ПУТЬ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Конкурентное давление глобализации делает безотлагательной задачу построения экономики, основанной на знаниях, решению которой заседание Совета Европы в Стокгольме обязаьо придать новый импульс. В частности, необходимо отнестись с уважением к реализации задач, поставленных на заседании Совета в Лиссабоне. Поэтому ЕврОюйский круглый стол промышленников приветствует заявление Европейской комиссии "Реализация потенциала Европейского Союза: консолидация и распространение лиссабонской стратегии". Оно содержит рекомендаии по осуществлению действий, имеющих важнейшее значение для обеспечения европейской конкурентоспособности, которые должны быть согласованы на стокгольмском заседании Совета Европы.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗДАВАЕМЫЕ ^ЭКОНОМИКОЙ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, СЕГОДНЯ ОТНОСЯТСЯ НЕ ТОЛЬКО К ТОВАРАМ И УСЛУГАМ. ОЙИ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ КВАЛИФИ КАЦИИ ЛЮДЕЙ И КОМПАНИЙ, ОТ УМЕНИЯ ЗАНИМАТЬ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ;

Цель данного послания состоит в подготр же рекомендаций для Европейской комиссии и в по 'лечении особого внимание овета к следующим дву аспектам проблемы:

o к экономичш.ким и социальным требованиям, которым деланы отвечать "новые европейцы, живущие Успешное создание экономики. юванной на знаниях, не может быть гаранта ров.-но иным способом, кроме обучения людей новь, л ехнологиям. Это широкомасштабное культурное то "бование к предпринимателям и людям, принимающим решения. Без его выполнения конкурентоспособности ЕС будет нанесен серьезный ущерб уже в ближайшее десятилетие;

o к надвигающемуся кризису в экономике ЕС, обусловленному ограниченным числом профессионалов в области информатики, связи и других современных технологий. Недостаток таких профессионалов ограничивает развитие, внедрение инноваций и рост производительности.

Как организация, ключевым направлением деятельности которой служит усиление европейской конкурентоспособности, ЕПТ горячо поддерживает стратегию. выработанную на заседании Совета Европы в Лиссабоне. Вместе с тем, имея в виду кризис квалификации людей и неотложные нужды "новой Европы", ЕНТ считает необходимым сосредоточить большее внимание и добиться ускорения прогресса в решении четырех задач, имеющих фундаментальное значение и с той или иной степенью полноты уже сформулированных в выводах лиссабонского заседания.

Этими задачами являются:

o перестройка национальных систем образования, с тем чтобы каждый человек мог приобрести знания и навыки, которые ему потребуются в процессе непрерывного обучения в течение всей жизни;

o поощрение работодателей к повышению квалификации существующей рабочей силы;

o создание благоприятных условий для развития инноваций

o приспособление правительственных учреждений к работе в условиях развития Интернета.

Потребуется ускоренный прогресс в создании "нового европейца". Имея это в виду. мы выработали десять специальных рекомендаций, направленных на поступательное развитие Европейского Союза. У нас есть собствен ные идеи относительно способов вне- )ения этих рекомендаций, но существенный успех в этом направлении может быть достигнут только усилиями правительств, бизнесменов, преподавателей и ученых.

НОВЫЙ ЕВРОПЕЕЦ: ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО В КВАЛИФИКАЦИИ, НО И В ОТНОШЕНИИ К ДЕЛУ

Концепция "новый европеец для - Европы" на потому,'что она учитывает значигелью более широкий спектр факторов, чем только те -нгческая квалификация. Это имеет особое значение, и некоторые из на ших рекоменд-Щ! и нацелены на то, чтобы обеспечить их быстрое и гибкое внедрение в программы всех учебных заведений во всех странах - членах ЕС.

Для успешного создания экономики, основанной на знаниях, "новый европеец" нуждается в нечто большем, чем только в высокой квалификации. Он должен быть способен привнести дух предприимчивости во все аспекты своего существования как работника и гражданина. Это относится не только к выработке и внедрению новых идей в бизнесе (хотя Европа определенно нуждается в большем числе предпринимателей), но и прежде всего к развитию способности к творческой, новаторской, гибкой командной работе и к интеллекту-аг 'ной любознательности.

