История земельных реформ

Источник: http://www.kvartal.biz.ua/modules.php?name=Content

[ Назад ]

Развитие общества во все времена было связано с землей, которая и теперь остается основным средством для существования человечества и источником общественного богатства. Первейшие шаги в земельных отношениях и землеустройстве были сделаны человечеством еще в первобытном обществе, когда племенами устанавливались границы охотничьих территорий. Собственность на охотничьи угодья была неприкосновенной и отстаивалась в отчаянной борьбе. С расслоением общества на скотоводческие и земледельческие племена возникшая необходимость устанавливать границы территорий, закреплять их определенными знаками. Возникновение классового общества, частной собственности изменили земельные отношения. Землеустройство начало осуществлять земельную политику в интересах господствующего класса, на укрепление прав собственности на землю и организацию использования в интересах этого класса. За тысячелетия до нашей эры народы Греции, Египта, Индии уже разделяли земельные массивы на части, вели суровый учет земель, замеры, определение их качества с целью налогообложения. Следующий этап в развитии земельных отношений связанный с проведением описания земель в специальных реестрах, в которые заносили данные о хозяине земли, размеры земельных участков, способ их возделывания, качество и прибыльность земель, наносили планы и границы землевладения. Основу землевладения феодального общества в Украине составляли земли украинских старшин, шляхты и духовенства. Существовала феодальная и единоличная собственность крестьян и казаков, основанная на их личной работе. Освободительная война 1648-1654 років. и присоединение Украины к России привели к перераспределению земли и формирование определенных земельных отношений. На освобожденных от польских магнатов землях начали возникать так называемые свободные воинские села, которые пользовалось значительными привилегиями, в частности освобождались от ряда налогов и повинностей. Такие села представляли собой совсем новое явление – государственную феодальную собственность, то есть подлежали местным и центральным органам гетманско-старшинским администрациям. Но с течением времени, до конца XVIII столетия, Россия полностью ликвидировала вольности гетманско-старшинской Украины. Начали внедряться мероприятия по распространению на территорию Украины общероссийского законодательства, которое закрепляло крепостничество.

Начало XIX столетия характеризовался распадом хозяйственно-крепостнической системы и возникновением нового капиталистического порядка. Развитие торговли втянул сельское хозяйство в рыночное отношение. Территория Украины была постоянной житницей Европы. Тем не менее, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства отсутствием свободной рабочей силы, заостряло борьбу на селе между крепостными и помещиками за пути и формы дальнейшего развития сельского хозяйства. Такое положение заставило реформировать крепостной порядок. 19 февраля 1861 года Государственный Совет опубликовал “Манифест об освобождении”. Основными принципами реформы были: крепостное право на помещичьих крестьян отменяется навсегда и им предоставляется личное и имущественное право сельских жителей. все земли, которые находятся как в пользовании помещика, так и крестьянина, признаются собственностью помещика. Помещики предоставляют в пользование крестьянам их усадьбу и определенный полевой надел и прочие угодья на основе правил местных положений, которые регулировали размеры душевого надела в зависимости от местности и размера помещичьих земель (50 % земель оставалось у помещика). Так, в Херсонской губернии надел колебался от 3 до 12 десятин, а в Полтавском – от 2,75 до 4,50 десятины (десятина равнялась – 1,09 га). Крестьянину предоставлялось право выкупа его усадьбы и по согласию помещика – других угодий. Для облегчения выкупа наделов правительство ввело соответствующую кредитную операцию, и основал в 1882 году Крестьянский поземельный банк. К тому времени основную причину постоянного ухудшения экономического положения крестьян усматривали не в способе распределения наделенных земель между отдельными крестьянами, а в малоземельности крестьян.

