HomeSite и FrontPage. При этом необходимо просто дать команду заменить все спецсимволы на символы выбранной расширенной кодировки.
В результате работы формируется готовая страница, использующая JAVAскрипт и содержащая тесты, элементы управления (навигации)
и контроля правильности ответов.
Другим возможным подходом для организации промежуточного и итогового контроля знаний является использование универсальной системы
тестирования. Если такая система используется в различных учебных заведениях, то появляется возможность сопоставления сложности
контрольных мероприятий и уровней подготовки специалистов в учебных заведениях одного профиля. Внешний вид, навигация и некоторые
другие параметры и функции настраиваются при создании теста учебника, что позволяет, как реализовать замысел конкретного
разработчика, так и согласовать дизайн теста с общим дизайном. Последняя версия пакета использует новые возможности спецификации
HTML 4.0 - динамический HTML.
Система дистанционного обучения «Доцент» и ее характеристики
Автоматизированная система Дистанционного обучающего центра (ДОЦЕНТ) системы асинхронного телеобучения, представляет собой
комплекс программно-методических средств ДО, переподготовки и тестирования слушателей. Комплекс программно-методических средств
основан на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем.
В состав ДОЦЕНТа входят:
- автоматизированная система дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей;
- инструментальные средства создания обучающих и контролирующих программ;
- графическая оболочка для создания и генерации индивидуальных тестов заданной сложности;
- набор обучающих программ;
- средства поддержки централизованной базы данных учебного центра для ведения учета и статистики, ведения разнообразных форм
отчетности;
- Автоматизированные рабочие места (сокращенно - АРМ): "АРМ Администратор", "АРМ Куратор", "АРМ Преподаватель", "АРМ Слушатель", обеспечивающие процесс функционирования Виртуального учебного центра.
Общая структура системы телеобучения
Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, кура-тор, преподаватель и обучаемые (слушатели).
Администратор организует работу учебного центра.
Куратор организует учебный процесс. Он формирует учебные группы на основе зая-вок на обучение, полученных по Интернет или
любым иным способом.
Преподаватель готовит учебно-методические материалы, проводит групповые и индивидуальные консультации со слушателями.
Совместно с куратором группы принимает решение об аттестации слушателей на основании результатов очного или заочного,
автоматизированного или автоматического контроля и тестирования.
Слушатели объединяются в учебные группы. Все слушатели учебной группы изучают один и тот же учебный курс. Количество
слушателей в учебной группе не ограничивается, К группе прикрепляется куратор, отвечающий за организацию учебного процесса в
группе, и преподаватель, ведущий учебный курс.
Административная подсистема включает в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) "Администратор", АРМ "Куратор", АРМ
Преподаватель".
АРМ "Администратор" обеспечивает информационную поддержку администратора учебного центра, ведение централизованной базы
данных, получение информации об учебных группах и персонале виртуального учебного центра, управление доступом участников учебного
процесса.
АРМ "Куратор" имеет средства для организации учебного процесса, формирования учебных групп и получения сведений о текущем
учебном процессе.
АРМ "Преподаватель" имеет средства подготовки учебнометодических материалов, предназначенных для проведения учебного
процесса и/или тестирования, дистанционного ведения консультаций по курсу, проверки и оценки тестовых заданий и курсовых работ.
Слушатели учебного курса объединяются в учебные группы на период проведения подготовки, переподготовки или тестирования.
После зачисления на курс они получают доступ к учебно-методическим материалам курса. Процесс обучения, в основном, строится
на изучении материалов электронных учебников, консультации с преподавателями центра, выполнении курсовых работ и тестовых
заданий. Слушатели могут самостоятельно изучать учебные материалы, рекомендованные преподавателем, и/или искать в каталоге
дополнительные материалы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную консультацию к преподавателю.
Преподаватель также имеет возможность разослать приглашения на консультацию слушателям своей группы. В режиме online консультации
проводятся с использованием стандартных процедур Chat (разговор) или Whiteboard (классная доска), либо в виде телеконференций.
Процесс обучения в центре
В Дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде
чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить дату и время консультации и послать по электронной почте сообщение
об этом слушателям. Консультации проводятся либо средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting, либо с помощью
собственных управляемых средств АС "ДОЦЕНТ".
Преподаватель может проводить консультацию в различных режимах функционирования программы MS NеtMeeting; Режим Chat (Разговор)
позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации
(прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя.
Любой участник консультации может набрать текст в поле "Сообщение" и вывести его на всеобщее обозрение кликом мышью на командной
кнопке "Послать", расположенной справа от текстового поля. В окне разговора сообщения участников консультации сопровождаются
личными идентификаторами. Система дистанционного обучения «Доцент» приобретена Менделеевским университетом и в настоящее время
установлена на его образовательном сервере.
Система дистанционного обучения «Прометей»
Созданная Институтом образовательных технологий система дистанционного обучения «Прометей» позволяет организовать учебный процесс
таким образом, что с одной стороны дает возможность преподавателю (тьютору), находясь в любом месте, где есть доступ к Интернет,
— дома или на работе, всесторонне контролировать процесс обучения слушателя, сдачу экзаменов и прохождение тестов, с другой
стороны слушателю — приобрести качественные знания и в конечном итоге — документ, подтверждающий получение высшего или
дополнительного образования.
Другим достоинством СДО является то, что в ней можно разместить любой курс, любую обучающую программу и проводить дистанционное
обучение через Интернет/интранет практически в любых сферах деятельности человека, начиная от академических наук и заканчивая
простыми подготовительными курсами (например для поступления в ВУЗ). Во время работы с курсом слушатель имеет возможность
обмениваться электронной почтой как с тьютором, так и с однокурсниками по обучению. И хотя группы слушателей виртуальные и
существуют только в Интернете, они сохраняют все признаки реальных, предоставляя слушателям возможность консультироваться с
тьютором, общаться друг с другом и обмениваться опытом. Тьютор предлагает конкретный учебный план и имеет возможность наблюдать
весь процесс работы слушателя с учебным материалом, контролировать ход выполнения им лабораторных работ, вмешиваться в процесс
обучения, а также назначать слушателю дополнительные тесты, изменяя в зависимости от необходимости условия сдачи экзаменов.
Возможности СДО позволяют подключать к системе различные компьютерные тренажеры и дистанционно использовать их для приобретения
обучающимися практических навыков работы.
Для общения между слушателями и тьтютором кроме электронной почты используется обычный или звуковой чат, а также
видеоконференции, предоставляющие различным лицам, находящимся в отдаленных городах России и мира, возможность в реальном масштабе
времени участвовать в обсуждении любых вопросов. Звуковой чат, встроенный в систему, при обучении группы слушателей позволяет
существенно оживить общение слушателей и повысить эффективность общения обучаемых с преподавателем и друг с другом.
Использование СДО "Прометей II» позволяет:
- увеличить число студентов, привлекая к себе абитуриентов из отдаленных регионов России и СНГ;
- развить различные современные образовательные услуги в Интернет;
- сократить расходы на изготовление учебных материалов;
- сократить расходы на командировки преподавательского состава в регионы для работы со студентам;
- экономить средства на переподготовке своих сотрудников, не сокращая при этом число обучающихся;
- проводить регулярное обучение, тренаж и тестирование персонала на своих рабочих местах;
- привлекать к обучению преподавателей из различных городов и организаций, расположенных в других регионах;
- увеличить число обучающихся и в первую очередь из отдаленных регионов;
- сократить расходы на организацию процесса обучения;
- использовать дистанционный доступ обучающихся к компьютерным тренажерам.