Подобный человек должен быть способен сам отвечать за свою судьбу как работника. Пожизненная работа на одном месте еще нескоро исчезнет, но она не будет подходить для все большего числа людей. В поис-> ах иных возможностей и предпочтений они должны будут, помимо всего прочего, обладать способностями отыскивать н овые возможности для найма на работу и определять. "акая подготовка им требуется, чтобы ими воспользоваться.

КОНКУРЕНТНЫЙ ВЫЗОВ: УСТРАНЕНИЕ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ВОДОРАЗДЕЛА

Экономическая конкуренция с США и азиатскими странами служит движущей силой, требующей большей насто( )ивости и более быстрого продвижения в направлении создания экономики, основанной на знаниях. В ча- г-ости, ЕС обязан не уступить США и превзойти их ..-> внедрении и применении новых технологий. Пока превосходство США выражается в следующих цифр,. ':

o в бол -е быстром росте годового ВВП, начиная с 1996 г.: 3,4% против 2% у ЕС:

o в большем росте производительности труда: 2,2% против 1,3%;

o в значительно большей доле ВВП, приходящейся на информационные технологии: 7% против 4%;

o доминирование американских производителей в глоб ильных масштабах: из 50 крупнейших в мире производителей 36 американских и только 4 европейских.

Ключевым фактором, который мог бы определить успехи Европы в использовании новых технологий, является богатство и разнообразие талантов, культур, науки и знаний в странах ЕС.

ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БОЛЕЕ БЫСТРОМУ ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ ,,

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1

Установить точный набор знаний и навыков, необходимых для экономики, основанной на знаниях, которые должны давать образовательные учреждения за минимальное время обучения.

Для того чтобы быть принятыми на работу, люди вскоре должны будут уметь пользоваться навыками необходимыми в условиях экономики, основанной нр знаниях, включая умение работать на персональном компьютере, способность вести поиск в Интернете, умение обрабатывать и передавать информацию*. Странам - членам ЕС следует обсудить и установи; ь набор знаний и навыков, которым должен обладать новый европеец", а также культурные требования, нацеленные на поощрение новаторского использования этих знаний и навыков. Должны быть согласованы минимальные стандарты знаний (например, в части информационных технологий и коммуникаций), которыми осяз шы обладать все учащиеся после окончания минимаг эного срока обучения в школах. Следует установить ежегодную отчетность по достижению указанных стакер "ов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2

Многие компании готовы 1 будут горды возможностью поделиться своим опыте"/ интенсивного обучения работников новым навыкам, раскрывающим их потенциал. и новыми подходами к обучению. Правительства обязаны придавать приоритетное значение построе- мого и признаваемого внутри ЕС. Мы считаем безотлагательно необходимым заключение соглашения по этой проблеме без всяких задержек. Более того, необходимы действия, направленные на преодоление опасений утраты права собственности на идеи, существующие среди предпринимателей и других действующих или потенциальных новаторов, которые сдерживают их свободное обращрние. Необходима система, гарантирующая временные права собственности и позволяю-; щая идеям свободно циркулировать и сочетаться с другими предложениями для выработки экономически и общественно полезных начинаний.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3

Придание нового статуса и повышение значения профессии преподавателя. "Новым европейцам" также потребуются "новые учителя", обладающие более высокой квалификацией, более широкими знаниями и опытом в поощрении любознательности учащихся, их способности работать в команде, их творческих способностей и склонности к новаторству. Это приобретает особое, жизненно важное значение, учитывая, что в рамках Европейского Союза уже вложены необходимые средства в установление дост-.йных зарплат учителям, доведэние численности персонала в школах до необходимого уровня и в соответствующую подготовку преподайательских кадров, с тем чтобы привлечь в школы и сохранить в них высо-коквалифицирова -шый и мотивированный персонал.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4

