Менеджмент качества. Информатизация процессного подхода

Коломиец Н.Т., Прохоренко А.И.


Источник: Стандарты и качество.- 2005, № 5. - с. 77-80.

Предприятие, занимающееся разработкой или внедрением системы менеджмента качества (СМК), соответствующей новой версии стандарта ИСО 9000, рано или поздно начинает ощущать потребность в инструменте реализации процессного подхода к управлению предприятием.

К сожалению, концепция процессного подхода, данная нам в новой версии международных стандартов МС ИCО 9000 2000 года, характеризуется отсутствием методологической и теоретической поддержки, что не позволяет пока говорить о процессном подходе как о до конца сформировавшемся направлении менеджмента качества. В классическом менеджменте процессный подход понимается как непрерывная цепь логически взаимосвязанных управленческих функций, воздействующих на производство с определенной целью, в нашем случае - обеспечения качества.

Стандарты ИСО 9000 определяют состав этих управленческих функций, важнейшими из которых являются: определение цели и политики в области качества, взаимодействие с потребителями и поставщиками, обеспечение материальными ресурсами, создание необходимой инфраструктуры и производственной среды, управление персоналом, планирование качества, анализ и улучшения СМК, контроль качества в производстве продукции, разработка корректирующих и предупреждающих действий.

Именно на этапе определения и описания процессов системы менеджмента качества менеджер по качеству и спрашивает себя: как, внедряя эти функции, мне добиться прозрачности системы, как избежать огромного количества документации, как разграничить доступ исполнителей к информации, как практически реализовать распределение ответственности и полномочий сотрудников, как обеспечить оперативность управления бизнесом, как установить коммуникации в системе менеджмента качества и организовать информационные потоки?

Не решив этих задач, мы не имеем права говорить о приверженности к процессному подходу, о достижениях во внедрении новой версии стандарта, о нацеленности на постоянное улучшение системы менеджмента качества и удовлетворение клиента.

Уверенность в необходимости применения специального программного обеспечения именно для реализации процессного подхода на предприятии основана на очевидной близости возможностей классических программных продуктов и вышеперечисленных задач. Но еще больше возможностей предоставляет программное обеспечение, созданное специально для решения информационных и управленческих проблем предприятий, сертифицированных по ИСО 9000 или же готовящихся к сертификации.

Бытует мнение, что такие продукты не представлены на российском рынке, но на самом деле, уже в течение нескольких лет специализированное программное обеспечение TRIM - Safety Management System используется в судоходстве для организации систем управления безопасностью и предотвращения загрязнения в соответствии с Международным Кодексом Управления Безопасностью (МКУБ, ISM Code). МКУБ - это ведомственный стандарт Международной морской организации (ИМО), по требованиям аналогичный ИСО 9000, но которому резолюцией ИМО придан статус обязательного.

Версия такой системы для предприятий промышленности, которая носит название TRIM - Quality Management (TRIM-QM), уже несколько лет внедряется и эксплуатируется на предприятиях с целью сертификации системы менеджмента качества на соответствие ИСО 9000, а также для решения важнейших задач менеджмента качества, связанных с реализацией процессного подхода и повышением эффективности работы организации в целом.