ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Магистр Дорофеев Виктор Александрович

Дорофеев Виктор Александрович


ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ



Мое увлечение японской культурой развилось из любви к аниме. Аниме я начал смотреть, наверное еще в классе 5-6, это было так давно что я уже не помню. Первыми “японскими мультиками” в моей жизни были “Кот в сапогах”, “Вокруг света за 80 дней” и “Корабль призрак”. Дальше было больше. И вот после просмотра довольно большого количества аниме (порядка 200 позиций) мне стало интересно – а что же такое Япония и как она живет, чем увлекаются ее жители, про что снимают фильмы и о чем пишут книги.
Япония. Япония одна из древнейших стран на Земле. Это островное государство, которое тщательно хроник свою культуру и свои секреты от посторонних глаз, тем самым, притягивая к себе всех, кто искал приключений, знаний и власти. Одним из таких людей был великий завоеватель Чингисхан. Однако ему так и не удалось завоевать, эту маленькую, но очень гордую страну.
После Второй мировой войны, Япония потерпела поражение. На ней было опробовано новое (по тем временам), смертоносное оружие – ядерная бомба. Два города – Хиросима и Нагасаки были полностью уничтожены, а местные жители получили большую дозу радиации. Но даже это страшное событие не смогло сломить великий дух самурая, живущий в каждом японце.
Теперь я расскажу о Японии.
Япония - островное государство в Восточной Азии. Крупнейшими островами являются Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Эти острова составляют 99 % площади Японии.
Япония делится на 47 префектур, самая известная из которых Токио, в ней находятся правительство и император Японии. Япония является конституционной монархией, её конституция устанавливает императора как символ нации. Парламент Японии состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Он назначает кабинет министров и премьер-министра. Каждая префектура имеет своего губернатора и отдельно избираемую законодательную власть.
Старинные тексты приписывают легендарное основание страны императору Дзимму в 660 году до н. э., в то время как записанная история Японии начинается с упоминания в китайских летописях земли Ва (так называли Древнюю Японию китайцы), которая была разделена на 100 различных королевств, одно из которых — королевство На — направило посланника к императору Гуан У в 57 году н. э. В Японии распространены синто, которая является традиционной религией Японии, и буддизм, пришедший из Кореи и Китая. Конфуцианство сыграло важную роль в формировании национального мышления, общества, этики и отношений между людьми.
Япония — высокоразвитая страна, её считают второй промышленной державой мира после США. Существенный вклад в экономику вносят такие производственные корпорации как Toyota, Nissan, Honda, Matsushita и Sony. Финансовые институты страны конкурируют на международном уровне в банковском деле и страховании. Также хорошо развиты строительство, перевозка грузов и рыболовство. Страна импортирует энергию и еду. В экономике участвуют следующие правительственные организации: Министерство финансов, Министерство экономики, торговли и промышленности, а также Банк Японии
Ну а теперь непосредственно о культуре Японии и японцев.

ЛИТЕРАТУРА ЯПОНИИ
Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.
Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд “Кодзики” (“Записи о деяниях древности”) и историческая хроника “Нихон сёки” (“Записанные кистью анналы Японии" или “Нихонги” - “Анналы Японии”), созданные во время периода Нара (VII - VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов. В этот же период были созданы поэтические антологии "Манъёсю" (яп. "Собрание мириад листьев", 759) и "Кайфусо" (751).
Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм:
1. Хайку - Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов (впрочем, уже у Басё встречаются отступления от нормы слогового состава), записанных в один столбец. Особыми разделительными словами - кирэдзи (яп. "режущее слово") - текст хайку делится в отношении 2:1 - либо на 5-м слоге, либо на 12-м. При переводе хайку на западные языки традиционно - с самого начала XX века - местам возможного появления кирэдзи соответствует разрыв строки, так что хайку представляет собой трёхстишие слоговой структуры 5-7-5. В 1970-е гг. американский переводчик хайку Хироаки Сато предложил в качестве более адекватного решения записывать переводы хайку как моностихи; вслед за ним канадский поэт и теоретик Кларенс Мацуо-Аллар заявил, что и оригинальные хайку, создаваемые на западных языках, должны быть однострочными. Встречаются - среди переводных и оригинальных хайку - и двустрочные тексты, тяготеющие к слоговой пропорции 2:1. Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5 – 7 – 5) остались в меньшинстве; по общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов.
Поскольку жанр - это формально-содержательное единство, для хайку важны отличающие его смысловые характеристики. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (автора), его внутреннего мира, биографии и т. п. с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года - для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго (яп. “сезонное слово”). Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания.
2. Вака (яп. “японская песня”) - Вака (яп. букв. “японская песнь”) - японский средневековый поэтический жанр. Название жанра вака возникло в период Хэйан для отличия собственно японского поэтического стиля от преобладавшего в то время жанра китайской поэзии канси, знание которой было обязательно для каждого аристократа.
3. Танка (яп. “короткая песня”) - Та?нка (яп. “короткая песня”) - 31-слоговая пятистрочная японская стихотворная форма, основной вид японской феодальной лирической поэзии, являющаяся разновидностью жанра вака.
Истоки танка - в народных преданиях и устной поэзии эпохи родового строя. В настоящее время танка культивируется как основная форма японской национальной поэзии.
Танка не имеет рифм. Техника этой формы поэзии основана на сочетании пяти- и семисложных стихов с двумя семисложными заключительными стихами.
