Эссе по основам ораторского искусства
Что я думаю о подготовке магистров в нашем университете
Романов А.Н.


Введение


Передомной, как и перед остальными магистрантами была поставлена задача – подготовить реферативное выступление по курсу «Основы ораторского искусства».

Сказать о том, что мне не совсем понятно, зачем магистрантам этот курс, если большая часть из нас – магистрантов вряд ли станет педагогами вообще потому, что в ходе магистерской программы в нашем университете, на мой взгляд, не предполагается ни педагогического, ни научного уклона.

Конечно, если исходить из того факта, что я должен отчитаться за прослушанный курс, то я должен был бы поступить следующим образом.

 

Как нужно было бы подготовить реферат

Ораторскому искусству придавалась внимание во все времена и у всех народов. Ещё в своё время Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) говорил:

«Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – хорошего оратора…»; «…поэтами рождаются, ораторами становятся…». 

         Первостепенное внимание уделяли красноречию прогрессивные деятели разных эпох. В дореволюционной России величайшие писатели Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов внесли большой вклад в его развитие.

         Когда в 1892 г. в Московском университете был впервые введен курс ораторского искусства, Антон Павлович Чехов откликнулся на это статьей «Хорошая новость», в которой писал:

«Не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова и пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». 

         Затем в своём реферате я должен был бы сослаться на высказывания ещё нескольких авторитетных личностей.

После этого я должен был бы назвать основные элементы ораторского искусства, а именно:

1.         Содержательность, глубина раскрытия преподносимых истин, познавательная сущность, обстоятельность информации, обогащение слушателей опытом, знаниями.

2.         Совершенство формы языка, стиля, использование арсенала средств убеждения, который поистине неисчерпаем, Назову одно их них – образность.

3.         Умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией.

4.         Воздействие личности оратора на аудиторию. При этом надо отметить, что в ораторе все важно:

- и богатство его внутреннего духовного мира;

- и его движения, жесты;

- и внешний вид;

- и естественность, а также искренность, всегда ощущаемые аудиторией.

         Та должно было бы быть.

         Но в этот раз я решил поступить по другому.

Что я думаю о подготовке магистров в нашем университете

в контексте проблем курса «Основы ораторского искусства»

 

         На мой взгляд, ораторское искусство – это одна из форм эффективного воздействия на людей. Т.е., в конечном счете, это – одно из форм взаимодействия людей, где одна сторона отношений – оратор, другая – аудитория.

Хочу отметить, что сегодняшние ситуация и условия не похожи на те ситуации и условия, в которых существовали Цицерон в I веке до нашей эры или А.П.Чехов на рубеже XIX и XX веков.

Я полагаю, что ситуация и условия нашего времени характерны вступлением всей системы отношений современных обществ в принципиально новое состояние. Не надо быть профессионалом в области социального и гуманитарного знания, чтобы по отдельным чертам почувствовать радикальное изменение «климата» во взаимодействии людей. Мир меняется на глазах. Системно! То есть во всех клетках и по единой схеме. Иногда это улавливают люди без образования. Иногда даже профессионалы в области общественных наук не могут понять, о чем идет речь. Мне кажется, что происходит какой-то внутренний отбор на тех, кто готов воспринять изменения, и тех, кто их не воспринимает. Какие это изменения? Прежде всего:

1.   Бизнес и экономика вышли за пределы национальных государств;

2. Крупнейшие корпорации не принадлежат какому-то одному государству;

3. Средства массовой информации (СМИ) стали наднациональными господствующими силами, не только отражающими события, но и создающими события, чтобы их отражать.

4. Интернет дал новые беспредельные коммуникационные возможности;

5. Экологические проблемы заставляют совершенно иначе оценивать ситуацию в мире.

         Эти изменения, на мой взгляд, приводят к  следующему выводу: при наличие всех этих и многих других новых качеств в современном мире не просто нужен, а уже рождается новый человек, соответствующий таким условиям.

         Невозможно, чтобы мир менялся, а человек, отношения между людьми, системы ценностей оставались прежними. Так просто не может быть! Нонсенс! И это должны понять и люди старшего поколения, и мы – молодежь.

 Я хотел бы продемонстрировать, как меняется современный человек с точки зрения молодых люде.

Современное общество ушло от проблем материального производства и едва ли вернется к этим проблемам. Не это сейчас больше всего интересует людей и, прежде всего, молодежь. Их помыслы захватил мир потребления.

Притом не обязательно только в вульгарных формах. Сейчас на Западе, как ни странно, возникает то, что нам сейчас может показаться диким по своей нелепости. Богатство, деньги теряют свою былую привлекательность. Да, конечно, без них никак, но и сними не будешь чувствовать себя хорошо, если не нашел свое уникальное место в обществе, не определил свое я. Кто я? Зачем живу? Зачем весь этот мир? На научном языке это называется самоидентификацией.

Новый мир ожидает от человека этой идентификации не через накопление капитала, а через умение так распорядится средствами, чтобы все ахнули и сказали: «Вот это и есть искусство быть самим собой! Так насладиться богатством, пусть даже и малым, надо уметь!». На Западе средний класс имеет больше средств, а потому и возможностей, чем может реально освоить отдельный человек. И это огромная проблема, как ни странно. На передний план выходит искусство потребления в самом широком смысле слова, а не погоня за капиталом как таковым по принципу «больше и больше».

Второй аспект. Молодежь не хочет создавать свои биографии долго и упорно, ориентируясь на людей, строивших их годами. Время не то. Сейчас все решается быстро. Одним решительным броском. У молодых вызывает прилив энергии карьеры, сделанные мгновенно. Это олигархи, процветающие в бизнесе и политике, шоумены – «выстрелившие» практически с пустого места, спортсмены.

Стайерских дистанций в современной жизни не стало – только спринт!