Технопарки Украины: итоги, проблемы, перспективы В послании Президента Украины Л. Д. Кучмы Верховной Раде Украины "Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического развития на 2002-2011 годы" обозначены 4 главных стратегических приоритета: - Обеспечение надежных основ устойчивого экономического роста; - Утверждение инновационной модели развития общества; - Обеспечение глубокой социальной переориентации экономической политики; - Создание объективных предпосылок получения Украиной в перспективе полноправного членства в Евросоюзе. Инновационная модель социального и экономического развития определена как второй по значению стратегический приоритет для Украины. Анализ мирового опыта показывает, что обеспечение экономического роста в современных условиях требует создания соответствующих условий и механизмов, стимулирующих инновационную деятельность и внедрение ее результатов в хозяйственную практику. К наиболее популярным мероприятиям в этом направлении относится создание технологических парков. Начиная с 70-х годов "технопарковая волна" охватила практически все развитые и многие развивающиеся страны. Сейчас в мире более 600 технопарков, в т.ч. в США 140, в Европе 260, в Китае 130, в России 60 и т.д. Основной идеей технопарков является коммерциализация результатов научных исследований университетских, академических и других исследовательских центров, научная продукция которых с помощью инновационных процедур доводится до производственных структур с последующим выводом на рынок. Мировой опыт подтверждает, что создание и функционирование технопарков требует решения целого комплекса нормативно-правовых, финансовых, организационных, кадровых и других мероприятий. На все это, а также на создание и раскрутку инновационных проектов требуется время, и достаточно длительное. Американцы считают, что для выведения технопарков на положительные финансовые результаты требуется 10-15 лет, примерно такие же сроки в Европе. Технопарки, являясь одной из наиболее удачных форм организации инновационной деятельности, как правило, имеют льготы по налогообложению прибыли, различные системы налоговых скидок и льготных кредитов, системы ускоренной амортизации оборудования, льготы при аренде основных средств и при выполнении таможенных операций. В большинстве стран основную часть финансирования научные и технологические парки получают от государства. Во Франции эта часть составляет 50%, в Японии - до 100%. Наибольших успехов технопарки достигают в тех случаях, когда их деятельность совпадает с интересами не только центральных органов власти, но и органов местного самоуправления, предприятий и организаций данного региона, направлена на реализацию научных разработок в интересах социально-экономического развития региона. При использовании в условиях Украины западного опыта создания и функционирования инновационной инфраструктуры необходимо учитывать, что ни сейчас, ни в ближайшем будущем не приходится рассчитывать на бюджетное финансирование технопарков, инкубаторов и других инновационных структур. Практически единственно возможной государственной формой поддержки является специальный режим инновационной деятельности, предусмотренный Законом о технопарках и Законом об инновационной деятельности. Однако и они обеспечивают компенсацию не более 10-12 % затрат предприятий на выполнение инновационных проектов. Выступая на конференции по инновационному развитию Украины (февраль 2003 года), Л. Д. Кучма подчеркнул: "мировая практика указывает, что внутренний рынок высоких технологий требует активного стимулирования. Классический пример этого - государственное стимулирование научно-технического прогресса в США. Я поддерживаю необходимость государственной системы стимулирования инновационного развития за счет внедрения налоговых стимулов инноваций и экспорта высокотехнологической продукции" и далее: "необходимо завершить процесс создания в Украине национальной инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков, технологических бизнес-инкубаторов)… как проводников инновационных идей от научно-технического открытия до массового производства". За последние годы в Украине в основном разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая экономическую заинтересованность в инновационной деятельности, создано 8 технопарков. Особенность украинских технопарков заключается в том, что налоговые преференции установлены законом не для технопарка в целом, а для конкретных инновационных проектов, проходящих государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке. Результаты работы украинских технопарков, и в первую очередь Технопарка "ИЭС им. Е. О. Патона" и Технопарка "Институт монокристаллов" показывают, что они уже сейчас являются действенным звеном, реально объединяющим науку с производством. За 3 прошедших года выпуск инновационной продукции участниками технопарка составил 2,07 млрд. гривен. При этом в бюджет поступило более 75 млн. гривен. Это те дополнительные поступления, которые обеспечены только благодаря инновационным проектам технопарков, не будет инновационных проектов - не будет этих поступлений. Общая сумма льгот составила 300 млн. гривен, из которых 177,6 млн. грн. через спецсчета технопарков были реинвестированы в развитие инновационной инфраструктуры. К 2006-2007 гг. налогооблагаемая база первой очереди инновационной продукции технопарков достигнет 2 млрд. гривен в год, а в связи с окончанием 5-ти летнего срока действия спецрежима для этих проектов поступления в бюджет составят около 400 млн. гривен. В качестве конкретного примера можно привести результаты работы Технопарка "ИЭС им. Е. О. Патона". За 3 года участниками Технопарка по утвержденным инновационным проектам выпущено продукции на сумму 1,256 млрд. грн., в т.