Составленное по этой форме стихотворение может содержать до 50 или 100 строчек, и в этом случае оно называется тёка (яп. “длинная песня”), или нагаута, однако большинство японских танка состоит из пяти строк по схеме - 5-7-5-7-7, что в общей сложности составляет 31 слог.
Основными представителями классической японской литературы прошлого века являются следующие японцы.

ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Японская живопись (яп. кайга, “картина, рисунок”) - один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э - гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Основных представителей современной живописи можно найти в этом разделе.

ЯПОНСКОЕ КИНО
Кино как вид искусства появилось в Японии в конце позапрошлого столетия.
В 1896 г. в Японии появились первые движущиеся картинки.
С 1899 г. стали появляться первые фильмы, сделанные японскими кинематографами
В 1900 г. появились первые хроникальные ленты.
B 1903 г. открылся первый стационарный кинотеатр в Токио.
В 1908 г. открылась первая киностудия.
В Японии кино развивалось по законам театра. Манера и игра актеров была театральна. (также, как и в традиционном театре Кабуки, все женские роли исполняли мужчины). Костюмы и декорации были также театральными. В эпоху “до звукового кино” показ фильмов сопровождал (японский вариант тапёра) бэнси - живой исполнитель.
В отличие от европейского музыканта, он комментировал действие, происходящее на экране.
Зарождение кино в японии
Один из родоначальников японского кино режиссер Макино Сёдзо (1878-1929), стал постепенно исключать из кино театральные элементы. Приверженцами такого подхода стали режиссёры:
Г.Котани
К.Усихара
Я.Симадзу
Д.Ито
Х.Госе
Я.Одзу
Первая звезда японского кино, снимавшаяся в фильмах Макино Сёдзо - М.Оноэ. Также в 20е годы зарождается мультипликация.
Развитие японского кино
Постепенно в японское кино приходит реализм.
Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 30-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров. Проявляется творческая манера ведущих режиссёров и актеров.
Японский кинематограф 50х-60х годов
«Золотым веком» японского кино считаются 50-е годы. Это обусловлено появлением, так называемой, «большой шестерки», представляющих собой шесть ведущих японских кинокомпаний — “Сётику”, “Тохо”, “Дайэй”, “Тоэй”, “Никкацу” и “Синтохо” (последняя, обанкротилась в 1961 г.)
После второй мировой войны в японии появляется большое количество документальных фильмом. Наиболее значительным среди прочих стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К.Ямамото.
Режиссеры 50х-60х годов работавшие в жанре документалистики:
С.Ямамото
К. Синдо
Т.Имаи
К концу 50х годов, страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов:
1958 г. - 504 картины;
Общее число посетителей кинозалов - почти 1,2 млрд.
Мировую известность японские кинофильмы получили благодаря режиссёру Акире Куросаве
Яркими представителями этого периода кинематографа были режиссеры:
Т.Фурукава
К.Итикава
актеры:
Ю.Исихара
К.Ацуми
К.Курихара
С.Есинага
Японский кинематограф 70х годов
Этот период можно назвать периодом сотрудничества. Кинематографисты Японии охотно участвуют в совместных проектах с режиссёрами других стран. Примером совместной работы режиссёров Японии и России являются такие работы как:
“Дерсу Узала” (режиссёр Акира Куросава)
"Москва - любовь моя”, “Шаг” (режиссёр Александр Митта)
"Мелодии белой ночи" (режиссёр Сергей Соловьев)
Эпоха независимого кино
В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис. Кинематограф отступает под натиском телевидения и видео. Кроме того, на рынке проката кино обостряется конкуренция, появляется огромное количество американских фильмов. Все эти причины, приводят к появлению малобюджетного авторского кино.
Появляются “независимые” молодые режиссеры. К ним можно отнести
Т.Морикава
А.Такэда
С.Кояма
Е.Морита
Д.Итами
К.Огури
С.Цукамото
В своих фильмах они рассматривают социальные проблемы и проблемы современности. Активно развивается кинодокументалистика и мультипликация, создается большое количество научно-популярных фильмов.
Успех современной японской мультипликации стал возможен, благодаря выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого во всем мире называют японским Диснеем.
Фестивали
В Японии с 80х годов ежегодно проводятся кинофестивали:
Токийский международный фестиваль
Фестиваль “Юфуин” (префектура Ойта) и др.
А в этом разделе можно найти одних из самых известных японских кинорежисеров.

АНИМЕ И МАНГА
МАНГА
Манга - японские комиксы, иногда называемые комику. Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, начинает развиваться после окончания Второй мировой войны, однако, имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве.
В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. С 1950-х годов манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства, с оборотами в 500 млн долларов в 2006 году. Она стала популярной и в остальном мире, особенно в США, где продажи по данным на 2006 год находились в районе 175-200 млн долларов. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная, например, “Colorful”, название которой переводится с английского как “красочный”. По популярной манге, чаще всего длинным манга-сериалам (иногда неоконченным) снимается аниме. Сценарий экранизаций может претерпевать некоторые изменения: смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв, убираются череcчур откровенные сцены. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся). Бывает, что манга создается на основе уже существующего аниме или фильма, например, по “Звёздным войнам”.
