Борт Александр Петрович
ДонНТУ
финансы и инновационная деятельность
Эстетика фотографии. Пейзаж.


Окружающая природа издавна волновала человека. Наскальные рисунки в пещерах, роспись керамики и наконец картины великих художников... Почти везде можно найти элементы пейзажа. Поэтому неудивительно, что с появлением светописи мастера все чаще стали обращаться к пейзажу.

Самая первая в истории фотография, сделанная Нисефором Ньепсом еще в 1826 году, представляет собой вид городских крыш, снятый из окна его мастерской. Если воспользоваться сегодняшней терминологией, это - архитектурный пейзаж, одна из разновидностей пейзажного жанра.

Ньепс. Вид из окна мастерской. 1826г.

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна мастерской. 1826 г. ("Советскре фото", 1990г.и.)


И действительно, фотография с первых шагов была связана с жанрами изобразительного искусства. Причиной тому не только стремление светописи утвердить себя на Парнасе, доказать свои претензии называться искусством. На первых порах фотография не очень-то умела создавать свои собственные, отсутствующие в природе красоты. Она в основном уповала на натуру, на ее эстетические качества.

Если архитектурный пейзаж сразу прижился в фотографии, то снимки с изображениями живой природы долго не давались светописи. Сказывалось постоянное шевеление на ветру листвы и травинок (выдержки были слишком длительными, что придавало снимкам смазанность), дробность формы стволов и ветвей деревьев, сложность воссоздания зыбкой светотени, возникающей оттого, что множество листочков находится под разными углами к источнику света. Причем последняя задача оказалась под силу фотографии только в конце 20 века, на новом витке развития ее техники. Как тут не вспомнить пейзажи Ансела Адамса, где каждая травинка, каждый листик изображены со стереоскопической четкостью.

Адамс. Восход луны.

Ансел Адамс. Восход луны. ("Советскре фото", 1989г.и.)


Леса и поля на снимках прошлых фотографических эпох изображались чаще всего в обобщенной форме. Такой взгляд на природу позволял фотографу избегать излишних, тогда еще не доступных съемочной камере подробностей и в то же время передавать определенное настроение в пейзажном мотиве.

Однако мастера светописи умели преодолевать и эти препятствия. Достаточно вспомнить оказавшее серьезное влияние на развитие пейзажного жанра импрессионистическое направление в фотографии. Возникшее почти с одновременно давшим ему начало импрессионизмом в живописи, оно продолжалось в фотографии и тогда, когда в изобразительном искусстве восторжествовали другие творческие направления. Такие отечественные мастера пейзажа, как Н. Андреев, П. Клепиков, Н. Свищов- Паола, С. Иванов-Аллилуев в 20-30-е годы довели искусство передачи впечатления от мотивов природы до высочайшего совершенства.

Н. Андреев. Морозное утро.

Н. Андреев. Морозное утро. ("Советскре фото", 1989г.и.)


Вместе с тем развитие фотографии - ее техники и творческих принципов - решительно сказалось на дальнейшей эволюции пейзажного жанра. В послевоенный период появилась возможность, а вместе с нею и эстетическая потребность воссоздавать природу во всей полноте и конкретности форм. После довольно длительного времени, когда творческое начало заключалось в основном в передаче общего впечатления от природы, наступила пора скрупулезно точного следования всем ее подробностям. Фотография будто наслаждалась тем, что в отличие от живописи, которой она еще не так давно слепо и покорно следовала, ей стали доступны мельчайшие детали воссоздаваемых пейзажей: наряду с пространственными характеристиками в пейзажные снимки проникли и временные. Зритель видел теперь не только конкретный уголок природы, но и становился свидетелем конкретного момента в его существовании.

Фактически на рубеже веков, в тесном взаимодействии с новыми, только начинающими входить в фотографию жанрами и творческими решениями пейзаж обрел свой современный облик. Следует назвать несколько его качеств, которые продолжают развиваться и по сей день. Они стали настолько привычными, что подчас мы не замечаем их отличий от свойств пейзажа ранней фотографии. Однако чуть заметный акцент в использовании фотоязыка даже во внешне схожих снимках позволяет обнаружить эпоху, к которой они принадлежат. Главное качество пейзажных работ новой поры состоит в том, что снимок стал своего рода документальным свидетельством облика попавшего в поле зрения объектива фрагмента природы. Возможности современной фототехники таковы, что даже помимо желания автора точность воссоздания оказывается весьма высокой (за исключением тех случаев, когда фотограф сознательно отказывается от нее, снимает намеренно нерезко, убирает полутона при печати и т.д.).

М. Дмитриев. Нижний Новгород ранней весной.

М. Дмитриев. Нижний Новгород ранней весной. ("Советскре фото", 1990г.и.)


Так, уже послевоенный пейзаж отличается особой достоверностью изображения даже тогда, когда она, казалось бы, ничего не меняет в сути показанного. Таковы, например, пейзажные работы литовского мастера Й.Кальвялиса, на которых изображены дюны Куршской косы. Каждый из снимков в мельчайших подробностях воссоздает той или иной фрагмент песчаной бесконечности, имя которой -дюна. Естественно, что отыскать именно то место, где сделаны снимки, невозможно - ветры постоянно меняют облик дюн. Так что документальная подлинность этих пейзажей идет не от функциональной необходимости, а от характера фотографического языка.

