Борт Александр Петрович
ДонНТУ
финансы и инновационная деятельность
Проблемы экологического менеджмента в Украине и пути их решения

Необходимость разработки системы экологического менеджмента , как более прогрессивной модели, возникла в связи с несовершенством управления приробопользования, которое не обеспечивает согласование экономических и прироохранных целей в масштабах государства. за рубежом уже предприняты попытки реализиции экологического менеджмента в хозяйственной деятельности. При этом систему экоменеджмента и экоаудита (СЭМА) рассматривают как действенный рычаг регулирования процесса загрязнения, когда ответственность и партнёрство являются главными факторами в охране окружающей среды.

Вместе с тем, СЭМА- это рыночно ориентированный механизм, а не инструмент государственного управления. Экологический менеджмент- это сложная междисциплинарная наука, цель которой поиск путей обеспечения наиболее конкурентоспособных решений в области управления природоохранной деятельностью. Чрезвычайно важными элементами менеджмента окружающей среды является экологическая экспертиза проектов, комплексная оценка возможных экологических последствий выполнения проектов строительства и реконструкции хозяйственных объектов, соблюдение при разработке этих проектов, установленных правил и норм рационального природопользования и охраны природы. Экспертиза должна быть направлена на предотвращение возможного отрицательного влияния на окружающую среду хозяйственной деятельности человека и уменьшения расхода природных ресурсов. Экологической экспертизе проектов подлежат предплановая, проектно-планировочная и проектно-сметная документация на строительство новых и реконструкцию действующих объектов. Благодаря ней осуществляется сравнение альтернативных вариантов управленческих решений, контроль за разработкой и принятием мер по устранению отрицательного воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду. Экологическую экспертизу проектов проводят экспертные подразделения государственного контроля или специально созданные группы и комиссии.

Так, в Германии в декабре 1995г. принят закон об аудите окружающей среды, с 1998г. его действие распространяется не только на промышленные предприятия, но и на коммунальные службы. Австрийский Национальный Совет принял закон о допуске и надзоре за экспертами по окружающей среде, а также о введении реестра мест расположения производств в соответствии с Европейской системой менеджмента и производственной проверке окружающей среды.

В Украине, которая особенно страдает от экологического кризиса, также делаются некоторые шаги для его преодоления. Разработана “Концепция устойчивого развития Украины”, приняты на национальном уровне международные стандарты: ГСТУ ISO–14001-97 (“Система управления окружающей среды. Состав и описание элементов и указания по их применению”), ГСТУ ISO 14010-97 (“Указания об осуществлении экологического аудита. Процедуры аудита. Аудит системы управления окружающей среды”), а также ГСТУ ISO 149012-97 (“Указания по осуществлению экологического аудита. Квалифицированные требования к аудиторам по экологии”). Это позволяет Украине присоединиться к тем мерам, которые предприняты европейскими странами членами ЕС в деле охраны окружающей среды.

Эффективным средством улучшения экологической ситуации является разработка адекватных систем экоменеджмента, которая охватывает планирование, управление и контроль всех видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды на производстве. Чтобы достигнуть интеграции всех усилий в этом направлении, необходимо выполнить ряд требований:
• идентифицировать при помощи ситуативного анализа ключевые экологические проблемы;
• повысить культуру поведения производства, воспитание экологического сознания у персонала;
• сформировать “принципы охраны окружающей среды” путём проверки и расширения основной деятельности предприятия с использованием резервов ситуативного анализа;
• запроектировать интегрированную систему целей;
• определить экологическую стратегию производства;
• добиться такого положения, когда экономическое мышление охватит все функциональные сферы предприятия (от материального снабжения до маркетинга) и будет определять все решения;
• для планирования и управления эколого-ориентированными мерами внедрить систему экоконтроля (например, экоаудит для проверки целей).

Накопительный опыт многих стран позволяет объединить экономические инструменты экоменеджмента в следующие группы:
налоговые инструменты (льготные или дискриминирующие): налоги на продукцию, виды деятельности, источники загрязнения, содержание вредного компонента, пользование ресурсами, на инвестиции;
инструменты системы кредитования (льготные или дискриминирующие): по направлениям деятельности, по кредитным ставкам, по объектам кредитования, по срокам кредитования;
субсидии (прямые или косвенные) на государственные экологические проекты, компенсацию части риска предприятию по экопроектам, на экоцели населению, дотации на экологически совершенную продукцию, компенсация ускоренной амортизации экологических технологий;
экологические платежи за выброс (сброс) вредных веществ в атмосферу, водные источник, почву; за складирование (захоронение) в природных ландшафтах; за физические виды загрязнения среды (шум, электромагнитные излучения и т.п.) и биологические виды загрязнения;
ценовые инструменты: экоценовое программирование, регулирование и стимулирование; выплаты за сохранение (достижение) определённых экологических результатов и стабилизацию состояния среды;
продажа экологических прав на выбросы, деятельность и др.;
рыночные сертификаты, экологические квоты, разрешение на изготовление (продажу) определённых объёмов продукции (услуг, работ);
экологическое страхование видов деятельности, предпринимательского риска, эколого-экономических последствий.


