Структура глобального режима изменения климата

В.Котов, Е.Никитина

Глобальный форум устойчивого развития: торговля квотами

1. Структура глобального режима изменения климата

С 1970 годов началось изменение климата, обычно называемое глобальным потеплением, которое было признано серьезной экологической проблемой, которая может затронуть стабильность жизни на планете. В настоящее время сомнения вызывают человеческие действия, ведущие к производству углекислого газа, метана, и закиси азота, которые непосредственно связаны с увеличениями концентрации парниковых газов в атмосфере, которые могут привести к изменениям климата на региональном и глобальном уровне.

На встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро в 1992, и в продолжении к выпуску IPCC, 161 страна подписала Соглашение Организации Объединенных Наций по Изменению Климата (UNFCCC), которое воплощало результат нескольких лет предыдущего международного отрицания. Окончательная цель Соглашения состоит в том, чтобы стабилизировать концентрацию парникового газа, чтобы предотвратить антропогенные воздействия на глобальную климатическую систему. Цель Соглашения состояла в том, чтобы служить основой для создания глобальной регулирующей структуры для консолидации международных усилий по уменьшению эмиссию парникового газа.

Соглашение ООН по Изменению Климата

Соглашение устанавливает общую структуру режима изменения климата, предусматривая его цели, общие руководящие принципы и обязанности сторон (например типа сообщения), так же как административной структуры для формулировки и поправки международной политики климата. Одна из его главных особенностей – учреждение общих, но дифференцированных обязанностей всех Сторон в достижении его целей. Стороны таким образом разделены на Приложение I, или промышленно развитые страны, которые включают страны с переходной экономикой, и странах Приложения II, или развитых странах, которые ограничены странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития.

Согласно условиям Соглашения его Стороны, которые являются развитыми странами или странами с переходной экономикой и которые включены в Приложение I к Соглашению, имеют конкретные обязательства относительно выполнения политики, нацеленной на сокращение и ограничение эмиссии по сравнению с 1990 годом. Страны, включенные в Приложение II к Соглашению, не только должны преследовать национальную политику и осуществить необходимые действия относительно уменьшения воздействий на изменения климата, но также и облегчить передачу технологий развивающимся странам и обеспечивають помощь в их адаптации к изменению климата.

Протокол Киото и его Гибкие Механизмы

Протокол Киото, принятый Третьей Конференцией в Киото, Японии, в 1997 - юридическая поправка к UNFCCC, которая усиливает обязательства, выраженные в соглашении и вводит конкретные средства для их реализации. Согласно Статье 3 из Протокола, Стороны согласились в соответствии с соглашением, которое развивалось, страны будут иметь юридическое обязательство уменьшить свою коллективную эмиссию шести парниковых газов по крайней мере на 5 % по сравнению с 1990 годом к периоду 2008-2012.

Протокол обращается к множеству ключевых вопросов, касающихся выполнения Соглашения:
  • обязательства, регулирующие юридически обязательные цели эмиссии для промышленно развитых странвыполнение, включая внутренние шаги и три новых международных механизма
  • минимизирующие воздействия на развивающиеся страны
  • выполнение, включая внутренние шаги и три новых международных механизма
  • бухгалтерский учет, сообщение и обзор, включая глубокий обзор национального сообщения
  • соглшение, устанавливающее Комитет Согласия, чтобы оценить и решать проблемы.

    Чтобы помогать сторонам Приложения I в выполнении их обязательств относительно GHG сокращения эмиссии, Протокол Киото предусматривает введение множества международных рыночных механизмов для того, чтобы торговать GHG сокращениями, которые известны как “гибкие механизмы” - торговля квотами (И), совместное осуществление (JI), механизм чистого развития (CDM).

    Совместное осуществление (Статья 6 из Протокола Киото) предусматривает выполнение проектов совместного осуществления, нацеленных на сокращение GHG эмиссии или их удалений странами Приложения I в любом секторе экономики.

