Борис Старинский, директор «ИНТАЛЕВ Украина»;
Максим Волошин, ведущий консультант «ИНТАЛЕВ Украина».
Опубликовано в журнале «Финансовый директор», №4 , 2007 год
Для повышения эффективности бизнеса необходимо построить эффективную и прозрачную систему управления. Как следствие, такой бизнес в силу своей прозрачности и эффективности станет привлекательным для инвесторов.
Ситуация предельно проста — инвесторы не любят терять деньги. Поэтому они неохотно их отдают в “черные ящики”. “Черный ящик” в данном случае это бизнес, у которого не поставлена система управления и не налажена система управленческого учета. Причем, что самое печальное, ящик этот “черный” не только для тех, кто снаружи — инвесторов, но и для тех кто внутри — менеджеров! По-видимому, рентабельность строительного бизнеса еще позволяет неэффективно управлять! Но ситуация постепенно меняется в “лучшую” сторону — конкуренция растет и рентабельности падают, масштабы бизнеса успешных компаний увеличиваются, а инвесторы все чаще спрашивают “где деньги?”.
“Что делать” тоже понятно — необходимо построить эффективную и прозрачную систему управления в первую очередь “для себя” — для повышения эффективности бизнеса. А уже как следствие такой бизнес в силу своей прозрачности и эффективности станет привлекательным для инвесторов. Осталось только ответить на вопрос “как”.
Рассмотрим в качестве примера холдинг со следующими видами бизнеса: строительство объектов, продажа недвижимости, эксплуатация объектов недвижимости (бизнес центры и торговые центры), торгово-развлекательные комплексы (ТРК), розничная торговля. При этом бизнесы связаны между собой, строительный бизнес строит не только жилые дома, но и бизнес-центры и ТРК, а розничные магазины арендуют площади у бизнес-центров и ТРК. Соответственно, если строители задерживают сдачу объекта, например ТРК, то бизнес-план другого направления не выполняется.
Перечислим основные проблемы управления таким холдингом:
неверная оценка сроков и бюджетов проектов;
задержка сроков строительства/запуска объектов;
задержка поступления денежных потоков от эксплуатации несданных объектов;
сложность прогнозирования денежных потоков в целом по холдингу;
сложность определения экономической эффективности по направлениям и объектам;
проблема выбора новых объектов и формирования оптимального портфеля.
Каким образом можно решить эти проблемы, используя самые последние методологические и информационно-технические разработки в сфере управления бизнеса? Аккумулировав свой опыт построения систем управления в подобных структурах, мы разработали эффективную систему, позволяющую управлять строительным холдингом не “вслепую”, а опираясь на прозрачную логику принятия решений, в полном “информационном вооружении”.
В минимальном варианте система состоит из трех методологических подсистем управления:
Система бюджетного управления;
Система процессного управления;
Система управления проектами.
Также очень важно, чтобы эти подсистемы были связаны между собой и представляли единую комплексную систему, а не были набором автономных контуров управления. За что отвечает каждая из подсистем, и какие связи между ними?
Система бюджетного управления:
делегирование финансовой ответственности за доходы и затраты через финансовую структуру;
планирование, управленческий учет, финансовый и факторный анализ;
анализ план-фактных отклонений;
управление денежными потоками, платежеспособностью и ликвидностью;
управление доходами и расходами, рентабельностью;
управление структурой капитала, стоимостью бизнеса;
ведение бюджетов по направлениям и объектам;
планирование инвестиционной, операционной, финансовой и прочей деятельности;
предоставление управленческой отчетности по внутренним стандартам и/или МСФО.
Система процессного управления:
оптимизация основных бизнес-процессов;
документооборот по стандартным бизнес-процессам;
контроль исполнительской дисциплины;
статистика по эффективности бизнес-процессов.
Мы живем в мире неограниченных возможностей, но у нас всегда ограничены ресурсы. Поэтому лучший вариант — постоянно быть в готовности воспользоваться этими благоприятными возможностями, например к привлечению инвестиций.