Болонский процесс. Внедрение кредитно-модульной системы в Украине


ОЦЕНКА БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ВВЕДЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗАХ УКРАИНЫ

На мой взгляд, Болонский процесс в Украине во многом напоминает научный коммунизм. Как и коммунизм, эта идея возникла в Европе, но сами европейские страны не слишком-то спешат претворить ее в жизнь. Зато Украина, Россия и другие страны в погоне за всем западным рвутся подхватить европейскую эстафету, толком не разобравшись в последствиях такой реформы образования.

Доказательством ложности утверждения того, что в образовательной сфере Европы нет ничего важнее Болонского процесса, может служить то, что во многих зарубежных источниках термин «Болонский процесс» используется тем реже, чем крупнее европейское государство и чем старше и более развита в нем система высшего образования. Более популярен он в тех небольших периферийных странах, которые имели слабо развитые связи с ведущими государствами Европы и надеялись на болонском пути получить значительные дивиденды по облегчению и расширению обменов в образовательно-научной сфере, заимствованию и внедрению лучшего европейского опыта и т.д.

Следовательно, в глазах европейского образовательного сообщества Болонский процесс является интересным, но далеко не первостепенным делом. Особенно очевидно данное утверждение в том случае, если взглянуть на события с финансовой точки зрения, проанализировав движение крупных средств, идущих на образовательные программы и инновации.

Так же, как утопически привлекательно выглядит на бумаге идея коммунизма, Болонский процесс, если мыслить стандартно, видится панацеей чуть ли не от всех «болезней» существующей системы образования. Но давайте приглядимся более внимательно и объективно оценим то, что нам предлагают.

А предлагают нам всего лишь новую систему оценивания, что равносильно замене измерения расстояния в километрах на измерения в милях. В то время, когда мы нуждаемся в коренном преобразовании высшей школы. Если раньше преподаватель говорил: «Вы пропустили столько-то часов, и я не поставлю Вам зачет, пока Вы не отработаете пропущенные лекции», то после введения кредитно-модульной системы эта фраза будет звучать так: «Для получения зачета вам не хватает столько-то кредитов. Вы должны отработать пропущенные лекции». Как видите, суть не поменялась…

Я уже не говорю о замене одного экзамена в конце семестра на два модуля в середине и конце семестра.

Хотя стоит отметить, что некоторые идеи Болонского процесса звучат весьма привлекательно. Например, возможность обучения, хотя бы некоторое время за границей за счет введения схожих учебных планов, системы оценивания и т. п.

Но здесь тоже существуют свои подводные камни. Подгонка учебных планов под европейские, то есть под запросы европейских предприятий, приведет к тому, что выпускники наших вузов получат знания более подходящие для работы в Европе, чем на Украине. Это можно пояснить на примере обучения студентов нашего факультета в так называемых немецких группах, студенты которых проходят практику и дальнейшем получают работу на предприятиях фирмы Siemens. Я сама училась в немецкой группе 3,4 и 5 семестры, поэтому знаю, о чем идет речь.

В Германии, в отличие от Украины, очень развита альтернативная энергетика. И мы, в рамках предмета «Нетрадиционные источники энергии» изучали технологический процесс получения электроэнергии из органического мусора. Чтобы применить эти знания на Украине необходимо, как минимум, приучить наших граждан сортировать мусор.

Так что стоит задуматься, а не является ли целью внедрения Болонского процесса в странах СНГ подготовка дешевой рабочей силы для западных предприятий…


МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Нет никаких сомнений в том, что наше общество нуждается в реформировании системы образования, так как уровень образования в нашей стране резко упал после развала СССР. Да и старая система уже давно изжила себя и не отвечает запросам рынка труда. Но к таким серьезным преобразованиям необходимо подходить осмысленно и, в первую очередь, нужно определить цели реформирования.

К сожалению, современные преподаватели ориентировани на то, чтобы оценить знания студета, в то время как их задача – научить, передать свои знания. Современный учебный процесс направлен не на то, чтобы заинтересовать студента, развить его творческий потенциал, а на автоматическую зубрежку. Из чего можно сделать вывод, что проблемы нашего образования намного глубже, чем система оценивания и контроля.

Исходя из того, что принципиально новая концепция высшей школы будет ставить своей целью образование всесторонне развитой творческой личности и высококлассного специалиста в определенной области, я бы хотела представить ниже свое виденье проблемы и идеи по этому вопросу.

Многие абитуриенты, выбирая какую-либо специальность, слабо представляют что конкретно они будут изучать, где применять эти знания и куда потом трудоустраиваться с полученным дипломом. Зачастую студент начинает иметь какое-то представление о том, что может предложить ему вуз плане специальностей, только отучившись в нем какое-то время. В связи с этим, я предлагаю перенять практику медецинского университета, где распределение по специальностям происходит уже на старших курсах, а на первых студенты изучают общеобразовательные предметы.