Слово “манга” обозначает комиксы, созданные в Японии. Важно не путать её с корейскими и китайскими комиксами, которые называются соответственно манхва и маньхуа. Названия сходны потому, что во всех трёх языках это слово записывается одними и теми же иероглифами. Комиксы в стиле манга, нарисованные в США, называют “америманга” или OEL, от англ. original English-language manga - “манга английского происхождения”.
Публикация
Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции. Подавляющее большинство сначала выходит в толстых (от 200 до тысячи страниц) журналах, которых существует больше сотни, а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов.
Основой классификацией манги (в любом формате) является пол целевой аудитории, поэтому издания для молодых людей и для девушек обычно легко отличаются по обложке и располагаются на разных полках книжного магазина. Существуют также отделы “манга на раз”: покупаешь за полцены, по прочтении возвращаешь за четверть суммы.
Также в Японии распространены манга-кафе, в которых можно выпить чаю или кофе и почитать мангу. Оплата обычно почасовая: час стоит в среднем 400 иен. В некоторых кафе люди за отдельную плату могу остаться на ночь.
Журналы
Манга-журналы публикуются почти каждым крупным издательством Японии. Большинство таких изданий, как “Shonen Sunday” или “Shonen Jump”, выходит еженедельно, но есть и ежемесячные, например, “Zero Sum”. В просторечии такие журналы именуются “телефонными книгами”, так как очень их напоминают и по формату, и по качеству печати. В них одновременно публикуется сразу несколько (около десятка) манга-сериалов, по одной главе (около 30 страниц) в каждом выпуске. Кроме сериалов, в журналах печатаются и “синглы” (манги, состоящие из одной главы, англ. one-shot), и четырёхкадровые ёнкомы. Журналы по своей направленности, как и сама манга, делятся на множество категорий по возрастному и половому признаку - так, например, есть журналы с мангой для юношей и девушек, для мужчин и женщин, для детей.
В журналах используется низкокачественная бумага, поэтому распространена практика закрашивания черно-белых страниц разными цветами - жёлтым, розовым.
Танкобоны
Танкобон, как правило, насчитывает около 200 страниц, имеет размер с обыкновенную книгу карманного формата, мягкую обложку, более качественную, нежели в журналах, бумагу, а также комплектуется суперобложкой. Существует как манга, сразу вышедшая в виде танкобонов(например, хентайная), так и никогда в виде томов не выходящая - недостаточно успешная. Кроме того, существует понятие айдзобан - специальное издание для коллекционеров. Так печатается только наиболее успешная манга, например, “Dragon Ball” или “Fruits Basket”. Айдзобаны издаются ограниченным тиражом, на высококачественной бумаге и снабжаются дополнительными бонусами: футляром, другой обложкой и т.п.
Многие мангаки любят порадовать своих читателей, поместив в конец тома манги различные занятные дополнения, по-японски омаке - это могут быть странички с дизайнами персонажей и местности, авторскими комментариями, просто зарисовками. Иногда всё это выпускается отдельными книгами.
Додзинси
Кроме профессиональной манги, существует манга любительская, называемая додзинси и издающаяся маленькими тиражами на средства авторов. Многие нынешние профессиональные мангаки начинали как авторы додзинси, например, CLAMP. Comiket, крупнейший мировой фестиваль комиксов, набирающий свыше 550 тысяч посетителей за три дня, целиком посвящен додзинси. Кроме оригинальных историй, которые от начала и до конца придуманы авторами, встречаются пародии или работы, включающие существующих персонажей из известных аниме и манги. В 2007 году было продано додзинси на 245 млн. долларов.
Стиль
Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако мэйнстримовым направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. Например, мангу в жанре сёдзё даже называют “большие глаза спасут мир”, потому что храбрые девушки с огромными, как блюдца, глазами, часто обладают сверхъестественными способностями, становятся учёными или войнами-самураями. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность. Первым в такой стилистике стал рисовать уже упоминавшийся Осаму Тэдзука.
Читается манга обычно справа налево, причиной чему японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.
Некоторые мангаки не считают необходимым определять сюжетную линию раз и навсегда и публикуют несколько работ, в которых одни и те же герои состоят то в одних взаимоотношениях, то в других, то знают друг друга, то нет. Ярким примером тому является сериал “Tenchi”, в котором существует больше тридцати сюжетных линий, особенного отношения друг к другу не имеющих, но рассказывающих о парне Тэнти и его друзьях.
Манга в других странах
Влияние манги на международный рынок существенно возросло за последние несколько десятилетий. Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в США и Канаде, Германии, Франции, Польше, где существует несколько издательств, занимающихся мангой, и сформирована достаточно обширная читательская база.
Раньше при издании переводной манги страницы обычно зеркально переворачивались, чтобы их можно было читать так, как привычно западному читателю - слева-направо. Некоторые мангаки, в частности, Акира Торияма, выступают против такой практики и просят иностранные издательства публиковать их мангу в оригинальном виде. Поэтому, а также благодаря многочисленным просьбам отаку, издатели всё чаще выпускают мангу в незеркалированном виде. Например, американская компания Tokyopop, принципиально не зеркалирующая мангу, сделала это своим главным козырем. Случается, что манга выходит сразу в обоих форматах (в обычном и незеркалированном), как было с “Евангелионом” от Viz Media.