Рассмотрим применение представленных выше инструментов для Украины. Сейчас складывается тенденция отказа от дорогостоящих систем административно-надзорного контроля в пользу мероприятий экономического воздействия, стимулирование экологического предпринимательства, регулируемого посредством специальных налогов. В развитых странах, например, широко используется дифференциация налогообложения в зависимости от “экологической дифференциации продукции”. Примером эффективности данного инструмента экологической политики может служить рост рыночной доли продаж неэтилированного бензина по сравнению с этилированным.

Система налогообложения по экологическим критериям должна регулироваться на государственном и областном уровнях, в соответствии с компетенцией органов управления. Льготное налогообложение целесообразно применять в первую очередь, на территориях с большой экологической нагрузкой, и на них должна оставаться вся прибыль от хозяйственной деятельности (без отчислений в госбюджет).

Наряду с налоговыми льготами субъектам предпринимательской деятельности, как свидетельствует зарубежный опыт, могут предоставляться отдельные субсидии в размере до 30% инвестиционных расходов на исследовательскую деятельность по мониторингу, сокращению выбросов и предотвращению загрязнения окружающей среды. Все субсидии и программы борьбы с загрязнением окружающей среды предоставляется предприятиям из госбюджета или из специальных фондов министерств по вопросам охраны природы. В Украине этот Фонд охраны, источником поступления является сбор за загрязнение окружающей природной среды, сумма которой в 1998г. составила 4300 тыс. грн. (0,76% то суммы всех средств, поступающих в бюджет, за использование природных ресурсов и загрязнение среды). В целом на охрану окружающей среды будет расходоваться только 12,37% этих средств, а остальные пойдут на пополнение госбюджета. Естественно, что этих средств не достаточно на проведение эффективной экологической политики.

Для Украины большое значение приобретает также формирование и развитие других рыночных механизмов экологизации – продажа права на загрязнение; создание организационно-экономических условий для инновационного предпрининимательства в экологии, производстве экотехники и экотехнологий, утилизация отходов и др. Введены экологические паспорта на продукцию, в т.ч. – на научные разработки. Все предприятия с вредным производством имеют очистные комплексы. Установлены жестокие нормы концентрации вредных веществ в воздухе и пище. Эти шаги свидетельствуют о постепенном становлении экоменеджмента в Украине. Используя достижения науки, технологический процесс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первично сырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий. К числу самых действенных стимулов природоохранной деятельности, имеющих солидные перспективы в наших условиях, экологи относят рыночную реализацию права на загрязнение. Эта идея существует, как часть плана поощрения фирм к использованию высокоэффективных очистных сооружений и основана на разнице между фактическим и экологически допустимым уровнями загрязнения. Если этот уровень установленного предела, то данная компания приобретает право на загрязнение окружающей среды в виде сертификата, который может быть продан другим фирмам. Так как штрафы за загрязнение многократно превышают стоимость сертификата, то рыночный стимул снижения уровня загрязнения, против установленных стандартов, следует признать целесообразным для наших условий. Чтобы обеспечить развитие экологического предпринимательства и финансирование различных видов природоохранной деятельности в Украине, нужно создать системы экологических фондов, которые включают страховые экологические фонды предприятий, основным источником формирования которых, являются:

страховые взносы предприятий, деятельность которых сопряжена с риском экологически опасных ситуаций и аварий; отчисления от прибыли предприятий, а также другие поступления, которые не подлежат налогообложению. При формировании отечественного экологического предпринимательства целесообразно использовать также такую форму кредитно-арендных отношений, как лизинг. Это позволит без больших начальных капиталовложений создать предпосылки для внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, а также структурной перестройки производства в связи с переходом к рыночным отношениям.

К действенным инструментам экологического предпринимательства можно отнести экомаркировку продукции и экосертификацию фирм-производителей. Экомаркировка продукции служит прекрасным средством и обеспечивает высокую конкурентоспособность товаров.

Исследования показали, что первое место среди факторов экономического роста занимают инвестиции и инновационная деятельность, умение создавать и широко использовать конкурентоспособные технологии в сферах национального товаропроизводства, услуг, инфраструктуры рынка. Это касается и экотехнологий, на разработку которых выделяется в среднем 5-10% от общего объёма финансирования инновационной деятельности многих высокоразвитых стран мира.

Подводя итоги, следует отметить, что экологический менеджмент способен сыграть исключительную роль при решении экологических проблем в условиях выхода Украины из социально-экономического кризиса, при ограниченности финансовых и материальных ресурсов.

// Збірник матеріалів Міжнародної науково-практичної конференції "Сучасні проблеми управління"/ Уклад.: Б.В. Новіков, В.А. Гайченко та ін. - К.: ІВЦ "Політехніка", 2001. - 160 с.