    Механизм чистого развития (Статья 12 из Протокола Киото) предусматривает выполнение проектами стран Приложения I, нацеленными на сокращение GHG эмиссии или их ликвидации, включая развивающиеся страны.

    Торговля квотами (Статья17 из Протокола Киото) предусматривает возможность для любой страны Приложения I, передать часть ее назначенного количества другой стране Приложения I.

    Четырнадцать стран, ‘проходящие процесс перехода к рыночной экономике, включены в Приложение I UNFCCC и таким образом имеют право на международную торговлю квотами и совместное осуществление (JI) согласно Протоколу Киото. Их включение в Приложение грубо отразил их степень индустриализации и следовательно уровень их GHG эмиссии. В 1990, Восточные европейские страны включенные в Приложение, были ответственны приблизительно за 30 процентов всей GHG эмиссии в странах Приложения I и приблизительно за 22 % всей глобальной GHG эмиссии, с Россией, Украиной, и Польшей, являющимися соответственно вторыми, пятыми, и седьмыми наибольшими вкладчиками в изменениюклимата среди стран Приложения I.

    Среди 38 стран, внесенных в список в Приложении B к Протоколу Киото, тринадцать из стран с переходной экономикой приняли числовые сокращения. • - 8 % для Болгарии, Чешской республики, Словакии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словении, • - 6 % для Венгрии и Польши, • - 5 % для Хорватии, • стабилизация на 0 % для России и Украины.

    В дополнение к целям эмиссии для Сторон Приложения I, Протокол Киото также содержит набор общих обязательств, которые обращаются ко всем Сторонам типа:

  • шаги, чтобы улучшить качество данных эмиссии
  • установка национального уменьшения выбросов и программ адаптации
  • внедрение экологически дружественных передач технологии
  • сотрудничество в научном исследовании и международных сетях наблюдения климата
  • поддержка образования, обучения, общественного понимания мнения.

    Марракешские Соглашения

    Седьмая Конференция Сторон (РАЗДЕЛ 7), проведенный в Марракеше, Марокко, в 2001 заключила четыре года международных переговоров относительно деталей выполнения гибких механизмов Протокола Киото. Заключение Конференции, известной как Марракешские Соглашения установило руководящие принципы для выполнения обязательств согласно Протоколу Киото. Это включает определение основных условий, роли Сторон Конференции, правила для учреждения комитетов, чтобы контролировать выполнение Статей Протокола Киото 6 и 12, спецификацию требований для участия в JI и проектах CDM, так же как в международной торговле эмиссиями, и определение процедуры проверки, которая будет выполнена Комитетом Наблюдения. Указатели к руководящим принципам содержат нормы и процедуры для того, чтобы аккредитовать независимые объекты, методологию для сообщения, критерии для определения оснований, и периодов контроля и бухгалтерского учета.

  • операционные правила гибких механизмов протокола Киото: Объединенное Выполнение (JI), Чистый Механизм Развития (CDM) и международная торговля квотами (IET), включая правила, определяющие преемственность стороны, чтобы участвовать в механизмах.
  • методы для бухгалтерского учета назначенных количеств под Статьей 7.4 из Протокола Киото
  • процедуры и механизмы, касающиеся соглашений.
  • руководящие принципы для аккредитации Операционных Объектов (для CDM) и Независимых Объектов (для JI).

    Марракешские Соглашения описывают четыре типа единиц, весь равный одной метрической тонне эквивалента углекислого газа, которые составляют "валюту" Протокола Киото и устанавливают процедуры, которые обеспечивают полную взаимозаменяемость единиц, произведенных всеми тремя механизмами.

  • ERU- единица сокращения эмиссии - единица для того, чтобы считать сокращения эмиссии, произведенные через Объединенный механизм Выполнения.
  • CER- заверенное сокращение эмиссии - единица для того, чтобы считать сокращения эмиссии, произведенные через Чистый Механизм Развития.
  • AAU- назначенная единица количества - выпущенный в регистрация{регистратура} Приложения I после вычисления и регистрации его назначенного количества; ходкий под Статьей 17 из Протокола Киото.
  • MU- единица удаления - единица для того, чтобы считать кредиты уменьшений, произведенные в странах Приложения I.

