О процедурах обязательной сертификации качества электроэнергии

Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования.


     Электрическая энергия, поставляемая энергоснабжающими организациями – субъектами рынка абонентам (потребителям) по договорам энергоснабжения, выступает как товар, который при его использовании может быть опасным для жизни и здоровья потребителя и может причинить вред его имуществу и окружающей среде.
      Качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования.
     Ухудшение качества электроэнергии приводит к воздействию на технические средства, подключенные к электрической сети, низкочастотных кондуктивных электромагнитных помех, возникающих из-за отклонения напряжения, частоты и формы синусоидальности кривой напряжения в сети от установленных значений.
     Возможность нарушения функционирования технических средств, подключенных к электрической сети, определяется соотношением между уровнями указанных электромагнитных помех (значениями показателей качества электроэнергии) и уровнями устойчивости технических средств к электромагнитным помехам. Поэтому качество электроэнергии определяет электромагнитную совместимость технических средств, подключенных к электрической сети.
     Показатели и нормы качества электроэнергии в системах электроснабжения общего назначения установлены в ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" [1]. В этом стандарте определены одиннадцать показателей качества электроэнергии, характеризующих отклонения напряжения, частоты и формы синусоидальности кривой напряжения, и для девяти из них установле-ны нормы. Качество электроэнергии в сети соответствует установленным требованиям лишь в том случае, если им одновременно соответствуют все показатели, введенные в ГОСТ 13109-97.
     Ответственность за соответствие качества электроэнергии, поставляемой потребителям, установленным требованиям, несет энергоснабжающая организация (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II, статья 542, п. 1). Вместе с тем на качество электрической энергии в электрических сетях влияют режимы работы подключенных к ним технических средств потребителей.
     До недавнего времени со стороны энергоснабжающих организаций вопросам контроля и обеспечения качества электроэнергии достаточного внимания не уделялось. Причина – монополизм при поставках электрической энергии и отсутствие законодательной базы для эффективных механизмов применения санкций к энергоснабжающим организациям в случае поставки некачественной электроэнергии. В результате отечественные энергоснабжающие организации не имели, по существу, какой-либо мотивации к проведению работ по обеспечению качества поставляемой электрической энергии.
     Длительное время в стране отсутствовали средства измерений показателей качества электроэнергии, включенные в Государственный реестр средств измерений (такие средства появились лишь после 1996-1998 гг. [2]). Поэтому не было условий для проведения массовых испытаний электрической энергии по показателям, приведенным в ГОСТ 13109-97, на объектах энергоснабжающих организаций, без чего было невозможно территориальным органам Госстандарта России и Минэнерго России эффективно осуществлять надзорно-контрольные функции, а потребителям реализовывать свое право на отказ от оплаты электрической энергии в случае нарушений со стороны энергоснабжающей организации.
     В этих условиях введение обязательной сертификации электрической энергии впервые побудило энергоснабжающие организации во всех регионах Российской Федерации организовывать и применять на постоянной основе эффективные меры по обеспечению требуемого качества электроэнергии при ее поставках потребителям. Высказываемое иногда мнение о том, что введение обязательной сертификации лишь отвлекает внимание энергоснабжающих организаций от реальных путей решения проблемы улучшения качества электроэнергии, не выдерживает критики.
     Обязательная сертификация электрической энергии в Российской Федерации введена на основании статьи 7 Федерального закона "О защите прав потребителей" и распространяется на электрическую энергию, заказываемую, приобретаемую или используемую гражданами для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     Электрическая энергия включена в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 287).
     Некоторые отечественные специалисты полагают, что обязательная сертификация электрической энергии решает проблему улучшения ее качества. Это не соответствует действительности. Ответственность за качество электроэнергии несут исключительно энергоснабжающие организации, и именно они должны принимать необходимые меры в целях улучшения качества электроэнергии. Что касается сертификации электрической энергии, то в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", она осуществляется в целях:
     – создания условий для деятельности энергоснабжающих организаций на едином товарном рынке;
     – содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
     – защиты потребителей от недобросовестности энергоснабжающих организаций;
     – контроля безопасности электрической энергии для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
     – подтверждения качества электроэнергии, заявляемого энергоснабжающими организациями.