ч. на экспорт 178,5 млн. грн. Из бюджета Технопарк получил в самом начале своей деятельности 0,5 млн. гривен, а перечислил в бюджет за три года 34,2 млн.гривен. Реинвестиции в инновационные проекты за счет специального режима технопарков составили 48,3 млн. гривен. Это чуть более 10 % всех затрат на выполнение проектов, остальное финансирование - за счет собственных ресурсов исполнителей проектов. Но даже такая незначительная поддержка помогает решить вопросы, которые не решались многие годы. Вот лишь некоторые из них. Реализация совместного проекта Технопарка ИЭС и электромашиностроительного завода " СЭЛМА " позволила значительно обновить и расширить номенклатуру оборудования для дуговой сварки - технологии, широко применяемой в промышленности и строительстве. При этом не только обеспечиваются потребности Украины в сварочном оборудовании, но и значительно увеличились поставки его за рубеж. Доля экспорта уже сегодня составляет более 65 % от общего объема выпускаемой продукции. Институт электросварки им. Е. О. Патона совместно с Инженерным центром сварки давлением разработали технологии и спроектировали машины нового поколения для контактной сварки рельсов. Изготовленные на Каховском заводе электросварочного оборудования, они уже сегодня применяются при строительстве скоростных железных дорог и " бархатного " пути метрополитенов. Проектом предусмотрено к концу 2005 г. довести долю экспорта с 20 % до 75 % от общего объема выпускаемой продукции. Уже заключены контракты с Китаем, Кореей, Австрией и Россией на поставку новейших установок для стыковой сварки. Сейчас за средства спецсчета готовится проект трубосварочной машины нового поколения для прокладки магистральных нефте- и газопроводов. Инновационный проект Запорожского завода сварочных флюсов и стеклоизделий направлен на доведение до промышленного уровня и внедрение в производство разработанной в Институте дуплекс-технологии выплавки сварочных флюсов. Это позволяет выпускать как традиционные, хорошо себя зарекомендовавшие марки флюсов, так и новые высококачественные флюсы для сварки. Они применяются в мосто- и судостроении, трубной промышленности, в том числе в северных широтах. Наполовину уменьшены затраты дефицитных дорогостоящих импортных компонентов шихты, которые заменены шлак-отходами металлургических и трубосварочных заводов Украины. На Ингулецком горно-обогатительном комбинате начата реализация инновационного проекта по предварительному обогащению железной руды методом сухой магнитной сепарации и технологии магнитно-флотационной доводки концентрата. Внедрение этого проекта позволяет повысить содержание железа в концентрате с 64 до 70 % , что соответствует показателям мировых ГОКов, работающих на гораздо более богатых рудах. В октябре 2003 года введена в строй первая очередь комплекса магнитно-флотационной доводки. На открытии комплекса руководители правительства Украины оценили это событие как технологический прорыв, выводящий ИнГОК в первую десятку мировых ГОКов. Всего в работах по инновационным проектам Технопарка ИЭС задействовано около 6000 человек, более 500 рабочих мест вновь созданные. Средства спецсчета Технопарка были использованы целевым назначением на: - создание, модернизацию и реконструкцию научно-технологических и опытно-экспериментальных участков, приобретение научного и производственного оборудования (93,9%); - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку конструкторской и технологической документации, технических условий, патентование разработок, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (5,9 %); - организацию конференций, семинаров и выставок, публикацию результатов научных исследований и инновационной деятельности (0,2 %). Базовая научная организация Технопарка - ИЭС им. Е. О. Патона на развитие своей научно-лабораторной базы, постаревшей за прошедшие десятилетия, получила 3,8 млн. грн. Сейчас за счет средств централизованного спецсчета Технопарка готовится ряд уникальных научно-инновационных проектов, на которые у государства нет и в ближайшее время не будет денег (например, сварка мягких тканей человека и др.). Итоги первых 3 лет деятельности свидетельствуют о том, что технопарки оправдывают возлагавшиеся на них надежды. Являясь своего рода катализатором, способствующим развитию наукоемкого сектора промышленности, деятельность технопарков в Украине повышает привлекательность национального производства для инвесторов, способствует продвижению конкурентоспособной отечественной наукоемкой продукции на мировой рынок, снижает импортную зависимость экономики Украины. В ходе выполнения инновационных проектов создаются устойчиво функционирующие производства инновационной продукции, которая востребована на внутреннем и внешнем рынках. Президент НАН Украины академик Б. Е. Патон