    2. EITs или постсоветские государства.

    Большая разница существует между странами бывшего Советского Союза. Эти различия проявлены в их политических и экономических обстоятельствах, типах их политического перехода, масштабах их экономики, уровеню индустриализации, и привлекательности для внешних инвестиций. Возможностями этих различий, их корней и значений для внутренней политики климата и для международных связанных с климатом действий будет центр этого документа.

    Международный экологический закон не предлагает большую последовательность в том, что это подразумевает под экономией в переходе. Различные международные соглашения содержат различные интерпретации срока, в зависимости от деталей процесса переговоров, который предшествовал им. Понимание правительства стран - то, что они являются странами прежнего Социалистического блока, управляемого коммунистическими правительствами. В Европе было 9 Социалистических стран - Венгрия, Чехословакия, Польша, Федеративная республика Югославии, Демократическая республика Германии, Албании, Румынии, Болгарии и Советского Союза. Падение Железного занавеса и драматическое политическое преобразование территории закончилось появлением 24 стран на политической карте Евразии.

    Как эти 24 страны сгруппированы, но очень различаются в зависимости от цели и восприятия тех, кто группирует их. Географически они - все страны Центральной Европы (Венгрия, Чешская республика, Словакия, и Польша), Восточная Европа (Украина, Белоруссия и Балтийские штаты Литва, Латвия, и Эстония), Юг Восточная Европа (Болгария, Румыния, и Молдова и балканские государства Албании, Боснии-Hertzegovina, Хорватии, Македонии, Сербии и Черногории, и Словении), России, Кавказ (Джорджия{Грузия}, Азербайджан, Армения) и Средняя Азия (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, и Кыргызстан).

    Страны с переходной экономикой попадают в группы, которые отражают степень их интеграции с европейскими учреждениями и их геополитическим присоединением с региональными полномочиями. Есть "новая" Европа, то есть страны, принятые к ЕС в первом расширении (вся Центральная Восточная Европа, Словения, и Балтийские Государства), страны-кандидаты (Болгария и Румыния), чье вступление к ЕС ожидается в 2007-08, страны-некандидаты (Хорватия, Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория), и государства, недавно провозгласившие независимость также именуемые как Содружество Независимых государств (СНГ), которые включают Украину, Россию, Белоруссию, Молдову, Кавказ и Среднюю Азию.

    Поскольку мы можем видеть разделение, созданное в соответствии с Соглашением и Протоколом - на те, которые включены в Приложение I в UNFCCC как ‘страны, переходящие к рыночной экономике’ и развитые страны. Эти фундаментальные различия были ясно проявлены в отказе стран с переходной экономикой вести переговоры как отдельный блок. Соблазняемые неуловимым призраком ‘горячего воздуха, ’ Россия и Украина - единственные прежние республики Советского Союза представляли в Приложении I - как договорной части группы Зонтика. Центральные европейские округа не могли и не хотели быть связанными с ними, потому что они были уже хорошо впереди на переговорах вступления ЕС в то время. Они, в конечном счете сформировали их в собственный блок ведения переговоров CG11, в Гааге.

    Еще более усложняет вопрос, с точки зрения стран, не включенных в Приложение I, разделение, созданное в соответствии с Соглашением и Протоколом. На съезде 6 - еще раз в Бонне в июле 2001, Армении, Узбекистане и Туркмении, от имени Средней Азии, Кавказа и Молдовы (CACAM) возразили использованию термина "развивающиеся страны" при обращении к ним. Определение "странами с переходной экономикой", CACAM-страны просили конференцию Сторон заменить словами "развивающиеся страны" с "развивающимися странами и другими Сторонами не включенными в Приложение I" в текстах решений Протокола.

