О СХЕМАХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ 11О И 220 кB С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ПРИСОЕДИНЕНИЙ

Мойсеевич Л. Н., инж.

Москва

«Электрические станции», М.: 1991, №3, -С. 60-62.

Схемы распределительных устройств с двумя и полутора выключателями на присоединение самые надежные из применяемых схем, и их можно рассматривать как идеальные.

Из этих схем наибольшее распространение имеет схема «трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий». Но все эти схемы по «Типовым материалам для проектирования. 407-03-456.87. Схемы принципиальные электрические распределительных устройств напряжением 6...750 кВ подстанций», разработанные Энергосетьпроектом в 1987 г., разрешается применять только для распределительных устройств 330 кВ и выше.

В РУ 110 и 220 кВ с пятью и более присоединениями рекомендуются и применяются схемы: одна рабочая, секционированная выключателем и обходная системы шин; две рабочие и обходная системы шин; две рабочие, секционированные выключателями и обходная системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями. В этих схемах предусматривается один выключатель на присоединение. Такие схемы считаются более экономичными, но менее надежными и более сложными в эксплуатации, чем схемы с двумя и полутора выключателями на присоединение.

Анализ проектов показывает, что большинство РУ 220 кВ, даже и им ПС 500/200 кВ, имеет не более 6 – 8 линейных присоединений при полном развитии РУ.

Для РУ 220 кВ с шестью ВЛ и двумя трансформаторами по схеме две рабочие и обходная системы шин (рис. 1) необходимо 10 выключателей, 39 разъединителей и три системы шин.


Рисунок 1

В этом распределительном устройстве при переводе присоединений с одной системы шин на другую бывают поломки изоляторов разъединителей или ошибки оперативного персонала, которые приводят к полному погашению РУ. Если это РУ 220 кВ с шестью ВЛ и двумя трансформаторами выполнить по схеме трансформаторы – шины с полуторным присоединением линий, которая «Типовыми материалами для проектирования» 407-03-456-87 рекомендуется только для РУ напряжением 330 кВ и выше (рис. 2), то потребовалось бы 9 выключателей, 28 разъединителей и две системы шин, т. е. был бы сэкономлен один выключатель, 11 разъединителей и одна система шин.


Рисунок 2

Таким образом, применение схемы трансформаторы – шины с полуторным присоединением линий в РУ 220-110 кВ не только повышает надежность РУ и упрощает его эксплуатацию, так как отпадает необходимость в переводах присоединений с одной системы шин па другую и перевода ВЛ и AT через обходной выключатель, но и экономит часть оборудования.

Если РУ 220 кВ, имеющее восемь ВЛ и два трансформатора, выполнить по схеме трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий, то потребуется 12 выключателей, как и при схеме две рабочие и обходная системы шин, но на 11 разъединителей меньше. И в этом случае мы имеем повышение надежности РУ, упрощение его эксплуатации и экономию оборудования.

Рассмотрим поэтапное развитие РУ на примере подстанции 220 кВ Красноленинская, выполненной по проекту Уральского отделения Энергосетьпроекта. На далекую перспективу на этой ПС в РУ 220 кВ предусматривается пять ВЛ и два трансформатора по схеме две рабочие и обходная системы шин (9 выключателей и 35 разъединителей 220 кВ). На этой ПС на этапе включения второй ВЛ (тупиковой) при двух трансформаторах 220 кВ предусмотрена схема две рабочие и обходная системы шин, т. е. 6 выключателей и 23 разъединителя 220 кВ (рис. 3, а).


Рисунок 3

Если бы на этой ПС на этом этапе была предусмотрена схема «четырехугольника» с учетом перехода на схему «трансформаторы — шины» (рис. 3, б), то не только бы упростилось РУ, экономились два выключателя и 13 разъединителей 220 кВ, но и значительно повысилась бы надежность РУ и транзита ВЛ 220 кВ на тупиковую ПС 220 кВ Красноленинской ГПЗ. При включении третьей ВЛ 220 кВ следовало бы применить схему трансформаторы — шины с присоединением линий через два выключателя. При полном развитии этой ПС по схеме «трансформаторы — шины» (рис. 4) потребовалось бы на один выключатель и 11 разъединителей 220 кВ меньше, чем по проектной схеме две рабочие и обходная системы шин.


Рисунок 4

Рассмотрим распределительное устройство 220 кВ с большим числом присоединений. По «Типовым материалам для проектирования» 407-03-456.87 согласно 1.7.6.3 на напряжении 220 кВ при трех-четырех трансформаторах мощностью 125 MB·А и более при общем числе присоединений от 12 и более рекомендуется применять схему две рабочие, секционированные выключателями и обходная системы шин с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями.

По проекту ПС 500 кВ Ургал Уральского отделения Энергосетьпроекта предусматривается выполнить ОРУ 220 кВ по схеме две рабочие, секционированные выключателями и обходная системы шин с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями с четырьмя трансформаторными и 11 линейными ячейками (с учетом перспективы) (рис. 5).


Рисунок 5

Для этого потребуется 21 выключатель и 78 разъединителей 220 кВ. Если это ОРУ 220 кВ выполнить по схеме трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий с секционированием сборных шин (рис. 6), то повысится надежность ОРУ 220 кВ и потребуется меньшее количество оборудования (19 выключателей и 56 разъединителей 220 кВ).


Рисунок 6

Выводы

В распределительных устройствах 220 и 110 кВ с пятью и более присоединениями следует применять схемы трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий и трансформаторы — шины с присоединением линий через два выключателя как более надежные и экономичные.