США
Америка была одной из первых стран, где начала выходить переведённая манга. В 1970-х и 1980-х годах она была практически недоступна для рядового читателя, в отличие от аниме. Однако на сегодняшний день достаточно крупные издательства выпускают мангу на английском: Tokyopop, Viz Media, Del Rey, Dark Horse. Одной из первых работ, переведенных на английский язык, стал “Босоногий Гэн”, повествующий об атомной бомбардировке Хиросимы. В конце 1980-х годов были выпущены “Golgo 13” (1986 г.), ”Lone Wolf and Cub” от First Comics (1987 г.), “Area 88” и “Mai the Psychic Girl” (1987 г.) от Viz Media и Eclipse Comics.
В 1986 году предприниматель и переводчик Торен Смит (англ. Toren Smith) основал издательство Studio Proteus, работавшее в сотрудничестве с Viz, Innovation Publishing, Eclipse Comics и Dark Horse. На Studio Proteus было переведено большое количество манги, включая “Appleseed” и “Моя богиня!”. Успешные манга-серии были большей частью связаны с одноименными сериалами, например, известный “Призрак в доспехах”, “Сейлор Мун”, которая к 1995-1998 гг. была опубликована более, чем в двадцати трёх странах мира, включая Китай, Бразилию, Австралию, США и большую часть европейских стран. В 1996 году было основано издательство Tokyopop, крупнейший на сегодняшний день издатель “америманги”.
Структура рынка и предпочтения публики в США довольно сильно напоминают японские, хотя объёмы, конечно, всё равно несопоставимы. Появились свои манга-журналы: “Shojo Beat” с тиражом 38 тыс. экземпляров, “Shonen Jump USA”. Статьи, посвященные данной индустрии, появляются в крупных печатных изданиях: “New York Times”, “Time”, “The Wall Street Journal”, “Wired”.
Американские манга-издательства известны своим пуританством: издаваемые произведения регулярно подвергаются цензуре
Европа
Манга пришла в Европу через Францию и Италию, где в 1970-х годах начали показывать аниме.
Во Франции рынок манги весьма развит и известен своей разносторонностью. В этой стране популярны в том числе работы в жанрах, не нашедших отклика у читателей других стран за пределами Японии, как, например, драматические произведения для взрослых, экспериментальные и авангардные работы. Не особенно известные на Западе авторы, как, например, Дзиро Танигути, во Франции обрели большой вес. Это отчасти объясняется тем, что во Франции сильны позиции своей культуры комиксов.
В Германии в 2001 году впервые за пределами Японии манга начала издаваться в формате “телефонных книг” на японский манер. До этого на Западе манга публиковалась в формате западных комиксов - ежемесячными выпусками по одной главе, переиздаваясь потом в виде отдельных томов. Первым таким журналом стал “Banzai”, рассчитанный на юношескую аудиторию и просуществовавший до 2006 г. В начале 2003 года начал выходить сёдзё-журнал “Daisuki”. Новый для западного читателя периодический формат стал успешным, и сейчас почти все зарубежные манга-издатели отказываются от отдельных выпусков, переходя на “телефонные книги”. В 2006 году продажи манги во Франции и Германии составили 212 млн долларов.
Россия
В России не очень популярны комиксы, поэтому манга пока не приобрела широкую популярность. Однако, как полагают, “у этого жанра просто блестящие перспективы, тем более что японские лицензии обходятся даже дешевле американских - $10-20 за страницу”.
Что касается лицензий на переводы, то инициатива обычно исходит от русских издателей. Первой официально изданной в России мангой была “Ранма”, известная работа Румико Такахаси. На данный момент существуют несколько легальных издательств, самые крупные из которых - “Сакура-пресс” и “Фабрика комиксов”. Также, как и во всем мире, манга распространяется в виде любительских переводов - сканлейтов.
Премии
В японской манга-индустрии существует большое количество наград, которые спонсируют крупные издательства. Как пример, можно привести следующие: Dengeki Comic Grand Prix (короткая манга, “синглы”), Премия манги издательства Kodansha (несколько жанров), Seiun Award, Премия манги Shogakukan, Награда Тэдзуки, присуждаемая начинающим мангакам, приз Тэдзуки Осаму за достижения в области культуры и другие. В 2007 году возникла международная премия International Manga Award, за получение которой боролись художники Китая, Германии, Франции, Малайзии, Тайвани, Великобритании, Испании.

АНИМЕ

История
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» - он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.
Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию - юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.
Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) - аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми - сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное “взрослое аниме”. В отдельное направление выделились хентай - аниме порнографической направленности, яой и юри - аниме, повествующее об отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола - мужчинами либо женщинами соответственно (обычно без эротики или непристойностей). Аниме имеет множество видов. Оно может быть “кавайным” или же реалистичным. У “кавайных” персонажей несоразмерно-большие глаза, волосы самых невообразимых цветов, маленькие носики и рты. Так же персонажи “кавай” особенно показывают собственные эмоции. На то и их большие глаза - в них отражается настроение. Но это не всё. Надо уметь понять язык эмоций аниме. Когда персонаж смущён, у него “исчезает” нос и вместо него появляются идущие наискосок полосы. Они могут быть нарисованы контурным цветом, или же быть красными или розовыми. Над головой персонажа может появиться голубая капля. “Кавайные” девушки и девочки часто используют слово “ня”. Это показывает их схожесть с кошками, ведь именно так японцы воспринимают издаваемый кошками звук. Так же в аниме встречаются девушки-кошки - нэко. И чибики - персонажи “кавайных” аниме. Существа с большими головами и крохотными телами.
