Железниченко В.В., ДодоновР.А - Ответственность инженерных работников. ДонНТУ. Конференция магистров факультета КИТА. Дисциплина: Философия техники. 1.06.07

Ответственность инженерных работников


    Появление в XVIII веке гражданской инженерии было связано с проектированием общественных работ (строительство дорог, систем водоснабжения и санитарных систем, освещение домов и т.д.). В качестве «искусства направлять могучие источники энергии природы для пользы и удобства человека» инженерия оставалась простым средством, без какого-либо внутреннего идеала, отличного от эффективности и, таким образом, предполагала подчинение внешним социальным структурам.
    Техническая власть инженера, как она ни велика, была значительно меньше организационной силы армии, слугой которой он являлся. Поведение инженера, как других военнослужащих, прежде все диктовалось принципом повиновения, его первейшая ответственность состояла в том, чтобы выполнять приказы.
    Однако, когда техническая власть, находящаяся в руках инженеров, начала расти, и число инженеров возросло, естественно, возникла напряженность, в отношениях между подчиненными ин¬женерами и стоящими над ними контролирующими органами. Проявлением именно этой напряженности было то, что Эдвин Лейтон назвал "восстанием инженеров", происходившее в конце XIX — начале XX ст. В связи с этим восстанием и его последствиями в словаре инженеров и появилось и стало широко обсуждаться слово "ответственность".
    Необходимой предпосылкой этого восстания было президентское послание Джоржа С. Морисона – выдающегося американского мостостроителя – Американскому Обществу гражданских инженеров (АSСЕ) в 1895 году. Говоря словами Морисона: «Мы, инженеры, являемся жрецами материального развития, той работы, которая даст возможность другим людям наслаждаться плодами великих сил Природы и власти разума над материей. Мы, инженеры, жрецы новой эпохи — эпохи без суеверий».
    Генри Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая в 1906 г. перед Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил ту же направленность мысли: "Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед... на инженерах ... лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не сталкивалось". [1]
    Прикладные знания и деятельность, которые добывают и используют инженеры-техники по сей день, подлежат внутренней этической и внешней юридической регуляции. Если в прежние времена инженерно-техническая деятельность находилась в прямом подчинении у властей (например, в Древнем Египте), то в настоящее время ее регуляция осуществляется с опорой на этические нормы и принципы, которые вырабатывает само инженерное сообщество в ходе реализации инженерно-технических задач. Важнейшим моральным принципом, с помощью которого осуществляется деятельность современного инженера, является принцип ответственности.
    В современной философии техники, озабоченной негативными техногенными и антропогенными нагрузками на природу, стала осознаваться необходимость включения принципа ответственности в структуру технико-технологической деятельности на правах нормы норм. Следовательно, речь идет о связи профессиональной и социальной ответственности. В своем содержательном наполнении профессиональная ответственность предполагает компетентное и добросовестное выполнение возложенных профессиональных обязанностей (первая профессиональная обязанность инженера состоит в том, чтобы быть хорошим инженером). Если говорить о социальной ответственности научно-технических работников и инженеров, то с очевидностью проблема ответственности переводится в социальную плоскость: инженер должен нести ответственность за последствия внедрения и использования результатов собственной технической деятельности в социальной практике.
    По словам Ханса Ленка: «Каждый согласно своему стратегически центральному положению по качеству своего действия и мере своего воздействия, соответственно своей власти и своим знаниям несет ответственность внутри системы, особенно в тех случаях, когда он своими действиями может нарушить сохранения системы либо своими действиями, невнимательностью или бездействием в виде невыполнения своих обязанностей». [3]
    Общим примером регулятива, является предписание немецкого мыслителя Г.Йонаса, которое гласит: "Поступай так, чтобы последствия твоей деятельности не были разрушительными для будущей возможности жизни на Земле". [4] Данный принцип ориентирует на перспективное видение жизни, прежде всего - на жизнь последующих поколений на Земле с нормальными биологическими параметрами.
    Частным же примером регулятива, носящего более конкретный характер, являются "Кодексы инженерных сообществ". Нужно подчеркнуть, что принятые во многих государствах мира такие кодексы (электротехников, машиностроителей, системотехников, инженеров-атомщиков и др.) структурно включают три типа норм: нормы-обязанности, нормы-должествования и нормы, ограничивающие деятельность созидания. На сегодняшний день в практике инженерной деятельности специалисты сталкиваются с наиболее апробированными нормами-обязанностями. Эти нормы предполагают возможность предотвращения зла (смерти, причинения боли, ограничения тех или иных действий субъекта, нанесение зримого ущерба природе, обществу, отдельным его членам и т.п.); в сфере компьютерной деятельности – безущербное использование полученной информации, предохранение информационных систем от «компьютерных вирусов», ответственность за ошибки в их эксплуатации. [3]
    Ответственность специалистов, профессионалов из сферы науки и техники, находящихся на стратегически важных постах, касается отчасти и вопросов снабжения (можно себе представить, если бы забастовали химики и инженеры, контролирующие водоснабжение!). На узловых стратегических позициях эта ответственность в негативном смысле может носить и индивидуальный характер и вменена личности. Ученые и химики, производящие эксперименты над людьми в лаборатории или на поле, подлежат ответственности специалиста, но уже дополнительно, а также ответственности на уровне обычных, нормальных межчеловеческих деятельностных отношений за лицо (лица), над которым они проводят свой эксперимент, особенно, когда речь идет об опытах, проводимых не в лечебных целях.
    Ответственность техника и задействующего свое открытие ученого становится актуальной особенно в тех случаях, когда вредные последствия могут быть заранее распознаны, рассчитаны и предотвращены, например, при проектах, непосредственно сори¬ентированных на практическое применение. В определенных случаях можно говорить и о личной ответственности, но совместно с другими участниками (группы, подразделения и т.п.). Расширенная ответственность направляется, в частности, также и на будущее существование человечества, грядущих поколений людей и учитывает их моральное право на достойную человека жизнь в благоприятствующей ему среде. [2]

