RUS | UKR | ENG | ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ>

Индивидуальное задание на тему:

"Государственный менеджмент в инновационной сфере: система государственного сопровождения и стимулирования"

выполнила: Игнатенко Елена Яковлевна

Материалы по теме выпускной работы: Библиотека | Ссылки |Отчет о поиске | Реферат

  В последнее время возросла актуальность и значимость исследований, посвященных изучению механизмов государственного регулирования инновационной деятельности. Это может быть связано с возросшей наукоемкостью экономического прогресса. Расширенное воспроизводство стало немыслимым без присутствия в нем фактора науки, и экономическое развитие приобрело инновационный характер. Одна из центральных проблем - стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ. Следовательно, необходим финансово- экономический механизм как комплекс условий, способствующих возрождению и стимулированию инновационной активности в нашей стране

   Среди основных противоречий в инновационной сфере можно выделить:

1. нет ощутимых предпосылок для появления заинтересованности предприятий в научно-техническом поиске, изобретениях, инновациях; отсутствуют системы экономически выгодного накопления ресурсов для предпринимательских проектов инновационного характера; почти утрачен интерес к инвестициям в обновление производства;

2. недооценка решающей роли государства и региональных властей в формировании рыночной инфраструктуры инновационного типа;

3. дефицит высококвалифицированных специалистов.

  Становление инновационного типа экономического развития связано :

1. c появлением отчетливо выраженной функции науки по непрерывной интенсификации процессов общественного и индивидуального производства;

2. c превращением новых технологий в один из решающих факторов конкурентных стратегий фирм, рассчитывающих на долговременный успех на внутреннем и внешнем рынках;

3. c высокой фундаментальностью наиболее значимых технологических нововведений, опирающихся на экономические исследования;

4. c повышенной гибкостью организационно-экономических форм, объединяющих усилия исследователей, разработчиков, маркетологов, способных приносить высокий коммерческий и социально-экономический эффект;

5. c наличием ресурсно-финансовой среды, обладающей высокой инновационной готовностью;

6. c значительным институциональным влиянием (государственное, региональное и пр.) на сферу науки и технологического развития, на механизм научно-технических инноваций.

Цель инновационной политики - создание экономических правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Активизация инновационного процесса и повышение его эффективности, включая широкое освоение достижений высоких технологий и незамедлительное обновление активной части основных производственных фондов, является главным путем выхода экономики из кризиса. Формирование и реализация инновационной политики основывается на создании такой управленческой, экономической и финансовой системы, которая позволит с высокой эффективностью использовать в реальном секторе на новой институциональной и правовой основе интеллектуальный, научно-технический и промышленный потенциал страны.

Механизм государственного регулирования инновационной деятельности:

1. Законодательное регулирование инновационной деятельности.

2. Выработка долгосрочной инновационной стратегии на основе долгосрочных и среднесрочных социально-технических, инновационных и экологических прогнозов с учетом предстоящих изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка.

3. Выбор инновационных приоритетов. Ресурсы, которые могут выделить государство и частный сектор на инновационную трансформацию экономики, ограничены. Поэтому важно их не распылять, а сконцентрировать на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект. Эта решается путем определения приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий федерального уровня. Исходные принципы при формировании приоритетов:

а). технологические потребности экономики Украины (насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами; развитие социокультурной сферы, здравоохранения и медицины; освоение высокотехнологичной продукции, опережающее развитие машиностроения; ресурсообеспечение и ресурсосбережение, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий; развитие современной инфраструктуры, новых поколений средств транспорта и связи; укрепление обороноспособности страны);

б). конкурентоспособность продуктов (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;

в). эффективность - норма прибыли или другого полезного эффекта, который может быть получен от реализации критических технологий; ожидаемый срок окупаемости инвестиций в инновации;

г). реальность - обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями.

4. Формирование системы инновационных проектов и программ - основная форма реализации выбранных приоритетов государственной инновационной политики. Совокупность взаимосвязанных проектов образует федеральную целевую инновационную программу.

5. Государственная поддержка стратегических направлений инновационного развития. Необходимо создать экономические, информационные, организационные, кадровые условия для реализации приоритетов. Это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки реализации инновационной политики.