Терминология
Японское слово “аниме”, означающее “анимация”, восходит корнями к английскому слову “animation”, заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько большую распространённость укороченной формы - “аниме” - оба слова имеют одинаковое значение в японском языке: они обозначают любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. По мере распространения японской анимации за пределы Японии, слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.
В японском языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение, поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке. Слово “аниме” в русском языке устоявшегося ударения не имеет, распространено два варианта произношения — аниме' и а'ниме.
Существует два альтернативных русских написания слова: “анимэ” — транслитерация по правилам киридзи и “аниме” — более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин “карате”). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ].
В русском языке слово “аниме” имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как “аниме-режиссёр” или “аниме-сериал”. В разговорной речи встречаются образованные от “аниме” слова “анимешник”, “анимешный” и т. п.
Особенности
Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры, вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японского быта.
Кроме того, японская анимация выделяется общей направленностью определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании “взрослых” мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом.
Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже стиль рисовки. Детское (Кодомо) аниме составляет лишь часть от всей анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии.
Отрисовка
Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают большие глаза персонажей. На самом деле, аниме-персонажи выделяются не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Однако существуют произведения, в которых используется “реалистичная” рисовка - нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица рисуются и затеняются с большей точностью, например, в аниме-фильме 1995 года “Оборотни” (“Jin Roh: The Wolf Brigade”).
По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Положительные, веселые, дружелюбные главные герои обычно рисуются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют суженые глаза, иногда закрытые или оттененные челкой, часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчеркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы - как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонаж вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными - из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки черные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.
Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёски персонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, а также детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляя их несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Волосы различных цветов изначально были способом “персонифицировать” героев, сделать их заметно различными. Сегодня, когда образы персонажей прорабатываются вплоть до мельчайших деталей лица и манер поведения, разноцветные волосы не являются необходимостью, скорее — традицией. Кроме того, цвет волос часто отражает характер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикатором вспыльчивости (Аска из сериала “Евангелион”, Лина Инверс из сериала “Рубаки”). Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, поскольку большинство японцев имеют тёмные волосы.
Поскольку аниме-сериалы обычно демонстрируются на телевидении с частотой около серии в неделю, для их создания задействуют штат из сценариста, режиссёра, дизайнера и нескольких десятков аниматоров. Кроме того, чтобы укладываться в график выхода, по возможности, без потери качества, используются так называемые “приёмы ограниченной анимации”. Они включают в себя перерисовку отдельных частей рисунка с сохранением бо?льшей части картинки неизменной, статические задние планы, упрощённые формы передачи эмоций.
Передача эмоций в аниме является поводом для отдельного разговора. Помимо традиционных для аниме видов проявления чувств персонажем – изменением выражения лица или тона его голоса, используется ряд других приёмов. Эмоции могут изображаться подчёркнуто нереалистично, гипертрофированно — персонажи говорят с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимают картинно демонический вид, когда проявляют гнев. В комедийных ситуациях, с целью показать несерьёзность чувства, применяются пиктограммы, такие, как картинка «капельки пота» или «вздувшихся вен», возникающие поверх головы героя, либо в рамочке над ней.
Помимо “серьёзной” рисовки существует также популярный стиль “тиби” или “super-deformed” (SD), в котором персонажи рисуются упрощённо, с непропорционально большими головами и глазами в пол-лица. Обычно SD-рисовка применяется в комедийных ситуациях, поскольку выдаёт явную несерьёзность, пародийность происходящего. Тем не менее, существуют сериалы, целиком сделанные в такой манере; здесь рисовка используется, чтобы создать симпатию к “маленьким и пушистым” главным героям. Так, например, в комедийном сериале “Семь обличий Ямато Надэсико” главная героиня 90 % экранного времени проводит в своей тиби-форме, ведя себя так, словно совершенно не от мира сего. Другие же персонажи, являясь более адекватными, изображены, соответственно, вполне обычными.
Сюжет
Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.
Так, например произведения, называемые “сёнэн-адвенчер” (shounen-adventure - приключения для парней) зачастую имеют предсказуемый канонический вид: большую часть сериала главный герой собирает команду сторонников и учится новым приёмам ведения боя, преодолевая при этом мелкие возникающие проблемы, чтобы в конце концов победить превосходящего по силам противника. После этого сериал либо заканчивается, либо возвращается к началу: обозначается более сильный, более опасный враг. Один такой цикл иногда называют аркой (от англ. arc). Примером классической shounen-adventure может служить “Rurouni Kenshin” - эпос о Химуре Кэнси, самурае времён реставрации Мэйдзи, умеющем, но не желающем больше убивать.
Распространено также нестандартное скрещивание привычных шаблонов. Например, комедия/боевик “Стальная тревога” повествует о молодом, но бравом вояке Сагаре Сосуке, которого определили на учёбу в школу - охранять потенциальную жертву. Гармоничное переплетение школьных комедийных сценок и серьёзного военизированного сюжета компенсирует недостатки обеих линий по отдельности.
Несмотря на обилие сериалов, сделанных по канонам жанра, не убывает и количество оригинальных, не поддающихся точной классификации произведений. Примером сериала с нестандартной сюжетной линией может служить “GANTZ” - боевик, главные герои которого - Кэй Куроно и Масару Като - погибли под колёсами поезда метро, но были воскрешены неподвижным чёрным шаром, занимающим половину комнаты в токийской гостинице - для того, чтобы участвовать в жестокой игре на выживание, выйти из которой можно, лишь заработав 100 очков.
