«Альпинизм: из истории Донецкого альпинизма» Баштинская Ю. Н.
RUS
 
UKR
 
ENG
 
Портал магистров ДонНТУ
 
ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Баштинская Юлия Николаевна
К альпинизму

Из истории
Донецкого альпинизма


       ...Шел 1938 год. В совете профсоюза угольщиков появилось пять путевок в альпинистский лагерь «Терскол», что в Баксанском ущелье. Желающих поехать в горы нашлось много. И вскоре к лагерю подошли пять молодых и крепких парней из Донецка. Среди них выделялся рослый Петр Якуц, разметчик Рутченковского рудоремонтного завода. За ним весело шествовали физрук Афанасий Сахно, электрослесарь Иван Силкин, студенты индустриального института Леонид Савищев и Иван Бодунов.
      Приняли их в «Терсколе» гостеприимно, определили в отряд начинающих. С нетерпением ждали ребята дня зачетного восхождения — им сразу объявили, что в конце смены те, кто успешно завершит учебно-тренировочные занятия, пойдут на штурм Эльбруса. И с особым рвением учились приемам страховки, лазать по скалам, ходить по снегу и льду, вязать узлы. Вся донецкая пятерка была допущена к зачетному восхождению. Все волновались: предстояло взойти на высочайшую вершину Европы.
      Эльбрус давно привлекал внимание людей своим величием и красотой. Неповторимое зрелище — видеть его вечером, когда на ущелья уже опустятся сумерки, а снежные вершины, освещенные солнцем, сияют огненными красками. «Освященная гора», как называли Эльбрус черкесы.
      Упорно шли к вершине группа начинающих альпинистов альплагеря «Терскол». Скоро они затерялись в царстве льда и снега — на склонах Эльбруса 22 ледника площадью 140 квадратных километров, покрытых фирновыми полями, разорванных внизу многочисленными трещинами.
      Вот и Ледовая база — домик, сделанный из дюралюминия и установленный среди камней, льда и снега на высоте 3900 м. Короткий привал. Идти становится все труднее. После приюта Пастухова — скалистой гряды на отметке 4690 м, где в 1890 году пережидал непогоду отважный исследователь Кавказа А. В. Пастухов,— длинный крутой подъем. Сильный ветер пытается отбросить назад, каждый шаг стоит больших усилий. Снег сверкает ослепительной белизной. Только защитные очки спасают от ослепления. Почти ползком преодолевают восходители последний взлет.
      Наконец, вершина! Выше тебя ничего нет. Громкое «ура!» Петр Якуц обнимает своих друзей Афанасия Сахно, Ивана Силкина, Леонида Савищева и Ивана Бодунова. Все дошли, никто не вернулся. Кругом — первозданная красота Главного Кавказского хребта. Ярко-голубое небо, заснеженные и черные скальные вершины — все вызывает восхищение и гордость. Хочется крикнуть: «Мы сильнее вас, горы!» Но их слишком много, и они такие огромные. И Якуц, взглянув на ребят, подумал: «Мы вернемся к вам, горы. Придем, чтобы вновь победить, чтобы снова повстречаться с вами, поглядеть на вашу красоту».
      Всем участникам штурма были вручены значки «Альпинист СССР». Домой они вернулись уже ярыми приверженцами полюбившегося вида спорта. Тем более, что четверо из пяти — Якуц, Сахно, Савищев, Бодунов прошли: двухмесячное обучение в украинской республиканской школе альпинизма, открытой в том же году в ущелье Адыр-су. В активе каждого было по нескольку восхождений разной категории трудности. В том числе такие известные, как траверсы Тютю-баши, Уллу-тау, Чегет-тау-чана.
      Памятное восхождение на Эльбрус и стало отправной точкой донецкого альпинизма. Популярность нового вида спорта быстро росла. В следующем сезоне в лагеря Кавказа по путевкам было отправлено более 40 человек.
      Заботы по становлению и укреплению альпинизма взяло на себя добровольное спортивное общество угольщиков «Стахановец». В 1939 году при нем образовалась секция по альпинизму. Ее возглавило оргбюро (ныне федерация), председателем которого стал Петр Якуц. Активно помогал ему альпинист Всеволод Ильченко, избранный заместителем. На учредительную конференцию приезжал один из первых в республике заслуженных мастеров спорта СССР по альпинизму М. Т. Погребецкий. Горняки Донбасса задумали создать свой альпинистский лагерь на Кавказе. Центральный совет профсоюза рабочих угольной промышленности, поддержал их и помог. В следующем сезоне в ущелье Башиль начал работать альпинистский лагерь «Стахановец». Уже в качестве инструктора вел Петр Якуц новичков в горы. Росла альпинистская семья.
      Среди советских воинов, отбивавших атаки фашистских захватчиков на перевалах Главного Кавказского хребта, было немало донбассовцев, в том числе альпинистов. Храбро сражались на Санчарском перевале А. 3. Травянко из Ясиноватой, М. П. Зубко из Артемовска, А. А. Щербина из Славянска. Им приходилось не только сдерживать натиск врага, но и бороться со страшным холодом, царившим на высоте, снежными буранами, лавинами. Но они выстояли.
