Банникова А.А

ст. гр. МИД – 07м

«Донецкий национальный технический университет»

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Постоянно растущий в течение длительного периода дефицит финансирования не только на реконструкцию и модернизацию, но и на простое воспроизводство, привел большинство шахт к тяжелому финансовому и техническому состоянию.

Исследование проблем инвестирования угольной промышленности всегда находилось в центре внимания. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в национальном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макро - уровнях.

Центральный район Донбасса – основной поставщик коксующихся углей для металлургической промышленности Украины. Однако ежегодный объем добычи угля в регионе за последние 5 лет снизился на 23,1%. Производственные мощности использовались в среднем на 46,6%. Уменьшение объемов добычи на шахтах Центрального района Донбасса обусловлено: кризисным состоянием промышленности в целом; изношенностью машин, оборудования и невозможностью их обновления; ограниченностью промышленных запасов угля на действующих горизонтах и отсутствием средств на подготовку новых. [1, 23]

Необходимый объем финансирования развития угольной отрасли на период до 2010 г. составляет приблизительно 4,3 млрд. грн. в год, из которых 3,3 млрд. грн. – средства госбюджета. [2,9] Однако, как показывает практика, государство не в состоянии выделить необходимые средства и угольные предприятия постоянно испытывают дефицит государственной финансовой поддержки. Из-за этого углубляется кризис в угольной отрасли и происходит старение шахтного фонда.

Большое количество публикаций посвящено управлению инвестициям на предприятиях. Большой вклад в управления инвестиционной политики на предприятии внесли такие ученые: Андрощук Г.А., Крынская Л.И.,Миртовская О.Н., Пересада А.В., Сумец А., Санто Б., Твисс Б., Туган-Барановский М.И., Фищенко О.Н., Хобта В.М., Шумпетер Й. и другие отечественные и зарубежные ученые. Но, несмотря на постоянное внимание ученых на проблему управления инвестициями и повышения экономической эффективности на предприятиях, реальное состояние остается неудовлетворенным. Каждый инвестиционный проект во время начала своего действия включает процесс поиска финансовых средств. При этом необходимо обеспечить равенство между инвестиционными затратами и финансовыми возможностями. Процесс планирования проекта охватывает определение цикла денежных потоков, необходимых для пополнения оборотних средств и нормализации платежем, модернизации и структурной переработки производства и его инфраструктуры.

Для обеспечения необходимого количества средств следует привлечь к активной инвестиционной деятельности, развитию угольной промышленности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Развитие шахтного фонда должно осуществлять по таким принципам: приоритетное финансирование из разных источников на техническую переориентацию, на использование техники нового уровня; проведение реконструкции, техническое переоснащение средне- и малопродуктивных шахт, приближающие их к рентабельному уровню; для шахт, на которых реконструкция нецелесообразна, а техническое переоснащение малоэффективно, предусматривается увеличение концентрации горных работ и предусматривается государственная поддержка; периодичность проведения реконструкции – один раз в 20-25 лет.

Такой подход к модернизации и обновлению шахтного фонда может позволить увеличить долю высокопроизводительных предприятий до 63-80 % в зависимости от сценария развития отрасли (пессимистический - оптимистический). Для достижения достаточных объемов добычи угля шахты могут получить необходимое финансирование из собственных источников. Доля государственных средств постепенно будет уменьшаться до 65-67 % в конце периода. Доля расходов на капвложения постепенно увеличится до 90%.

Средства госбюджета, которые выделяются для капитальных вложений на техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию действующих угледобывающих предприятий, как показывает практика, более эффективно используются, если предоставляются на конкурсной основе с условием их возврата. Критериями отбора инвестиционных проектов для бюджетного финансирования могут быть сроки их выполнения и сроки возврата бюджетных средств, определенные из запланированной эффективности их использования. Такой порядок государственного финансирования создает действительную конкуренцию за получение бюджетных средств, будет стимулировать их эффективное использование.

У государства недостаточно средств для полного финансирования такой капиталоемкой и затратной отрасли, какой является угольная. И поэтому, предприятия, имеющие внутренние резервы, должны использовать их для технического обновления и модернизации основных фондов.

В составе инвестиционных ресурсов угледобывающих предприятий необходимо повысить роль амортизации и прибыли, для этого нужно возобновить амортизацию как стабильный источник инвестиций. Для расширения возможностей самофинансирования и защиты амортизационного фонда от инфляции целесообразно использовать механизм ускоренной амортизации, который позволяет в первой половине срока службы машин и оборудования увеличить амортизационный фонд. С целью наиболее выгодного для конкретного предприятия решения об ускоренной амортизации, следует разработать и обеспечить использование методики расчета оптимального объема амортизационного фонда; корректировать нормы амортизационных отчислений, увеличивая их с помощью показателей, рассчитанных с учетом фактических сроков службы; обеспечить целевое использование амортизационного фонда, не допуская его использования на текущие расходы.

Кроме государственного финансирования и собственных средств угледобывающих предприятий для обновления и модернизации шахтного фонда могут использоваться ресурсы инвесторов. К сожалению, для отечественных структур – потенциальных инвесторов - объекты угольной промышленности не являются привлекательными. Свои средства они охотнее вкладывают в операции, обеспечивающие немедленную отдачу. Однако, в Донбассе наметился эффективный путь развития добычи на модернизированных шахтах с организацией финансово-промышленных корпораций по цепочке: шахта – ЦОФ – кокс – металлургический завод. Это касается шахт, добывающих коксующиеся угли. Для энергетических - цепочка выглядит так: шахта – ТЭС – Облэнерго. Корпорации, заинтересованные в угле, вкладывают средства в модернизацию и обновление шахтного фонда, что позволит экономическому улучшению угольной промышленности.

Эффективность привлечения внутренних и внешних инвестиций может быть достаточно высокой. Возможности государственной финансовой поддержки угледобывающих предприятий, даже при достаточно высоком уровне развития национальной экономики, небезграничны. Поэтому, для развития шахт актуален поиск и рациональное использование собственных средств, а также привлечение негосударственных инвестиций.

Необходимо ориентироваться на взаимодействие, взаимодополнение государственного и негосударственного инвестирования. Что позволит значительно улучшить технико-экономические показатели работы технологии и техники, уменьшить себестоимость, достигнуть рентабельности или уменьшить убыточности производства в целом.

Список использованной литературы:
1. Анрощук Г.А. «Стимулирование инновационной деятельности в Украине: финансово-кредитный механизм//Пробл.науки.-2005.№3.с.22-27
2. Ляшенко О.Ф. Системний підхід до прогнозування розвитку вугільної промисловості // Уголь Украины. – 2005. - №7 с. 25-26
3. Указ Президента України « Про заходи щодо вдосконалення державного управління вугільною промисловістю» від 25 липня 2005 року № 1123.- Офіційний вісник України.-2005. - № 30 – Ст. 1789


Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание ©DonNTU2008 Bannikova