Вселенные, в которых происходит действие сериалов, могут принимать любые формы, от классических фэнтези-миров до популяризованных американскими авторами киберпанка (“Ghost in the Shell”, “Serial Experiments Lain”) или развитого аниме паропанка (“Fullmetal Alchemist”, “Стимбой”). Истории фантастических миров могут серьёзно отличаться от привычной нам: так, в аниме “Fullmetal Alchemist” вместо физики развито искусство алхимии, в аниме “Trigun” действие происходит в далёком будущем, на пустынной планете, среди останков потерянных технологий. Сериал “Волчий дождь” рисует постапокалиптический мир, в котором люди однажды проиграли сами себе, и оставили огромные поля сражений, усеяные скелетами боевых механизмов.
Большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом. Режиссёр образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure, обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат “простой” эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. “Простота”, однако, не означает, что идеи таких сериалов “детские” или даже “наивные”, “максималистские” - или что такие сериалы не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.
Часто сюжет и стилистика аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно - манги или “лёгкой новеллы”. Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои, отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.
Музыка и звук
Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.
Активнее всего в аниме используется так называемая «атмосферная музыка» - тематические композиции, используемые для задания тона сцены. Например, в сериале “Евангелион” композиция “Decisive Battle” (“Решающее сражение”), звучащая во время подготовки персонажей к битве, представляет из себя активную, пафосную, с глухим узорным ритмом барабанного боя, мелодию, подготавливающую зрителя к предстоящей схватке.
Открывающая и закрывающая песни обычно исполняются известными поп-звёздами или музыкальными группами и являются неотъемлемой частью аниме-сериала. Открывающая композиция создаёт у зрителя нужное настроение для просмотра сериала, восстанавливает в памяти его общий настрой. Закрывающая композиция может подчёркивать ключевые моменты аниме, его идеи в целом, и обычно заметно спокойней, чем открывающая. Обе композиции являются в некотором роде «визитной карточкой» аниме: первая знакомит зрителя с сериалом, а вторая подводит итоги серии.
Актёры, озвучивающие роли в аниме, называются японским словом “сэйю”. Профессия сэйю популярна и развита в Японии, благодаря чему озвучка аниме-сериалов выгодно отличается от аналогичных работ других стран. Многие сэйю по совместительству также являются эстрадными исполнителями - например, сэйю Мэгуми Хаясибара, участвовавшая в создании более чем полусотни сериалов невероятно популярна и как певица. Она же и записывала тематические песни для некоторых из снятых при её участии аниме.
Кроме обычных альбомов (“OST”, англ. Original Soundtrack) с музыкой из сериала, сэйю иногда издают коллекционные наборы дисков, посвящённых конкретным персонажам, так называемые “альбомы персонажей”. В них включаются композиции, посвящённые в аниме этим персонажам, песни этого исполнителя и аудиовставки - благодаря которым у зрителя складывается впечатление, что песни исполняет сам персонаж. Также издаются “диски с аудиопостановками”, содержащие небольшие аудио-дополнения к сериалу, обычно не связанные с главной сюжетной линией, или пародийной направленности.
Жанры аниме
Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят:
1. По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины)
2. По стилям повествования (комедия, драма, триллер, романтика, и т. д.)
3. По антуражу и технологиям (ме?ха, киберпанк, школьная история, фэнтези, паропанк, и т. д.)
4. По психологии, целям и характеру отношений персонажей (сэнтай, спокон, махо-сёдзё, гарем)
По наличию и детализации сексуальных сцен (этти, хентай)
Форматы аниме
Аниме, как и прочая видеопродукция, создаётся с расчётом на какой-либо конкретный способ распространения. Эти способы включают в себя показ по телевидению, в кинотеатрах, продажу на видеоносителях, распространение через Интернет. Выбранный метод накладывает свой отпечаток на произведение, так как существенно разнятся и производственные процессы, и бюджеты, и условия просмотра. Так, в телесериале, в силу его природы можно уместить значительно более подробный рассказ, чем в фильм, однако качество рисовки часто сильно уступает фильмам и OVA, так как сериал обычно не рассчитан на повторный просмотр.
Если произведение оказалось успешным, то иногда выходят его продолжения или переиздания в других форматах. Например, известный сериал ”Tenchi Muyo” сначала вышел как OVA из нескольких серий. Впоследствии появились несколько фильмов, три сезона телесериала по 26 серий каждый, а также несколько дополнительных историй (англ. “spinoff”).
Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно выходит на видеоносителях, обычно - на DVD.
Телесериал
Телесериал (TV) - аниме, состоящее из множества коротких глав (серий), предназначенное для показа по телевидению с определённой периодичностью (обычно одна серия в неделю). Как правило, длительность одной серии составляет 22-24 минуты, что вместе с рекламой образует стандартный блок в программе вещания - полчаса. Иногда встречаются серии по 12 минут - для показа сразу двух серий блоком. Ещё реже можно встретить пяти- и трёхминутные серии.