      Снова донбассовцы создали свой альпинистский лагерь на Кавказе в 1953 году. Его назвали «Шахтер». Ежегодно туда выезжало по путевкам до 700 человек. Памятным событием стала зимняя альпиниада 1958 года. Тогда на базе альплагеря «Шхельда» 10 человек совершили восхождение на вершину Гумачи под руководством инструкторов Г. Семочкина, Ю. Солдака.
      В 1961 году дончане подняли свой флаг в альпинистском лагере «Эльбрус». Он побывал в горах Кавказа и в февральскую стужу, и в майские дни, и осенью. Под этим флагом рождались новые горные маршруты: на вершины Вольная Испания, Шхельда, Чатын. В этом сезоне Владимир Бочаров из Макеевки, Валентина Афанасьева и Борис Сивцов из Донецка, Олег Поляковский из Артемовска впервые в истории донецкого альпинизма совершили восхождение на вершину высшей — пятой категории трудности.
      Траверс всех вершин Уллу-тау-чана в то время казался дончанам сложным. Пройдя подъем по ледовой стене, вышли на гребень и сразу остановились на первой попавшейся площадке более-менее пригодной для установки палатки. Вдруг у всех волосы зашевелились: вокруг металлических предметов (крючья, кошки, ледорубы) появились светящиеся ореолы — это сигнал приближения грозы. По гребню начали прыгать небольшие, величиной с кулак, огненные шарики, норовя впрыгнуть в палатку. На веревке быстро спустили вниз от гребня все металлические предметы, а через некоторое время и сами с палаткой перебрались ниже. Опять устройство площадки, установка, и уже в темноте все втиснулись в палатку и кое-как расположились. Несколько мощных разрядов грозы ударило в гребень поблизости первоначальной стоянки.
      Утром погода хорошая, можно даже полюбоваться окружающей панорамой гор. Группа продвигается дальше по гребню без особых трудностей. «Жандармы» обходятся то слева, то справа. К полудню погода снова начинает портиться — путь впереди закрыт облаками. В полумраке команда выходит на огромную площадку, где могут свободно разместиться три палатки. Заночевали. На следующий день продолжили путь. Скоро вышли на вершину.
      Есть первая «пятерка»! Группа устремляется вниз, в лагерь «Эльбрус». Ее там уже ждут. В особенности волнуется земляк — начальник спасательной службы Петр Адамович Якуц: в 14.00 контрольный срок прибытия в лагерь, уже 18.00, а группы нет. Спустившись в лагерь "Уллу-тау", ребята срочно радируют в «Эльбрус».
      Но уже поздно, оттуда выехал спасательный отряд. На развилке ущелий встретились и возвратились вместе. Рапорт у дончан принял заслуженный тренер СССР, начальник учебной части лагеря Александр Федорович Балабанов. Гремит традиционное: «Покорителям Уллу-тау — физкульт привет!» Звучит ответное «Альплагерю — наш привет!». В этом сезоне донецкие группы совершили еще два восхождения высшей категории трудности: пик 1-го Мая — 5-а и пик Шуровского — 5-6.
      В следующем году команда из Донбасса снова в «Эльбрусе», только теперь в ней уже 20 человек. Ее дополнили молодые второразрядники Александр Подкуйко — геолог треста «Артемгеология», Виктор Русанов — горный мастер донецкой шахты «Мушкетовская», Марсел Хайдаров — забойщик Донецкой шахты имени Засядько, Виктор Якименко — сталевар Ждановского металлургического завода имени Ильича, студенты Донецкого политехнического института Герад Солопов и Петр Желоботкин и другие. Сезон прошел успешно, почти все участники сбора выполнили первый спортивный разряд. В. Русанов, А. Подкуйко и М. Хайдаров сделали свою первую «пятерку».
      Суровый и высокогорный район Безенги, где сосредоточены пять из семи пятитысячников Кавказа, донецкие альпинисты начали осваивать в 1963 году. На эти вершины проложено много сложнейших маршрутов, неоднократно удостоенных золотых медалей чемпионатов СССР. Но у дончан задачи несколько скромнее: нужно «подтянуть» до первого разряда и готовить в мастера «старичков». Младшее звено занимается своей программой, то есть совершает восхождения, необходимые для закрытия разряда, а группа Б. Сивцов, В. Русанов, А. Подкуйко, В. Якименко выходит на траверс вершин пик Тихонова — Каштантау (более 5000 м), набирая баллы для выполнения мастерского норматива.
      В 1964 году пройдены два маршрута по стене Кюкюртлю высшей сложности. Особенность этого сезона — массовый штурм вершин Шхельды. Одновременно 5 групп дончан штурмовали северные стены массива Шхельды по сложным маршрутам I—II—III западных вершин, Центральной и Восточной. 20 альпинистов одновременно на маршрутах высшей категории трудности три года спустя после первой пятерки — это успех.
      А в конце сезона группа В. Бочаров, В. Лаухин, В. Русанов и О. Поляковский совершила первопрохождение на восточную вершину Шхельды по новому пути с севера. Это первое донецкое первопрохождение высшей категории трудности принесло и первые золотые медали чемпионата УССР.

Автобиография
 
Автореферат
 
Библиотека
 
Ссылки
 
Отчет о поиске
 
Альпинизм
 
АutoQuest
 
 
 
Портал магистров ДонНТУ
 
ДонНТУ