    Это представление было далее подтверждено, когда Казахстан формально просил Стороны добавить его имя к списку Сторон, включенных в Приложение I к Соглашению и выраженному намерению, которое будет связано Статьями 4.2 (a) и (b) Соглашения. После решения Сторон в Протоколе 7 в Марракеше в 2001, Казахстан станет Стороной Приложения I для целей Протокола после его входа в силу. Ожидается, что дальнейшие переговоры будут проходить с целью установить определенное количественно ограничений эмиссии или обязательств сокращения для Казахстана под Приложением B Протокола.

    Международное внимание пока сосредоточилось или на Приложении I EITs, поскольку они в настоящее время имеют право на JI и торговлю эмиссии, или на 'традиционных' развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии. Таким образом, прискорбная проблема CDM развития, так же как других аспектов выполнения Протокола Киото в CACAM странах пропустилась, начиная с CACAM группы вне главных строящих способность сетей. Хуже все еще четыре европейских кандидата - страны Албании, Македонии, Боснии и Герцеговины, Сербия и Черногория, которые не включены в Приложение I Протокола Киото, не имеют ни строящие способность сети, ни географический вес CACAM стран.

    3. Политический Контекст

    Политический контекст в прежнем социалистическом блоке стран изложен главным образом степенью их установленного и политического перехода. Значительные различия существуют в области относительно прогресса реформ, силы демократии, и уровня развития учреждения. Лучшее отражение этих различий - прогресс, сделанный странами перехода к объединению в региональные учреждения, типа ЕС, ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ, и НАТО, с членством ЕС, являющимся вероятно самым сильным индикатором региональной интеграции. Центральные европейские страны, Балтийские государства и Словения примут ЕС в 2004. Болгария и Румыния - страны кандидата для второго раунда расширения ЕС. Из этих 13 стран в переходе на Приложении B список, только Россия, Украина и Хорватия - в настоящее время не формальные кандидаты на членство ЕС.

    Для стран Центральной Европы и Балтийских государств, которые всегда рассматривали их аннексию к советскому блоку после Второй Мировой Войны как искусственную, членство в НАТО и ЕС было заявленной целью внешней политики. В 1991, Венгрия, Польша, Чешская республика и Словакия (Чехословакия в то время) основали Visegrad Группу с целью обеспечить взаимную поддержку интеграции ЕС. Все четыре страны имеют возможность стать членами ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (1996, 1995, и 2001 соответственно). В 1999, Венгрия, Польша, и Чешская республика стали первыми странами прежнего Варшавского договора, которые присоединятся к НАТО. Словакия и Балтийские государства были приглашены присоединиться к НАТО в 2002 и как ожидается, подпишут соглашения вступления в марте 2003. Они, как полагают, являются странами,которые успешно перешли к демократии и экономике на основе рынка.

    В Юго-восточной Европе, процесс потери тоталитарного прошлого прошел медленно. В Румынии и Болгарии политическая реформа была длительна и в результате, прежние Коммунистические функционеры были способны держаться за их позиции в правительстве, которое в свою очередь задержалось, очень нуждалось в экономических и структурных изменениях. Вступление соседних Центральных европейских государств в ЕС оживляло темп реформы, и обе страны успешно просили членство ЕС. С завершением первого раунда расширения ЕС, центр политики ЕС, вероятно, переместится к ним, поскольку они, как ожидается, вступят в следующем раунде в 2007. Среди всех экономик в переходе, Словения наслаждалась специальным статусом. Будучи наиболее продвинутой и развитой из всех посткоммунистических стран, она могла позволить себе постепенный подход преобразования, не подвергая опасности ориентацию к европейской интеграции. Единственная балканская страна некандидат на Приложении, которое я вношу в список - Хорватия, вступление которой к ЕС едва возможно прежде, чем политическая и военная стабильность будет достигнута в соседней Боснии и Сербии.