В течении 1902 года состоялось Высочайшее личное совещание по вопросам сельскохозяйственной промышленности, которое приходило к выводу, что необходима реформа для перестройки крестьянского быта. Выносился вопрос о ликвидации чересполосицы и общности крестьянского хозяйства, облегчение свободной купли-продажи земли. Отправным пунктом реформирования земельных отношений в новом русле следует считать 4 марта 1906 года, когда был издан Указ об организации землеустройства и образование Комитета по землеустроительным делам, а также губернских и уездных землеустроительных комиссий. В этот же период началась известная реформа Столыпина, которая возвращала крестьянство на путь фермерского хозяйствования. Столыпин утверждал, что соответствующий действительности прогресс земледелия может происходить только в условиях личной земельной собственности, которая развивает у собственника сознание, как прав, так и обязанностей. Землеустроительные работы были направлены на сведения чересполосных, очень длинных участков в отрезы, с желаемой прямоугольной и близкой к квадрату формой, а длина пахотных участков не должна превышать ширину в пять раз. Для успешного ведения самостоятельного хозяйства на основе мелкой земельной собственности необходимые были примеры. И их создали землеустроительные комиссии. Общим результатом землеустройства с 1 января 1906 года по 1 января 1913 года было создание свыше 204 тыс. единоличных крестьянских хозяйств (6,8 % общего количества крестьянских дворов) на площади 1296 тыс. десятин. В это время начало развиваться хуторское хозяйство наподобие настоящих фермерских хозяйств. Самостоятельное хозяйствование на хуторских и отрезных участках значительно повысило урожайность сельскохозяйственных культур. Основным подтверждением роста производительности хуторских и отрезных участков сравнительно с наделенной землей, которая была в чересполосном пользовании, есть быстрое и значительное повышение цен на крестьянские земли после их распределения. Столыпинская реформа не была проведена до конца из-за первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года, поэтому в стране осталось значительное количество малоземельных крестьянских дворов, которые отрицательно влияли на экономическое развитие государства. Одним из первых декретов советской власти был Декрет о земле, который, к сожалению, отменил частную собственность на землю, провел ее национализацию с полной конфискацией “нетрудовых” властителей – помещиков, буржуазии, церкви. Земли крестьян остались в их пользовании, но без права продажи и купли. Национализированные земли составляли общенародный земельный фонд, часть которого не подлежала распределению. Основную часть этих земель было выделено в крестьянское пользование. Принцип единства земельного фонда состоит в том что, сколько бы земля не перераспределялась между пользователями, она есть неделимым объектом права собственности, носителем которого выступает государство. Предшествующее распределение земель длилось до 1920 года и имело целью передачу конфискованных земель трудящимся, насыщение земельного голода малоземельных и безземельных слоев крестьянства. Общие итоги распределения конфискованных земель состоянием на 1924 год были в пользу крестьян Украины. Они получили в свое распоряжение 91,8 % общей площади сельскохозяйственных земель. С 1 декабря 1922 года начал действовать Земельный кодекс РРФСР, который детально регулировал трудовое землепользование единоличных крестьянских хозяйств и коллективные формы хозяйства. Важную роль в осуществимые реформы 1920-1924 лет отыгрывали комитеты неимущих крестьян. Они в условиях послевоенного разлада экономики, недостатка орудий труда, рабочего скота начали проводить кооперирование средств производства и общего их использования через коллективные организации – артели и общества из общественного возделывания земли.

На конец 1920 года в Украине было близко 960 сельскохозяйственных артелей, а уже в 1923 году – 3904. Дальнейший шаг в земельных отношениях в Украине был сделан в декабре 1927 года провозглашением курса на коллективизацию сельского хозяйства. 15 декабря 1928 года был принят Закон “Общие начала землепользования и землеустройства”. В нем подчеркивалось, что национализация земель, которая служит основой всего советского земельного порядка, обеспечивает социалистическую перестройку сельского хозяйства. Право исключительной государственной собственности на землю определялось за Союзом ССР. В период сплошной коллективизации был принят ряд законодательных актов, направленных на создание колхозного порядка, ликвидацию кулачества, закрепление колхозного землепользования. Насильнические методы коллективизации вызвали неистовое сопротивление крестьянства, которое испокон века стремилось иметь свою землю и свободно на ней вести хозяйство, и которое получило ее во время национализации и успело развернуть свое хозяйство. Все это снова отобрало государство – “право на землю должно было осуществляться землепользователем лишь в составе земельной общины и подчиняться установленному общиной порядку землепользования. Купля, продажа, передача по наследству или дарение, а также учреждение земли запрещались, а лица, виновные в совершении их, кроме уголовной ответственности, лишались земли, которая находится в их пользовании”. Начиная с 1929 года, коллективизация охватывала в Украине: в 1933 году – 69,5 %, на конец 1934 года – 88 %, а в середине 1935 года – 91 % крестьянских хозяйств. Для укрепления постоянства землепользования колхозов как ручательства социализма принимается постановление ЦВК и РНК СССР от 3 сентября 1932 года “О создании постоянного землепользования колхозов”. Ним запрещались переделы земель между колхозами, устанавливался порядок изменения границ колхозов в связи с их укрупнением или разукрупнением.