Исходя из этого, сама структура обучения будет иметь следующий вид:

      I ступень – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Обучение на первой ступени длиться 2 семестра. За это время студенты изучают гуманитарные науки (историю, философию, культурологию, психологию и т. п.), деловой украинский язык, иностранный язык, математику и другие общие предметы в зависимости от направленности вуза. А зачисление по специальностям будет проходить уже по результатам первых двух сессий (такая практика уже существует при наборах в группы с обучение на немецком и английском языках). Это решит проблему неравноценности подготовки в разных школах. Так, студент, имеющий слабую подготовку, но обладающий высоким потенциалом, может «раскрыться» в вузе и поступить на желаемую специальность, а не на ту, где конкурс ниже.

Также будет реформироваться и сам стиль преподавания некоторых предметов.

Гуманитарные науки будут преподаваться в форме одних только семинарских занятий. В начале занятия преподаватель обозначивает тему, знакомит студентов с существующими теориями, мыслями общепризнанных авторитетов в данной области знания, а все остальное время идет обсуждение этой темы студентами, высказывание ими собственных суждений, небольшие доклады. Также возможны проведения занятий в форме дебатов или дискуссий. Такая форма преподавания даст студентам не только навыки публичных выступлений, но и будет развивать в них творческий подход к обучению, привычку размышлять и давать свою оценку полученной информации.

Преподавание иностранных языков в вузе я предлагаю дополнить языковой практикой. Такую практику можно организовать в виде молодежного студентческого лагеря, в который бы выезжали студенты на зимних каникулах, и где все бытовое общение происходило на изучаемом языке. Для этих целей можно привлекать в качестве кураторов не только преподавателей, но и носителей языка из различных международных просветительских общественных организаций.

Также весьма полезными для определения студентом будущей специальности были бы так называемые мастер-классы с успешными представителями различных професий, на которых уже состоявшиеся в какой-либо области люди рассказывали о своем жизненном пути и раскрывали студентам свои «секреты» успеха. Такая практика существует в вузах США, где, например, читают лекции бывшие президенты страны.

      II ступень – СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

После того, как студент определился с будущей специальностью и прошел отбор по результатам сесий начинается новый этап – непосредственное изучение выбранной профессии.

По моему мнению, здесь не должно быть фиксированых сроков обучения. Ведь если рассуждать логически, неужели экономист, гуманитарий и представитель технической специальности должны изучать свои абсолютно разные области знания одинаковое количество лет? Поэтому новые учебные планы должны быть пересмотрены в двух аспектах:

Ни для кого не секрет, что изучаемые сегодня студентами предметы не совсем или вообще не соответствуют тем знаниям, которые требуются для дальнейшего трудоустройства. Например, если рассматривать вакансии инженера-проектировщика, то в требованиях к соискателю требуется знание графического пакета AutoCAD. К сожалению, навыки работы с AutoCAD студенты нашей специальности вынуждены осваивать самостоятельно, так как сегодняшний учебный план этого не предусматривает. Наряду с этим необходимо избавиться от ненужных или уже давно неактуальных предметов. Особенно это касается области технического знания, где постоянно появляются новые технологии, оборудование и т.д.

Мало того, материалы лекций должен постоянно обновляться, а учебные планы корректироваться в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Для этого можно устраивать по окончанию каждого семестра (или другого отчетного периода, в зависимости от направления науки) своего рода конференцию, в которой будут принимать участие представители от преподаватели, студентов и, если это возможно, потенциальных работодателей. На подобных конференциях будут обсуждаться старые и утверждаться новые учебные планы.

Также существенным является прохождение студентами реальной практики. Такая практика у нас существует, но, в основном, студенты имеют возможность ознакомиться с давно устаревшим оборудованием и производственными процессами. Поэтому принципиально необходимо организовывать студентам экскурсии и прохождение практики на предприятиях, выпускающих новое оборудование и внедряющих современные технологии, а также весьма полезным были бы выезды студентов с экспертными комиссиями на места аварий и т.п. Следовательно перед вузами ставиться задача тесного сотрудничества с производством. Результатом этого может быть открытие новых лабораторий в вузе укомплектованых современным оборудованием изготовленным на предприятиях, сотрудничающих с учебным заведением (например лаборатория фирмы «Schneider Electric» недавно установленая на кафедре ЭАПУ).

Еще один момент – это несоответсвие курсовых проектов и методики их выполнения реальным. В связи с этим, необходимо максимально приблизить условия их выполнения к производственным. Для этого я предлагаю заменить экзамены и курсовые по спецпредметам на групповые проекты. То есть реальные проекты заказываемые предприятием, которые будут разрабатываться группой студентов и защищаться в присутствии заказчика (где он сможет выбрать лучший проект, если это будет конкурс проектов). Такая форма контроля знаний даст возможность студенту не только знать теорию, но и применить ее на практике, а работа в команде при создании проекта будет способствовать получению студентами навыков сотрудичества в коллективе и развитию вдальнейшем корпоративного духа.

По окончанию второй ступени студент получает диплом о высшем образовании и может трудоустроиться на производство, либо выбрать научную карьеру и продолжить свое обучение в аспирантуре. Что же касается магистратуры, то, по моему мнению, западной структуре бакалавр-магистр-доктор наук вполне соответсвует советская специалист-кандидат наук-доктор наук. Есть ли смысл эту структуру усложнять промежуточной ступенью, если можно просто поменять названия?