Й. Кальвялис. Дюны.

Й. Кальвялис. Дюны. ("Советскре фото", 1990г.и.)


Другая черта современного пейзажа связана уже не столько с собственно фотографическими, сколько с более широкими, общественными обстоятельствами. Последние поколения людей острее, чем когда-либо прежде, ощутили драматизм отношений человека с природой. Если в давние времена слабый, находящийся во власти стихий человек должен был отвоевывать у природы ее законные владения для своего существования, то теперь цивилизация, покорившая природу, озабочена сохранением гармонии в мире. Пейзажная фотография оказалась не чуждой переживаемым человечеством проблемам. Многочисленные снимки на экологические темы, показывающие ущерб, приносимый природе результате бесхозяйственной деятельности, играют важную общественную роль в воспитании у людей бережного отношения к окружающей среде. Нередко фотографы-публицисты создают своеобразные пейзажные плакаты, в которых всеми доступными светописи средствами (например, монтажом, как В.Филонов в "Мираже") выступают в защиту природы.

В. Филонов. Мираж.

В. Филонов. Мираж. ("Советскре фото", 1991г.и.)


Не следует, конечно, думать. что только те снимки, в которых показаны загрязненные промышленными отходами реки или высохшие стволы деревьев, способны "работать" в русле экологической проблематики. Эти произведения решают самую важную общественную тему в прямом, публицистическом ее воплощении. Но есть еще и косвенные формы обращения фотографа к той же теме, приводящие зрителя к важным выводам методом "от обратного". Показывая ставшую уже редким явлением нетронутую в своем великолепии природу, нынешний пейзажист способен вызвать у чуткого и умеющего "читать" фотографию зрителя острое ощущение убывающего богатства, требующего к себе заботы и внимания. Таковы снимки американца П.Капонигро, сделанные в уже ставших редкостью местах: лесах, каньонах, на горных склонах.

В. Капонигро. Ледниковая дорога.

П. Капонигро. Ледниковая дорога. ("Советскре фото", 1988г.и.)


Еще одной чертой современного пейзажа стало резкое увеличение в нем тем и мотивов, связанных с созидательной деятельностью человека. Имеется в виду развитие таких разновидностей жанра, как городской, архитектурный, индустриальный пейзаж. Понятно, что в 20 веке промышленная революция и быстрая урбанизация выдвинули эти мотивы на первый план. Ведь в светописи 19 века тема города находилась в откровенно подчиненном положении внутри пейзажного жанра. Постепенно возникали и сменяли друг друга в раскрытии этого материала пренебрежение индустриальными мотивами как символом чего-то принципиально антиэстетического, затем - интерес к экзотике промышленных форм, затем - попытка эстетизировать их и т.д.

И, наконец, такая немаловажная черта современного пейзажа, как разнообразие точек зрения на запечатлеваемую природу. Фотопейзаж начинал свою историю с картин, увиденных с высоты человеческого роста, в крайнем случае открывающихся с горы или обрыва над ущельем. Надар, сделавший свои городские пейзажи французской столицы с летящего в небе воздушного шара, выглядел в то время чуть ли не фокусником, нарушающим все понятия о чистоте жанра.

Теперь виды природы, открывающиеся с десятикилометровой высоты летящего реактивного лайнера, стали привычными. С каждым годом камера забирается все выше: фотографии обратной стороны Луны (конец 50-х годов), сделанные первопроходцами космоса. Достаточно сравнить "высотные" фотографии доспутниковой эры (например, виды с Эйфелевой башни) с тем, что снимается сегодня, чтобы понять эволюцию пейзажа.

В. Лебедев. Полет.

В. Лебедев. Полет. ("Советскре фото", 1990г.и.)


Кроме того, в конце 20 века произошло одно значительное событие в фотографии. Светопись стала цветной. Поэтому традиционные приемы фотографии - игра тени и света - стали неприемлемыми. Появилась необходимость в поиске новых приемов, которые способны не только реалистично передать природу, но и добавить авторское начало. И вот перед глазами даже самые избитые и неприметные уголки природ как бы оживают и становятся похожими на фантастическую планету.

Пример цветной фотографии

Цветная фотография с использованием фильтров. ("Советскре фото", 1991г.и.)


Также нельзя не заметить эволюцию традиционных, канонических разновидностей пейзажного жанра. Большинство изменений связаны не с изменением природы как таковой, а изменением человека с камерой. Его взор стал острее и пронзительнее. Человек стал гораздо больше знать - и о природе, и о ее судьбах, и о многом другом, что не могло не отразиться на фотографии.

Сегодняшний фотопейзажист не ограничен в одном жанре. А если и ограничен, то во взгляде на предмет умеет естественно и глубоко передать свой художественный кругозор и сопоставить локальный предмет, представленный на снимках, с множеством явлений, соотносимых с ним.

Простой, и в то же время сложный жанр требует от фотографа не только достоверности, но и собственного понимания. Он поставлен перед очень непростой задачей: как сделать снимок по-настоящему красивым, без мишуры, штампов и красивости.

По материалам журналов "Советское фото".