Вернуться в библиотеку

Доклад по ораторскому мастерству


На тему: «Ораторская речь»

Автор доклада: Рябиченко А.В.

Выступление на публике должно доставлять удовольствие - при правильном подходе к делу. Успех и превращение возможной катастрофы в триумф гарантированы, если вы со всем вниманием отнесетесь к следующим советам.

1 Определить тему выступления.

Итак, тема моего выступления: «Ораторская речь»

2 Решить, что именно сказать по теме .

В ней я хочу осветить особенности и значение ораторской речи.

3 Так уж заведено, что у речи или выступления должны быть начало, середина и конец.

Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают. Вниманием аудитории можно завладеть в любой момент, произнеся бессмертные слова: "...Итак, начнем..."... такие фразы немедленно заставляют всех проснуться, и ими можно пользоваться сколько угодно раз в течение одного выступления.

Итак, начнем

4 Форма подачи сообщения

Придерживайтесь принципа ЧМОК (Читай Морали Очень Кратко), который можно также назвать принципом ГКЧП (Говори Короче, Четче, Проще). Вспомните преуспевающих политиков, неуклонно взбирающихся в гору: их речи часто просты до банальности.

Практика высокоразвитого общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую речь — театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в более узком смысле, как речи «деловой»: агитационной, пропагандистской, научно-теоретической и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский доклад, и судебная речь, и университетская лекция, и научно-популярная «публичная лекция», и «вступительное слово» перед спектаклем, и «застольный спич», и «траурная речь», и т. п. Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи. В собственном смысле речь ораторская — это речь политическая по содержанию и устная и публичная по форме. Политическая речь, закрепляемая литературно, в условиях опосредствованного общения, выступает и развивается как публицистическая — в широком смысле. Устная публичная речь выступает тем определеннее, полнее и ярче как ораторская, чем более выражен ее непосредственно-политический характер. Чем шире массы, к которым речь адресуется, и чем более всеобщий и злободневно-актуальный характер имеют реальные интересы, выражаемые речью, тем сильнее проявляется ораторское качество. Таким образом речь ораторская определяется не внешне-формальными признаками, а внутренней структурой, обусловленной ее содержанием и функцией. Любая форма устно-публичного монолога — академическая речь, речь на банкете или на похоронах и т. п. — приобретает ораторский характер в зависимости от конкретных условий общественной практики, поскольку содержание и функция речи получают то или иное непосредственно политическое значение. Так напр. застольные речи на банкетах перед революцией 1848 во Франции или перед 1905 у нас носили ярко выраженный ораторский характер — были Р. о. в собственном смысле.

Чем более адекватно действительности выражение политических интересов и чем это выражено действеннее, тем выше ораторское качество речи. Еще Демосфен подчеркнул, что «не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики» («Речь о венке»). Античные ораторы и теоретики Р. о. не только связывали ее с политической борьбой, но и определяли сущность Р. о. следующим образом: «Риторика (т. е. теория Р. о. — см. «Реторика») есть, как определяют некоторые, искусство хорошо говорить. Но это определение столь же неправильно, сколь и неполно... Гораздо удобнее определить так: риторика — искусство хорошо говорить по политическим (относящимся к государству) вопросам» (Сульпиций Виктор, Ораторские наставления). Р. о. возникает и развивается в классовом обществе по мере развития открытых политических форм классовой борьбы как одно из могущественных средств этой борьбы. (В рудиментарном состоянии Р. о., вернее ее элементы, восходят к стадии разложения родового строя и даже еще древнее.) Как форма непосредственного публичного общения Р. о. живо, остро и эластично выражает противоречивые столкновения классовых интересов, конкретные перипетии борьбы за власть, за политическое влияние. Отсюда ее агитационная и пропагандистская роль — когда-то монопольная, но и в эпоху широчайшего влияния печатного слова (и многих других способов и видов агитпропаганды) не только не утратившая значения, но и получившая небывалое развитие. Ораторское слово рождается на почве конфликтных общественных отношений, из противоречий интересов и воззрений как выражение несогласия, спора. Р. о. не только содержанием, но и своей структурой отражает противоречия общественной жизни: она полностью полемична. Эта полемичность проявляется прежде всего в противонаправленности Р. о., в том, что смысл почти любой Р. о. — либо нападение на враждебный смысл, точку зрения, довод или вывод, либо защита, обоснование своих воззрений. Оратор атакует или защищает. Понять организацию его речи можно, лишь учитывая тот идеологический план, которому она противопоставлена. Полемические выпады, намеки, образы, гиперболичность, ирония, умолчание, антитезы, категорическая резкость оценочных суждений, ход аргументации, контрасты формулировок и другие классические ораторские «средства» организуют речевой контрплан, противовес, который не может быть полностью раскрыт без сопоставления с конкретными воззрениями противной стороны. Поэтому все «приемы» спора исторически выросли как «приемы» ораторские, «эристика» сложилась как вспомогательная дисциплина для риторики (также и логика — античная «диалектика» — и лингвистика как учение о тропах и фигурах, о синонимах, о двусмысленных словоупотреблениях и пр.).

Завершение выступления


Самая большая ошибка - закончить выступление каким-нибудь жалким "благодарю за внимание" и сесть на место. Ораторы, знающие толк в деле, всегда заканчивают на драматической ноте. Они прекрасно сознают, что окончание речи - один из тех редких моментов, когда к ней можно привлечь хоть какое-то внимание публики. Резюмируйте основные положения вашего выступления. Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель - довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий.

В завершение хочу сказать:

Что мы живем в мире слов в той же степени, в какой мы живем в мире вещей. Слова обладают магической силой, и сила эта питается властью слов над нами. Слова приказа, слова приговора, слова диктора, читающего новости - наша жизнь так зависит он них, что стоящие за ними факты бледнеют и утрачивают свое значение. Именно поэтому стоит уделять словам, которые мы говорим, не меньшее внимание, чем вещам, которыми мы себя окружаем.

Приемы изложения, использованные мною в выступлении:
1. Акцентирование важных слов и подчинение им неважных.
2. Смена тона голоса.
3. Смена темпа речи.
4. Пауза до и после важных мыслей.

Использованные источники:
1. Крис Стюард, Майкл Уилкинсон. “Ораторское искусство (притворись его знатоком).”
2. Дейл Карнеги “Как вырабатывть уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”
3. Гофман В., Слово оратора. (Риторика и политика), Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1932 также библиографические указания к «Реторике».

На начало