Продолжительность сериала обычно кратна сезону, состоящему из 12-13 серий (поскольку в длительность календарного сезона укладывается 12-13 недель). Наиболее распространены сериалы из 24-26 серий, хотя существуют как значительно более длинные, за сотню серий (“InuYasha”, “One Piece”, “Naruto”), так и короткие (“Хеллсинг”, “Беспокойные сердца”). Последние, впрочем, встречаются реже, чем 26-серийные, поэтому часто под “сезоном” понимают именно полугодичные наборы серий. Например, сериал “Ранма ?”из более чем 160 серий (семь сезонов), в “Сейлор Мун” более 200 серий (6 сезонов), в “Покемоне” - более 500.
OVA
OVA (Original Video Animation) (OVA, “Анимация, созданная для продажи на видео”) - аниме, созданное специально для выпуска на видеоносителях, таких как видеокассеты или DVD. Обычно OVA представляет собой фильм или короткий сериал - от двух до шести серий, который создаётся без расчёта на показ по телевидению. Тем не менее, случается, что популярный OVA-сериал всё-таки попадает на телеэкраны. В настоящее время стандартная продолжительность одной серии OVA - 23-25 минут, практически как и телевизионной. В 1980-е же и в начале 1990-х выпускались часовые и более длинные OVA.
OVA часто используется для проверки потенциальной аудитории сериала - многие известные произведения начинались с коротких и дешёвых удачно распроданных OVA, а затем заново переснимались в полноценный сериал для показа на телевидении (например, Ah, My Goddess!, получившая продолжение в виде двух сезонов после успеха OVA). С другой стороны, многие популярные телесериалы обзаводятся OVA-дополнениями, но в этом случае на средствах не экономят и выпускают продукт, не уступающий по качеству телесериалу. Также в формате OVA выпускают своё творчество малоизвестные или небогатые студии. Зачастую OVA версии оказываются интересней и насыщеннее последующих TV версий - авторам приходится “растягивать” OVA-сюжет на формат сериала.
Фильм
Фильм - аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Как правило, это полнометражные (от 50 до 120 минут) фильмы, отличающиеся более высоким по сравнению с другими форматами качеством анимации и, соответственно, более высокими затратами на производство. Полнометражные аниме представлены как самостоятельными произведениями, так и дополнениями к популярным телесериалам. В более редких случаях после успешной демонстрации полнометражного фильма выпускается телесериал. Примером такого может служить лента “Ghost in the Shell”, после выхода которой был создан сериал “Ghost in the Shell: Stand Alone Complex”.
TV-Special
Special (Дополнительная, или бонусная, серия, спешиал) - иногда более длинная, иногда не связанная с базовым сюжетом телесериала история, показанная в форме отдельной серии по телевидению. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении. Часто длительность дополнительной серии превышает стандартную и достигает 50 минут, то есть с учётом времени на рекламу составляет час эфирного времени.
Сюжет бонусных серий обычно тесно связан с сюжетом телесериала, но не обязательно прямо его продолжает. Иногда он представляет собой ответвление основного сюжета, иногда показывает сцены сериала с других точек зрения, с неожиданных сторон. Часто бонусная серия замкнута, то есть работает с сюжетом сериала, но абсолютно не меняет текущее положение вещей - такую серию можно пропустить и ничего не заметить. Обычно, однако, для понимания бонусных серий требуется знание предыстории сериала.
ONA
ONA (Original Network Animation) (“Анимация, созданная для сети Интернет”) - аниме, специально созданное для распространения в Интернете. Произведения, созданные как ONA, пока ещё очень редки, и обычно их продолжительность невелика. Примером такого формата может служить 4-минутное дополнение к сериалу “Azumanga Daioh”: “Azumanga WEB Daioh”.
Структура серий
Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:
1.вступление
2.начальный ролик (англ. opening, опенинг)
3.”часть A”
4.заставка
5.реклама
6.заставка
7.«часть B»
8.финальный ролик (англ. ending, эндинг)
9.кадры из следующей серии.
“Часть A” и “часть B” - это и есть собственно аниме.
Начальный ролик
Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening, сокр.: OP), как правило, представляет из себя анимацию, изображающую главных героев аниме. Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты, и сопровождается музыкой, написанной специально для этого аниме. В течение всего времени ролика демонстрируются титры - имена создателей аниме, композитора, автора оригинальной манги (если сериал снят по манге), имена сэйю, озвучивающих главных героев и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Иногда вступительный ролик также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке.
Финальный ролик
Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending, сокр.: ED) - представляет из себя, в общем, то же самое, что и опенинг, только имеет существенно более скромную анимацию (часто просто набор стоп-кадров), более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Иногда присутствуют и субтитры финальной композиции. Если задача опенинга - настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.
Заставка
Заставка - очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект (обычно название сериала), что и сигнализирует о конце первой части и начале второй. Такие заставки обычно бывают только у телесериалов, но могут встречаться и у OVA, куда вставляются скорее по инерции, чем по необходимости.
У телесериалов, кроме того, может присутствовать короткое вступление, появляющееся перед начальным роликом и содержащее завязку сюжета серии. После эндинга часто вставляется небольшой ролик содержащий информацию о следующей серии, и служащий для поддержания интереса к телесериалу у зрителя.
Распространение
Аниме-сериалы издаются на территории Японии официальными обладателями авторских прав, и обычно публикуются на DVD-дисках и видеокассетах вскоре после выхода на экраны.