     Способствуя реализации этих целей, обязательная сертификация электрической энергии в том числе побуждает энергоснабжающие организации к созданию постоянно действующего механизма управления качеством поставляемой потребителям электрической энергии, но не является механизмом этого управления и не способна его заменить.
     Особое значение для мотивации энергоснабжающих организаций к проведению работ по управлению и обеспечению качества поставляемой электроэнергии имеет то обстоятельство, что одним из условий получения лицензии на право деятельности является наличие сертификата соответствия отпускаемой электрической энергии. Кроме того, в новой редакции Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" установлена ответственность энергоснабжающих организаций за нарушение правил обязательной сертификации электрической энергии.
     Электрическая энергия является товаром особого рода, характеризующимся непрерывностью и совпадением во времени процессов ее производства, транспортирования, распределения и потребления, невозможностью ее хранения и возврата, а также тем обстоятельством, что качество электрической энергии в электрической сети зависит не только от процессов производства и транспортирования, но и от процессов ее потребления, то есть зависит от потребителя.
     Правила, процедура и порядок проведения обязательной сертификации электрической энергии были установлены постановлением Госстандарта России "О внесении изменений и дополнений к правилам проведения сертификации электрооборудования" от 3 января 2001 г. № 1, зарегистрированном Минюстом России 14 февраля 2001 г. № 2576. Этим постановлением были внесены необходимые изменения и дополнения в Правила сертификации электрооборудования, утвержденные постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 г. № 36, таким образом, введены в действие общие правила сертификации электрооборудования и электрической энергии.
     Это позволило объединить в общей системе сертификации деятельность по подтверждению соответствия электроборудования требованиям, установленным в государственных стандартах по электромагнитной совместимости (в части ограничения электромагнитных помех, вносимых в электрические сети, и обеспечения устойчивости электрооборудования к воздействию помех, поступающих из сети) [3], с одновременным подтверждением соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, т.е. соблюдение норм низкочастотных кондуктивных электромагнитных помех в электрических сетях.
     Все принятые схемы сертификации электрической энергии (3, 3а, 5, 10, 10а) предусматривают проверку (в том или ином виде, с учетом специфики, характерной для электрической энергии) элементов действующей в энергоснабжающей организации системы управления качеством поставляемой электроэнергии.
     В частности, при сертификации электрической энергии возможно применение схемы 5, предусматривающей предварительную сертификацию действующей в энергоснабжающей организации системы качества. Эта схема наиболее полным образом реализует проверку мероприятий, выполняемых энергоснабжающей организацией по планированию, управлению, обеспечению и улучшению качества электроэнергии.
     При разработке процедур обязательной сертификации электрической энергии некоторые специалисты предлагали осуществлять подтверждение соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 на основе испытаний электрической энергии непосредственно на вводно-распределительных устройствах бытовых потребителей. Такой "лобовой" подход к сертификации электрической энергии не гарантирует стабильности ее качества и стал бы для энергоснабжающих организаций непомерно затратным.
     Невозможно гарантировать стабильность качества электроэнергии опираясь только на результаты измерений показателей качества электроэнергии в течение ограниченного времени в точках подключения внутриквартирных сетей или на зажимах отдельных технических средств, принадлежащих бытовым потребителям. Поэтому действующие процедуры обязательной сертификации электрической энергии предусматривают широкий комплекс контрольных мероприятий.
     1. Проверка организационно-методических и технических документов, регламентирующих деятельность энергоснабжающей организации по обеспечению качества электроэнергии, в том числе:
     – по заключению договоров с вышестоящей энергоснабжающей организацией и потребителями;
     – по присоединению бытовых потребителей;
     – по контролю и анализу качества электроэнергии и внедрению корректирующих и предупреждающих мероприятий.
     При этом анализируется полнота документации, особенно в части взаимодействий подразделений, проводятся анализ несоответствий, регистрация и рассмотрение жалоб потребителей.
     2. Анализ протоколов испытаний электрической энергии по показателям качества, выполненных энергоснабжающей организацией-заявителем в характерных точках (контрольных пунктах) электрических сетей, предусматривающий, в том числе, оценку корректности выбора контрольных пунктов.