    В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, и Украине и России, пережившим больше чем 70 лет советского правления, требуется намного более глубокое преобразование, чем остальной части посткоммунистических стран, так как испытали более глубокую политическую и экономическую суматоху. Россия, цель которой всегда состояла в том, чтобы подтверждать себя как глобальная власть, стремящуюся объединять вокруг себя, формирует Содружество наций Независимых государств в декабре 1991. Однако запятнанные отношения между некоторыми членами группы препятствовали ему становиться эффективным экономическим и политическим союзом. Новая Шанхайская Организация Сотрудничества (SCO), объединеняющая Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан, была сформирована в мае 2003 как военный противовес к НАТО. Украина, после объявления независимости в 1991, играла трудный акт балансирования между Европой и Россией, надеясь на объединение с более развитым Западом. Она решила не становиться полно-заверенным членом Содружества наций Независимых государств (СНГ) и неоднократно искала членство и в ЕС, и в НАТО, однако без большого успеха. Риторике правительства не соответствовали адекватные реформы, в то время как предполагаемые отгрузки оружия Ираку и нарушения прав человека сделали немного, чтобы помочь международному образу Украины. Хотя Украина попыталась избегать “ориентации к Азии ”, региональные экономические союзы с ее восточными соседями были неизбежны из-за тяжелой зависимости от импортированной нефти и газа.

    В Кавказе, демократический прогресс был еще медленнее - с Азербайджаном и Грузией, сохраняющий их старыми коммунистическими лидерами как президенты до 2003 - и было затемнено военными конфликтами и гражданским волнением. Грузия перенесла гражданскую войну, связанную со стремлениями независимости отколовшихся регионов Абхазии и Южной Осетии, которые ведут к введению постоянных войск из России, и позже обучение вооруженных сил и помощь из США. Проамериканская позиция Грузии возмутила Россию, которая обвиняет Грузию в предоставлении крова Чеченским боевикам, в то время как Грузия обвиняет Москву в поддержке сепаратистских движений в стране. В Азербайджане и Армении, конфликт по преобладающе населенной армянами региону в Азербайджане, который стремился стать независимым после распада Советского Союза, закончился войной в полном масштабе между этими двумя странами. Перемирие в 1994 было не в состоянии обеспечить длительное решение. Приблизительно одна седьмая территории Азербайджана остается занятой, в то время как 800 000 беженцев и внутренне перемещенные люди рассеяны по всей стране. Хотя дипломатические усилия принесли относительную стабильность в последние годы, напряженные отношения с обеих регионов сохраняются.

    Все пять Центральных азиатских стран остаются отчетливо авторитарными - их текущие президенты, за исключением Кыргызстана, были коммунистическими лидерами стран в советские времена. Туркмения и Узбекистан могут быть описаны как абсолютные диктатуры, в то время как другие Центральные азиатские государства больше напоминают федерацию. Изоляционистский лидер Туркмении объявил себя пожизненным президентом и увлекается Сталинистским культом личности, подавляя гражданское общество и засоряя страну своими золотыми статуями и строя дворцы в свою честь. Диктатор Узбекистана изо всех сил пытался управлять сильными либеральными и исламистскими оппозициями Узбекистана, заключая в тюрьму тысячи. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан не столь репрессивны и фактически могут назвать себя демократическими и иметь согласно заявлению демократические выборы. Таджикистан страдал от длительной гражданской войны между старой элитой и коалицией исламистов и демократов, и до сегодня продолжается борьба, чтобы поддержать элементарный общественный порядок. Кыргызстан прошел значительную демократизацию в конце советского периода, и оставался либералом до прошлых нескольких лет.

    Характерная особенность Кавказа и Средней Азии - перетягивание каната между Россией и США, которые существовали с более поздних 1990-ых. В Кавказе, напряженность главным образом внедрена в американских интересах развить богатые Каспийские ресурсы энергии, в то время как Средняя Азия получила стратегическую важность в течение войны против терроризма. Присутствие американских и союзнических отрядов в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане также усилило действия России и Китая. После американского вмешательства в Афганистане и Ираке, Кремль ясно демонстрировал свое намерение восстановить свое геополитическое положение в регионе. Никакая страна, даже изоляционист Туркменистан, не воздерживается от большой политической игры для региональной гегемонии и ресурсов, законченных в Средней Азии между США, Китаем, и Россией.