Процессный подход к управлению

Краснова В.М.

Источник: Стандарты и качество- 2001, №9.-с. 80-82


Определение бизнес-процессов компании, их описание, анализ и оптимизация (реинжениринг системы управления компании) в первую очередь преследуют цель повышения конкурентоспособности компании путём организации ее целесообразной, эффективной, слаженной деятельности. Процессно-ориентированный подход в управлении, в противовес функциональному подходу, является более сложным с точки зрения реализации, но в то же время более эффективным. Поскольку специфика современного рынка такова, что конкурентное преимущество определяется не качеством продукции, а качеством бизнес-процессов, ее производящих.

Основой процессно-ориентированного подхода в управлении является понятие бизнес-процесса. Определений бизнес-процесса существует много. Мы понимаем под этим термином - ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы, полезные потребителю. Используя такое определение, становится очевидным, что бизнес-процессы существуют. И существуют они вне зависимости от того, какой подход к управлению существует в организации и вне зависимости от того, осознают ли сотрудники компании их существование. Целью же внедрения процессного подхода является как раз формирование у каждого сотрудника компании абстрактного представления об исполняемых им бизнес-процессах.

Кроме того, о бизнес-процессе следует знать, что он:
  1. Имеет свои границы. Границы бизнес-процесса определяются структурой компании, своим продуктом (выходом), цепочкой создания стоимости (является ли процесс создающим ценность продукта - основным или только прибавляющим стоимость продукта - вспомогательным).
  2. Имеет конечного потребителя (другой бизнес-процесс или конечный потребитель). Бизнес-процесс без потребителя не имеет смысла, поскольку всякая деятельность в компании выполняется ради производства чего-либо для кого-либо. Выявленные бизнес-процессы без потребителей должны быть ликвидированы.
  3. Имеет своего владельца. Ваделец бизнес-процесса – это сотрудник, отвечающий за его выполнение, а именно - за своевременное получение потребителем качественного выхода процесса.
Что же даёт внедрение процессного подхода в управлении?
  1. Ориентация на результат. При процессном подходе в управлении становится очевидным, что конечный продукт бизнес-процесса не является простым «средним ариффметическим» работ всех сотрудников. Если один сотрудник на одних операциях работает великолепно, а второй на последующих операциях настолько плохо, что на выходе выдаёт брак, то конечный продукт обоих сотрудников будет равен нулю. Компании не нужны «самородки», равно как и «бракоделы» - достаточно хорошо организовать сотрудников с удовлетворительным (средним) качеством работы, чтобы получить стабильный и конкурентоспособный продукт на выходе. Деятельность перестаёт выполняться ради самой деятельности - она становится деятельностью ради потребителя.
  2. Упрощение системы управления. При использовании процессного подхода, оргструктура становится более плоской за счет сокращения лишних потоков информации на верхние уровни управления. Если четко определено, кто за что отвечает – руководитель может увеличить свой объем управления за счет стандартного управления каждым из подчиненных сотрудников – может отказаться от промежуточных звеньев в цепи без потери качества управления: заместителей, руководителей отделов и т.п.
  3. Стирание граней между подразделениями. При процессном подходе каждый точно знает, что, кому и когда должен передать в качестве выхода своего процесса. При этом не имеет значения, относится ли потребитель к тому же подразделению, к другому или же вообще находится вне компании. Это значительно упрощает взаимодействие между подразделениями, уменьшает количество лишних информационных потоков.
  4. Устранение барьеров в управленческой иерархии. Деятельность каждого сотрудника становится проще оценивать – по результатам деятельности бизнес-процессов, которые выражаются в сбалансированной системе показателей (ССП) и передавать эти результаты на верхние уровни иерархии. С другой стороны становится проще транслировать через ССП стратегию компании на нижние уровни ирарархии.
Таким образом, процессно-ориентированный подход в управлении - это управленческий инструмент, не только снижающий непроизводительные затраты, но и повышающий качество продукции, инструмент, позволяющий иметь полную информацию о текущем процессе бизнеса и принимать своевременные и стратегически верные решения.