     Выбор указанных контрольных пунктов и результаты проведенных заявителем испытаний должны позволить с высокой достоверностью утверждать, что качество электроэнергии на зажимах технических средств бытовых потребителей будет находиться в пределах норм, установленных в ГОСТ 13109-97. При этом очевидно, что выбор указанных контрольных пунктов должен быть произведен для сокращения трудозатрат по проверке качества электроэнергии у всех бытовых потребителей.
     Следует отметить, что при анализе протоколов испытаний электрической энергии, выполненных энергоснабжающей организацией-заявителем, предусмотрена возможность потребовать от заявителя дополнительные документы, включая данные о параметрах схемы сети, нагрузках и потерях напряжения в электрической сети, о составе потребителей, получающих электрическую энергию от рассматриваемой электрической сети, и другие документы, подтверждающие достоверность результатов испытаний электрической энергии, проведенных заявителем.
     3. Проведение сертификационных испытаний электрической энергии с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий по качеству электроэнергии.
     4. Проверка производства энергоснабжающей организации, основная цель которой – убедиться в степени внедрения и результативности системы управления качеством энергоснабжающей организации (элементов системы управления).
     Важное значение имеет вопрос о том, по каким показателям качества должна проводиться обязательная сертификация электрической энергии.
     В Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, введенной в действие с 1 октября 1998 г. постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. № 5, предусматривалось, что подтверждение соответствия электрической энергии должно осуществляться для шести показателей качества, включая установившееся отклонение напряжения, коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения, коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения, коэффициенты несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательности и отклонение частоты.
     С целью упрощения организации работ на начальном этапе осуществления обязательной сертификации электрической энергии постановлением Госстандарта России от 14 августа 2001 г. № 74 число подтверждаемых показателей качества было уменьшено до двух – это установившееся отклонение напряжения и отклонение частоты.
     На последующих этапах работ по обязательной сертификации число подтверждаемых показателей качества может быть увеличено, и в этой связи следует отметить важность подтверждения соответствия электрической энергии требованиям по размаху изменений напряжения и дозе фликера. По международным нормам размах изменений напряжения и дозу фликера относят к наиболее важным элементам качества электроэнергии, так как при несоблюдении требований к указанным показателям пользование световыми приборами становится опасным для здоровья граждан.
     Для реализации процедур обязательной сертификации была организована подготовка экспертов по сертификации электрической энергии, аккредитовано (по состоянию на 1 июля 2002 г.) 17 органов по сертификации электрической энергии.
     Для проведения испытаний электрической энергии были разработаны Методические указания по контролю и анализу качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения (РД 153-34.0-15.501-00, РД 153-34.0-15.501-02). В регионах Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. аккредитованы 47 испытательных лабораторий.
     В настоящее время энергоснабжающие организации, территориальные органы Госстандарта России и Госэнергонадзора России активно оснащаются отечественными средствами измерений показателей качества электроэнергии, организована и ведется подготовка персонала энергоснабжающих организаций по вопросам управления качеством электроэнергии.
     В целом утвержденные процедуры обязательной сертификации электрической энергии и созданная система органов по сертификации и испытательных лабораторий позволили приступить к сертификации электрической энергии, поставляемой гражданам энергоснабжающими организациями в различных регионах России.
     Руководство РАО "ЕЭС России" одобрило существующий подход к проведению обязательной сертификации электрической энергии. Об этом свидетельствует совместное Решение Госстандарта России, Минэнерго России и РАО "ЕЭС России" "О мерах по обеспечению проведения обязательной сертификации электрической энергии", принятое 1 октября 2001 г., которое направлено на координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, РАО "ЕЭС России" и энергоснабжающих организаций для обеспечения обязательной сертификации электрической энергии.
     В связи с введением обязательного подтверждения соответствия электрической энергии в ряде энергоснабжающих организаций развернуты работы по организации непрерывного мониторинга качества электроэнергии с передачей информации по каналам связи, что в перспективе позволит решить проблемы улучшения качества электроэнергии.
     По мере расширения сферы работ по осуществлению обязательной сертификации электрической энергии энергоснабжающие организации будут все в большей степени нуждаться в создании систем менеджмента качества, особенно в преддверии реструктуризации в электроэнергетике.

(РИА "Стандарты и качество")

Эту статью можно найти прейдя по ссылке http://www.cster.ru/