На территориях прочих стран работают фирмы-дистрибьюторы, закупающие в Японии права на перевод и издание сериала, и публикующие его на DVD. Зачастую также приобретаются права на демонстрацию сериала по телевидению. В таком случае фирма-перекупщик может заключать с телеканалами контракты на показ полученного аниме. Примерами таких компаний в России могут служить “MC Entertainment”, “ReaniMedia” и “Mega-Anime”.
Тем не менее, далеко не все известные аниме-сериалы лицензируются и издаются в России и за её пределами. Поэтому весьма популярным является фэнсабберство - создание неофициальных субтитров до официального релиза. Фэнсаб-релизы чаще всего выпускаются даже ещё до того, как выходит DVD версия в самой Японии. Обычно субтитры распространяются наложенными на оригинальную картинку в видеопотоке, снятом с цифрового японского ТВ и сжатом одним из современных кодеков, а также с оригинальным японским звуком. Хотя иногда встречаются и внешние субтитры, особенно на русском языке. Кроме того, набирают популярность релизы со встроенными отключаемыми субтитрами в удобном формате ”.mkv” или “.ogm”.
Аниме в России
В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы, созданные совместно советскими и японскими аниматорами, например, “Летающий корабль-призрак”, “Кот в сапогах”, “Двенадцать месяцев”, “Приключения пингвинёнка Лоло”, а также антивоенная драма “Босоногий Ген”.
Первое знакомство российской аудитории с мэйнстримом аниме состоялось во время “видеобума” конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе и хентай), распространяемое «видеопиратами», или переписываемое в частном порядке. В 1990-е годы также производились телевизионные показы некоторых аниме-сериалов, в основном рассчитанных на детскую аудиторию: “Кэнди-Кэнди”, “Сейлор Мун”.
Некоторые российские телеканалы транслировали множество пиратских аниме-фильмов и аниме-сериалов, не лицензированных в России. Начиная с 2000 года на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал “Покемон”. До этого времени термин “аниме” использовался редко, произведения обозначались просто как “японские мультфильмы”. Тогда же в России появились люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы, но в то время это было немногочисленным, маргинальным течением.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов, следом за возросшей популярностью японской анимации в США и Западной Европе, в России возник более широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых фильмов на видеокассетах и DVD, позже появлись компании, специализировавшиеся на издании аниме: в 2002 году была создана компания “МС Entertainment”, в 2005 – “XL Media”, позднее, в 2007 году купленная компанией “Реанимедиа”, и в 2006 – “Мега-Аниме”. В 2005 году началась активная трансляция аниме на телеканалах “MTV Россия” и “Муз-ТВ”. Начали появляться издания, посвящённые аниме и манге: в 2003 и 2004 годах издавался журнал «anime*magazine», с 2003 года издаётся журнал “АнимеГид”, с 2002 года в журнале “Страна Игр” существует рубрика “Банзай!”, посвящённая аниме. Проводятся регулярные фестивали для отаку, в том числе “Всероссийский фестиваль японской анимации” в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме М.Ани.Фест в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации “Танибата” в Ростове-на-Дону и “Московский аниме-фестиваль”.
Популярность аниме затронула и российских музыкантов: в 2003 году студия Production I.G создала аниме-видеоклип на песню Линды “Цепи и кольца”, а в 2005 Studio 4°C был выпущен клип “Первый отряд” на композицию Лигалайза, также было объявлено о совместном производстве японскими аниматорами и российскими авторами полнометражного аниме “Первый отряд”.
Критика аниме
Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме - отаку, выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимость). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории, иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.
Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории, либо отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме - пресловутые “большие глаза”, или голоса персонажей, из-за непривычного для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.
Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, одним из представителей которой является и японская анимационная индустрия.

Ссылки по теме Аниме и манга
anime.org.ua
Портал посвящен всем любителям аниме и манги. Здесь можно найти различного рода информацию, полезную для “анимешника” – статьи, описание и отзывы, новости и релизы. Есть форум и небольшой файловый “обменик”.
www.animereactor.ru
Основная идея сайта – бесплатный и не прерывный обмен различного рода информацией, связанной с аниме и мангой. Для участия в обмене необходима регистрация на данном ресурсе.
animezis.com.ua
Сайт посвящен аниме, манге и японской культуре, в общем. Здесь вы найдете много всего интересного, сможете скачать нужный файл, поделиться имеющимися материалами с другими, высказать свое мнение или почитать свежие новости из мира аниме и манги. И что самое главное данный ресурс является украинским!
bleachportal.ru
Один из самых крупных русскоязычных порталов посвященных аниме-сериалу Bleach. Здесь можно найти все что связано с ним – фан-арт, субтитры, форум, галереи, музыку и многое многое другое.
Kage Project
Портал, который создан для облегчения жизни “анимешника”, поскольку здесь можно найти любые субтитры на понравившееся или долгожданное аниме.
kawaii-radio
Данный сайт дает возможность прослушивать любимую музыку, из аниме и не только, в режиме он-лайн.
Анимация на World-Art
Очень интересный и полезный сайт. Можно найти описание почти всего аниме которое было выпущено или будет нарисовано. Также можно оставлять свои комментарии.
nyash.org.ru
Я не знаю как описать данный сайт, но это BASH.ORG.RU для анимешников и всех кто когда либо смотрел аниме :-)
ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ
Автобиография Библиотека Культура Японии
Отчет о поиске Реферат Сcылки