Создать евр0!";йскую службу пожизненного образования с исг!опьзованием сети Интернет. Интернет пг едг'ставляет всем гражданам громадные возможности д o приобретения новых знаний и навыков. Многие содержательные учебные материалы для распрострак;)!-.. -в а режиме он-лайн могут быть почерпнуты в деловом мчре, где многие компании уже накопили большой опыт и навыки, которыми они готовы с радостью поделиться с обществом*.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5

Учредить местные и региональные советы из представителей правительства, образовательных учреждений и бизнеса для установления требований в части квалификации работников ведущих секторов экономики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Способность Европы одержать глобальную победу в части развития экономики, основанной на знаниях, будет сомнительной при отсутствии необходимой обеспеченности человеческими ресурсами. В некоторых секторах экономики (например, в аэронавтике) уже сейчас возникает сильная озабоченность наличием в будущем необходимых кадров. Знания в отношении требований экономики будущего к квалификации работников пока весьма ограничены и требуют неотложного развития.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6

Установить налоговые льготы, поощряющие лкдеГ приобретать оборудование и знания, необховв"-мые для экономики, основанной на знаниях. Личные расходы людей на обучение и переподгс 'о;1-ку должны компенсироваться через систему налог 106-ложения. НЕОБХОДИМА СИСТЕМА, ГАРАНТИРУЮЩАЯ ВРЕМЕННЫЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ИДЕЯМ СВОБОДНО ЦИРКУЛИРОВАТЬ И СОЧЕТАТЬСЯ С ДРУГИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ НАЧИНАНИЙ.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7

Обеспечить ускоренное внед^чиие предложения Еврогейской комиссии об учреход ?нии Европейского патента. Кроме того, создать чэгкг. достижимую временную краткосрочную за'-ц ггу интеллектуальной собственности для идей, г^шрыэ могут иметь большую экономическую и обша геенную ценность после их публичного обсужден я" увязки с другими предложениями.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8

Поощрить деловые и академические круп! к созданию европейской системы обмена информацией через Интернет, способствующее объединению усилий в разработке и коммерческом применении различных проектов. Ж Такая система будет способствовать распрос гранению знаний и опыта, вырабатываемых на таких мероприятиях, как, например, Европейский форум по управлению знаниями, и проверке их применимости и полезности в других областях для поощрения знаний и талантов в Европе*.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 9

Стимулирование венчурных снижение стоимости капитала в Европе уровнях. Необходимо продвигать процесс европейской фи-/нансовой интеграции в соответствии с маршрутами, намеченными в итоговом докладе Ламфаллсси, особенно в той его части, которая к дается венчурного капитала. Должны быть исключены ситуации, когда налоговая система сдерживает иьвесчиции в виде венчурных капиталовложений. Следует поощрять Европейский инвестиционный банк к гродолжению пересмотра его финансовых инструментол в" управлении переориентации финансирования в сторону поддержки вновь создаваемых предприятий и других венчурных капиталовложений.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 10

Принять соглашение, согласно которому каждое правительство должно выработать свой план действий с указанием целей и сроков, который бы обеспечивал, чтобы каждый гражданин имел возможность приобщения к "Обществу знаний" посредством электронного доступа ко всем обще-" ственным службам и к информации. Информационны" технологии и связь (1СТ) не только создают экстраор;4инарные возможности для преобразования правительственных и общественных учрежде-, ний в более демократичные и отзывчивые механизмы, предоставляющие услуги более высокого качества. Они также служат для правительств инструментом, который можно использовать, прокладывая путь < экономике и обществу, основанным на знаниях. Правительства должны оценить свои потребности в оборудовании, содержании и объемах уалуг применительно к широкому диапазону выполняемых ими функций и стимулировать деловые круги к ч> удовлетворению. Многое должно быть сделано для ускорения и поощрения преобразования целых популяций посредством электронных методов передачи общественной информации и предоставления услуг.

Приведенные десять рекомендаций отобраны в результате интенсивной пр'^варительной работы, выполненной экспертами эабочей группы ЕПТ. Данная работа может 'л. ь получена на сзйге ЕНТ пКр://|Лмлу.ег1.ое после окончания заседания Совета Европы в Стокгольме.