Баштинская Ю.Н. Мат. Ненормативная лексика в нашей речи | Библиотека Баштинской Ю.Н.
К библиотеки
МАТ. НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В НАШЕЙ РЕЧИ.

Баштинская Ю.Н.

Зачетная работа
по дисциплине «Ораторское искусство»

Содержание
         •     Введение
         •     Риторика: Устная словесность. Бытовая речь.
         •     Мат. Ненормативная лексика в нашей речи
         •     Выводы
         •     Материалы
Введение

          Ненормативная (обсценная) лексика является сегментом браной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную ситуацию. Разновидностью ненормативной лексики в русском, украинском и других славянских языках является мат. Считается, что выражение «мат» происходит от огрублённого «мат» в значении «громкий крик» (например, выражение «орать благим матом»). Древнейшие известные образцы — в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Старой Руссы (Обсценная лексика в берестяных грамотах); первое описание в литературе — в «Словаре московитского языка» Ричарда Джемса (1618 – 1619).
         Что касается происхождения самой ненормативной лексики, то давно установлено, что эта лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. При этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, однако все они, как правило, входят к индоевропейским или праславянским основам.
         По закону, прилюдная матерщина считается хулиганством. Однако в настоящее время мат получил широкое распространение во всех слоях и половозрастных группах общества, не исключая женщин и интеллигенции. В литературе употреблялся он (в виде «ребусов» с многоточиями) и в печатных произведениях классических авторов: Пушкина, Маяковского и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажный мат . Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара. Именно распостронение нецензурной лексики подвергло к написанию этой работы.

Риторика: Устная словесность. Бытовая речь.

          Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
         Выделяют следующие виды речи:

  • внешняя: устная (монологическая; диалогическая) и письменная;
  • внутренняя.

              Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а cказать не могу».
             Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:
         1. Способами кодирования. Устная речь - произносимая, звучащая, слышимая — выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая, написанная — буквами (графическим кодом).
         2. Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, - подготовленный, — записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т. е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.
         3. Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу, письменная осмысливается при многократном чтении.
         4. Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.
         5. Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования, и только к письменной — орфографические, пунктуационные и каллиграфические.
         6. Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.
         7. Характером адресата. Устная речь зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.
             Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы — внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру: мысленная подготовка фразы — воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли.
             Устная речь может быть записана, а письменная — произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме.
             При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.
             В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество — моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» [4, с. 176]. Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.
             Устная речь имеет две формы — монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог — это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
             Диалог — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики — стимула и реплики — реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь — первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

    Мат. Ненормативная лексика в нашей речи.

              Прежде чем перейти к рассуждениям я хотела бы упомянуть контексты матерных слов. Матерные слова могут использоваться в различных контекстах и производить большой диапазон новых слов и выражений с помощью приставок, суффиксов, окончаний, а также соединений словооснов. Производные матерные выражения обычно не имеют сексуального контекста *, а только выражение эмоции.
              Для выражений с матерными словами характерно то, что они не всегда имеют точно определяемое, исходя из контекста и из смысла самих матерных слов, значение. Зачастую точное значение тех или иных фраз можно понять только принимая во внимание эмоции произносящего их человека. За такими выражениями могут скрываться как апатия, скука, гнев и т. д., так и веселье, шутка, попустительство, одобрение.
             Словосочетание, включающее два или более матерных слов, образуют многоэтажный мат. Известны достаточно длинные стихотворные произведения целиком состоящие из многоэтажного мата.
             В наше время не стесняются, не стыдятся выражать свои мысли именно матом и из-за этого наше общество деградирует. Мне кажется, что общество желает стремиться к лучшему, но по принципу «Чем я хуже другого?» затормаживает свое развитие. «Мат» своего рода большой словарь, который мы не понимаем и применяем не по его истинному назначению. Во многом распространению мата способствовало не только отсутствие должного уровня культуры пользования им, но и официозный на него запрет. Запретный плод сладок, особенно для людей только входящих в общественную жизнь.
             Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое — отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах — а теперь и в Интернете.
             Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Что приводит к непонимании в коллективе.
             Как уже было сказано, наша речь «выплывает» из подсознания в письменную или устную речь. В основном матерные слова произносят при общении, чаще всего общаясь в шумной компании друзей или с собеседником — единомышленником.
             В шумной компании, можно спорить, перебивать, ругаться и все это конечно легче сделать с помощью, практически, не связной нецензурной лексики, чем при помощи красиво выплывающих из уст слов нормальной, так сказать, приемлемой для слуха лексики и тем самым показать познание в той или иной области знания. Но молодым людям трудно понять, что эта лексика не приемлема в обществе.
             Тяжело не согласиться с известнейшим русским профессор-литературовед II.А. Николаев, ветеран Второй Мировой: «Вот утверждают, дескать, на войне ребята бросались в атаку, выкрикивали: «За Родину! За Сталина». Но во время бега невозможно произнести этой фразы — дыхания не хватит. Бежит мальчик семнадцатилетний и знает, что погибнет. После каждой такой атаки во взводе погибала половина. И они выкрикивали мат. Они спасались этим, чтобы не сойти с ума. Есть мат, который священен. Когда идут но улице молодые разгильдяи с бутылками пива и девчонки рядом ругаются, у меня это вызывает рвотные чувства, потому что я воспринимаю как оскорбление по отношению к мату, с которым погибали дети России...» (Лит. газ., 2004, №37. с. 11).
             Другой писатель, А. Королев определяет мат несколько по-иному, хотя и не особенно расходясь во мнении с Ю. Алешковским: «Мат есть публичное оскорбление сакральных запретов» (Королев А. Оскорбление сакрального // Лит. газ., 2001, №15, с. 12).
             Обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: например, употребляется для воссоздания атмосферы карнавала, попытка воскресить и одновременно спародировать древнюю сакральную функцию инвективной лексики, ее отнесённость к ключевым языческим обрядам. Также используют сатирическо-комедийных пьесах в соединении с суржиком, где эта лексика помогает сделать их более реальными, показать принадлежность героев определённым слоям населения.

    Вывод

              Мое незначительное исследование матерных слов, а также ненормативной лексики показало следующее:
         1. Литераторы, поэты, писатели могут употреблять матерные слова только в том случае, когда это необходимо или когда теряется смысл передаваемого настроения.
         2. При общении молодых людей хотелось бы чаще слышать умные вещи, а не связные оборванные матерные слова.
         3. Что б меньше ребенку выражаться нецензурной лексикой необходимо при нем, как можно меньше материться.

    Материалы

         1. Свободная энциклопедия - Википедия
         2. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации: сб. науч. трудов. - Воронеж: ВГУ, 2005, с. 184-197.

    ________________________________________
    * Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

  • К библиотеки