а). прямое бюджетное финансирование иновационных программ и проектов в области науки, образования, здравоохранения, экологии, обороны; финансирование освоения и первоначального распространения новых поколений техники и технологии, имеющих ключевое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности экономики. Это находит выражение в перечнях федеральных целевых программ и адресных инвестиционных проектов инновационного характера;

б). косвенная государственная поддержка в формах налоговых и таможенных льгот, налоговых и инвестиционных кредитов.;

в). государство должно оказывать особую поддержку малому инновационному бизнесу, который берет на себя риск технологических прорывов и обеспечивает занятость научно-технических, инженерных кадров

г). государство берет на себя заботу об охране интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;

д). государство оказывает помощь в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания при бюджетной поддержке информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам;

е). государство должно осуществлять кадровую поддержку инновационной деятельности, осуществляя подготовку инновационных менеджеров, финансируя повышение квалификации в этой области, создавая учебные и консультационные инновационные центры, организуя зарубежные стажировки по этому направлению деятельности, организуя издание учебной и справочной литературы по инновационной деятельности.

ж). государственная поддержка осуществляется путем формирования инновационных институтов - корпораций, консорциумов, холдингов, финансово- промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках.

Факторы государственного регулирования можно разделить на 4 группы. Рассмотрим их болем детально.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

• развитие рыночных отношений;

• проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

• создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

• обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

• расширение спроса на инновации,

• предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот украинским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

• содействие модернизации техники,

• развитие лизинга наукоемкой продукции,

• активизация предпринимательства,

• пресечение недобросовестной конкуренции,

• поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

• развитие экспортного потенциала страны,

• развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

• внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

• государственная поддержка инновационных проектов, включенных в национальные и региональные инновационные программы;

• содействие развитию инновационной инфраструктуры,

• кадровая поддержка инновационной деятельности,

• содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

• моральное стимулирование инновационной деятельности ;

• информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

• содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов Украины в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

• защита интересов украинских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

• проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

• направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

• выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

• создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

• предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

• снижение отчислений субъектам налогов в государственный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

• установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности

• гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

• договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

• договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

• договоров строительного подряда,

• договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

• договоров страхования инновационных рисков,

• договоров (контрактов) с инвесторами,

• и иных договоров, предусмотренных законодательством

В основе инвестиционного и инновационного кризиса в Украине находится дефицит финансовых инвестиционных ресурсов, нехватка инвестиционного капитала и слабая инвестиционная активность в сфере предпринимательской деятельности. Эти проблемы инновационного процесса могут быть устранены благодаря целенаправленной государственной политике и государственному воздействию на экономическую деятельность путем создания соответствующей экономической среды. Резкое снижение объемов выпуска средств производства и сокращение фронта прикладных НИР, а также других форм инновационной деятельности позволяет говорить об относительной нехватке инновационных материально-интеллектуальных ресурсов. Этот дефицит вызван глубоким спадом спроса, огромной недозагрузкой производственных мощностей и научно-исследовательских организаций, то есть падением степени использования многообразного производственного и научно-технического потенциала. Расширение соответствующего спроса позволило бы за относительно короткие сроки значительно поднять уровень использования этого потенциала. Для этого необходимо:

1. финансирование подготовки научных и инженерных кадров и повышения их квалификации;

2. поддержка специальных инновационных программ в сфере производства и бизнеса;

3. формирование системы госзаказов на проведение НИОКР, что обеспечивает устойчивый спрос на многие новшества;

4. налоговая, амортизационная и иная политика, стимулирующая инновационную деятельность;

5. финансирование фундаментальной и прикладной науки;

6. создание инфраструктуры инновационной деятельности на государственном, региональном и местном уровнях, в отраслевом разрезе и на уровне предприятий;

7. организационная деятельность по объединению усилий науки, производства и бизнеса в инновационной деятельности;

8. защита стратегических инновационных интересов нации в сфере внешней политики.

Также для повышения инновационной активности необходимы Инструменты государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества:

1. выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;

2. финансирование кадровых обменов;

3. подключение к мировым системам научно-технической информации;

4. включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;

5. оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;

6. поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

7. государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу;

8. зарубежное патентование за государственный счет;

9. закупка зарубежной научно-технической литературы;

10. привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов.

Список источников.

1.www.invest.rin.ru

2.www.org.ua

3.www.fooder.ry

4. www.eup.ru/ukazatel.asp

5 www.review.ur/page/article/206.htm

© ДонНТУ 2008, Игнатенко Е.Я.
ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Отчет о поиске | Библиотека | Ссылки | Реферат