Вывод

    В условиях динамики непрерывного развития, трудностей, возникающих в разработке ориентации и оценок крайне непросто давать общие рецепты о постоянных, фундаментальных видах ответственности инженеров перед человеком, человечеством, будущими поколениями, природой и обитающими в ней живыми существами. Поэтому единственная возможность заключается в том, чтобы нам, будущим инженерам, самим возвыситься до постижения возможных этических вызовов в будущем, и там, где это возможно, поощрять моральную ответственность, чувство нравственного подхода к технике во всех ее аспектах, способствовать осознанию нашей ответственности за человека и природу, особенно в тех случаях, когда речь идет об обстоятельствах, связанных с конкретными проектами и профессиями.
    Создание и внедрение в нашу жизнь этических кодексов в сфере техники и технической (а также научно-технической) деятельности – дело совершенно неотложное точно так же, как и соответствующее этическое образование инженеров и техников. По моим наблюдениям, техники и исследователи в своих поисках, как и на более ранних ступенях получения образования, практически не соприкасаются с этическими проблемами. Внедрение этического образования, знания начал этики следует требовать и развивать не только в виде школьной дисциплины, но, в частности, как способа высок о сознательного усвоения основ и принципов профессиональной этики, создания некой дисциплины для «подготовки моральных стражей» в области техники и ее применения.
    У нас нет иного выбора, как брать на себя ответственность и риск осуществлять разумно управляемый технический прогресс. Достоинство человека, помимо всего другого, состоит еще и в том, чтобы быть ответственным перед другими, перед зависящими от него существами и мудро распоряжаться своим техническим могуществом. До начала нашего века человек, как homo faber, как техник и мастер в своем творчестве способствовал прогрессу, создавая многие высокие блага для общества и личности и укрепляя у человечества сознание исторической перспективы и оптимизма. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы вооруженный современной наукой и техникой человек не утратил этого своего высокого призвания.[2]

Литература

  1. Митчем Карл. Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995.- с 102-125.
  2. Ленк Ханс. Размышление о философии техники. - М.: Аспект Пресс, 1996.- с 170-175.
  3. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д. Е. Философия науки и техники. - Д.: ДонНТУ. - с 107-109.