Постановление РНК СССР от 7 июля 1935 года “О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (пожизненное) пользование землей” привело к проведению больших объемов землеустроительных работ на протяжении 1935-1937 годов, которое окончательно ликвидировало в Украине крестьянское землепользование. Каждому колхозу выдавали государственный акт на бессрочное (пожизненное) пользование землей. Государственный акт за № 1 был выдан колхозу им. Коминтерна с. Староселье Городищенского района Черкасской области. Во время второй мировой войны с целью обеспечения армии и населения продуктами питания, при предприятиях и учреждениях организовали широкую сеть подсобных хозяйств, для производства сельскохозяйственной продукции. Значительно развилось коллективное и индивидуальное городничество. Каждой семьи выделялось от 0,12 до 0,25 га земли под огороды. В послевоенное время содержание и объем землеустроительных работ определялись специальными постановлениями. Прежде всего, надо было восстановить границы землепользования, затронутые севообороты и земельно-учетную документацию колхозов, совхозов и административных районов. Пленум ЦК ВКП (б), который состоялся в 1947 году, переориентировал землеустройство на однотипные севообороты во всех хозяйствах, несмотря на разнообразный грунтовой покров, неодинаковую обеспеченность кормовыми угодьями и прочие факторы. Значительное влияние на содержание внутрихозяйственного землеустройства повлияло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 20 октября 1948 года “О плане полезащитных лесонасаждений, внедрение травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и постоянных урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР”. Полезащитные полосы, орошаемые участки, пруды и водоемы стали необходимыми и важными элементами внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов.

До 1950 года проекты внутрихозяйственного землеустройства имели почти все колхозы и совхозы. Однако размеры землепользования и полевые севообороты многих колхозов не обеспечивали условий для продуктивного использования новой техники, внедрение достижений науки и передового опыта. Этот недостаток устранило постановление Совета Министров СССР от 30 мая 1950 года “Об укрупнении мелких колхозов и задачи партийных организаций в этом деле”. С 1958 года организация территории и введение севооборотов стали рассматриваться как важнейшая составная часть научно обоснованной системы ведения хозяйства каждого колхоза и совхоза. Состояние землеустройства и освоение севооборотов до этого времени оставалось неудовлетворительным – севооборот был освоен только в 26 % совхозах и в 19 % колхозах. Важной вехой для дальнейшего развития земельных отношений имело принятие в 1968 году Основ земельного законодательства СССР и союзных республик. Этот документ стал основным законодательным актом относительно регулирования земельных отношений и проведения государственного землеустройства. Но он был рассчитан не на хозяйственную самостоятельность крестьян и не на разнообразие форм пользования землей, а на жесткую централизацию и командное управление сельским хозяйством. Провозглашенная в “Основах” концепция материальной заинтересованности колхозов, совхозов, крестьян в эффективнейшем использовании и охране земель не была подкреплена надлежащим хозяйственным механизмом. Даже такие правовые требования, как соблюдение приоритета сельскохозяйственного землепользования, недопущение разбазаривания ценных угодий, перечеркивались практикой. С целью развития и дополнение „основ” в Украине в 1970 году был принят Земельный кодекс. Тем не менее, он не внес, да и не мог внести при существующем политическом режиме что-то новое и важное для земельных отношений в Украине, хотя жизнь назойливо требовала учета национально-территориальных особенностей внутрихозяйственного использования, охраны и улучшения земель.

