Определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало тогда введение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности технологических нововведений стали изучаться только в начале XX в. Со временем толкование и основные подходы к трактовке этого понятия, как и сама теория инновационного управления, также претерпевают значительные изменения. Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) И.Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Шумпетер выделял пять изменений в развитии: 1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства; 2)внедрение продукции с новыми свойствами; 3)использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении; 5) появление новых рынков сбыта. Сам термин «инновация» Шумпетер стал использовать в ЗО-е гг. XX в. При этом под инновацией И.Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Со временем разные исследователи начинают трактовать эту экономическую категорию по-своему. Друкер определял нововведения как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они стремятся осуществить новый вид бизнеса или услуг. В этом же русле рассматривал нововведения и венгерский экономист и социолог Д.Санто. По его мнению, нововведения - это такой общественный, технический и экономический процесс, который на основе использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а в случае, если он ориентирован на экономическую выгоду, на прибыль, то может принести и дополнительный доход. Известный российский социолог В.Н. Лапин дает следующее определение: «Инновация - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей» [20]. В соответствии с Руководством Фраскати инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели и др., авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент», считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [117]. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. утверждают, что инновация -процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в новации. В узком смысле под инновацией понимается фаза введения новации, а момент первого производственного освоения этой новации считается моментом ее введения. Под новацией понимается нечто новое, и оно близко к понятию изобретение, инновация - прибыльное использование новаций в виде технологий, видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических управленческих решений производственного, административного и другого характера. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. в Современном экономическом словаре дают следующее определение: инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности . А.А.Харин и И.Л.Коленский определяют инновацию как «результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы». В буквальном смысле инновация переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация с момента принятия к распространению приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок -коммерциализацией. Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью. Мы предлагаем придерживаться определения, данного в постановлении Правительства РФ от 24.07.98 № 832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы», в котором зафиксировано, что «инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». С тем чтобы изучить комплексный характер инноваций, раскрыть разнообразные области и способы их использования, а значит, и различные методы управления, представляется необходимым изучение системы и классификации нововведений. В экономической теории сформирована и предложена