В 70—80-х годах развитие земельного законодательства начало направляться в сторону кооперирования крестьян. Постепенно колхозное законодательство затеняет земельное. Колхозное законодательство вбирает в себя законы и указы, Передовой устав колхоза, общее решение партии и правительства, другие правовые акты по вопросам деятельности колхозов. Тем не менее, колхозный порядок не изменялся, а начал немного приходить в упадок. В повестке дня возник вопрос возможных перспектив развития новых форм хозяйствования.

В 70-тые года к традиционному межхозяйственному и внутрихозяйственному землеустройству прибавились новые направления в организации использования земель, в частности, прогнозирование и планирование использования земель в Генеральных схемах использования земельных ресурсов, схемах землеустройства областей и районов страны, рекультивация земель, проведение земельно-кадастровых работ, рабочее проектирование, связанное с улучшением отдельных земельных участков. В землеустроительных проектах больше внимания стали уделять экономическому обоснованию проектных решений, существенным образом расширились природоохранные функции землеустройства, начали учитываться межхозяйственные связи сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 года о порядке ведения государственного земельного кадастра” оказывала содействие развертыванию широкого фронта работ по земельному кадастру, определение продуктивной способности земель разного качества, в результате чего была создана единая общесоюзная методика по оценке земель. Вводилась государственная регистрация землевладения и землепользования как составная земельного кадастра, который обеспечивает изучение правового и определяет хозяйственное состояние земель. С целью решения продовольственной проблемы майский (1982 года) Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу страны на период до 1990 года. Она выдвинула ряд задач, среди которых одним из важнейших было усовершенствование управления земельными ресурсами. Возрастание ценности земли, необходимость экономного распределения между областями народного хозяйства требовали дальнейшего усовершенствования структуры, форм и методов организации использования земли с применением современных методов получения, обработка, сохранение и выдачи оперативной информации о земле. Внедрялась научно обоснованная система земледелия с учетом природно-климатических условий зон, областей, районов, в особенности на орошаемых территориях и контурно-мелиоративного земледелия. В решении продовольственной проблемы значительное место отводилось подсобным хозяйствам несельскохозяйственных предприятий и организаций. Дальнейшего развития приобрели садовые и огородные кооперативы и общества, которые создавались большей частью на землях, которые раньше не использовалось.

С середины 80-х годов начался новый этап восстановления аренды земли в Украине и земельных арендных отношений. Формы этих отношений были разнообразными: коллективные, семейные, индивидуальные. Становление арендных форм использования земли в скором времени получило поддержку в законодательном акте СССР о кооперации в СССР”, который был введен в действие с 1 июля 1988 года. В дальнейшие годы нарабатывалась законодательная база арендных отношений. Основы законодательства Союза ССР и социалистических республик об аренде внедрили такие виды аренды: аренда имущества предприятия (объединение), аренда имущества гражданами в виде индивидуальной и трудовой аренды, внутрихозяйственная аренда (арендный подряд). Аренда земли законодательно признавала самостоятельным институтом земельного законодательства как специфическая форма временного пользования землей на условиях, определенных соглашением сторон.

О масштабах землеустроительных работ по организации использования земель можно судить по тому, как с 1940 по 1960 год в основном проводились работы по укрупнению колхозов, а с 1970 по 1983 – по организации государственных и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий.

В 1990 году большая работа проводилась по организации коллективных садов. Об эффективности осуществляемых мероприятий и использования земель свидетельствует урожайность, например, зерновых, которая возросла от 15,8 ц /га в 1960 году до 30,8 ц/га в 1990-м. То есть внедрение землеустроительных и других мероприятий оказывало содействие повышению эффективности использования земель. Важной вехой в земельных отношениях постоянная Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, которая провозгласила, что земля есть собственностью украинского народа. По материалам Госкомзема Украины.

[ Назад ]