Back

Глава 3. Модель мотивационного механизма регулирования инноваций.

3.1. Современная экономическая теория, изучающая законы общественного развития, при исследовании таких специальных вопросов, как экономика научно-технического производства, управление исследованиями, разработками и менеджмент инноваций, в качестве научного метода должна использовать самые новейшие достижения научной мысли, в том числе полученные из области естествознания, среди которых наибольший интерес вызывают концепции системного и синергетического подхода, объясняющие эволюционные процессы усложнения и развития материи, перехода к их более высоким формам организации в неживой и живой природе, в отдельном организме, в обществе, и важнейших сферах человеческой деятельности, таких как экономика и научно-технический прогресс.

Применение системного подхода в современной экономической теории в качестве научного метода, позволяет рассматривать общество и весь глобальный хозяйственно-экономический механизм, как систему, имеющую сложную структуру составляющих элементов, обеспечивающих состояние устойчивости и равновесности в противодействие внутренним разрушающим факторам и агрессивному влиянию внешней Среды. По современной классификации систем общество и все происходящие в нем биосоциальные явления и процессы можно отнести к числу так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Между обществом и природой также происходит постоянный обмен вещества в процессе труда и производства.

В ходе своей эволюции открытые системы в неорганической и живой природе производят энтропию, которая является мерой беспорядка, дезорганизации системы, но не накапливают ее , а выводят, рассеивают в окружающую среду, и при этом потребляют свежую энергию внешней Среды компенсируя потери от рассеивания, тем самым обеспечивая состояние равновесия. Известный канадский биолог-теоретик Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), построивший на базе обобщений физической химии, кинетики и термодинамики теорию биологических организмов, которая стала называться “теорией открытых систем”, вывел понятие стационарного, “текущего равновесия” открытых систем, которое сейчас широко используется уже не только в биологии, но и в самых различных областях естествознания и общественных наук.

Современная парадигма системного подхода в самом общем виде предлагает следующую точку зрения на объект системного исследования.

“Это - сложная и сверхсложная динамическая система, состоящая из большого числа взаимодействующих объектов. Стационарное, т.е. не зависящее от времени, состояние такой системы, как правило, неустойчиво: отклонения от такого состояния растут с течением времени. В области неустойчивости малые воздействия на систему могут вызывать в ней значительные изменения” [9].

В процессе обмена потоками вещества и энергии суммарное уменьшение энтропии может превышать уровень ее производства в открытой системе. Возникающие при этом флуктуации, т.е. отклонения от средних значений стационарного состояния могут возрасти до макроскопических параметров. В критический момент - в точке бифуркации - достаточно малых воздействий для того, чтобы система скачкообразно перешла из одного ранее устойчивого состояния, в новое устойчивое состояние. При этом из фактически разрушенной, неупорядоченной структуры, как из хаоса могут возникать новые структуры, последовательно переходящие во все более упорядоченные. Образование этих структур происходит не из-за внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки системы, поэтому явление получило название самоорганизации. При этом энтропия, отнесенная к тому же значению энергии, убывает, а упорядоченные образования, возникающие при диссипации - рассеянии энергии в необратимых процессах, называют диссипативными структурами [14].

Лауреат Нобелевской премии по химии за 1977г. И.Пригожин исследовавший способность открытых систем к самоорганизации выделял неравновесность в качестве основного источника упорядоченности. Сложная система, согласно современным системным представлениям, способна спонтанно порождать порядок и организацию из беспорядка и хаоса в процессе самоорганизации, в котором важнейшую роль играет случайность.

По определению известного немецкого физика Германа Хакена (р.1927) который ввел для процессов самоорганизации обобщающее название “синергетика”, неопределенность хаотического состояния открытой системы содержит в себе вероятность и случайность, которые описываются при помощи понятий информации и энтропии. При этом, случайное событие вызывает неустойчивость, а неустойчивость служит толчком для возникновении новых структур. Далее, после изучения случайностей Хакен переходит к рассмотрению необходимости, связанных с коллективными формами движения, возникающими при крупномасштабных флюктуациях, среди которых начинается конкуренция и происходит отбор наиболее устойчивых [15].

Исследование диалектики случайностей и регулярностей в настоящее время существенно облегчается современными возможностями компьютерного моделирования.

В то же время поведение сложной системы существующей в условиях необратимости времени может становиться непредопределенным - “не существует множества правил, позволяющих по данному внутреннему состоянию системы и множеству всех внешних воздействий на нее однозначно или с некоторой вероятностью определить ее следующее состояние” [9].

Это означает, что принципиально невозможно предсказать в каком направлении пойдет развитие системы - к диссипативной структуре или к хаосу. В точке бифуркации поведение системы “разветвляется”, становится неоднозначным, непредопределеным и непредсказуемым. Проблема выяснения условий возникновения порядка из хаоса стала на повестку дня как задача номер один современной науки. В области общественных наук и экономики так же становятся все более популярными и актуальными исследования неустойчивых, кризисных состояний, проводимые с использованием синергетического и системного подходов, и направленные на изучения возможностей регулирования неуправляемых процессов с целью их стабилизации и упорядочивания.

Наиболее раннее, скорее интуитивное применение системного подхода в истории экономических учений встречается еще в начале ХVIII века в “Исследовании о природе и причинах богатства народов” А.Смита, где понятие системообразующего фактора устойчивости и саморегуляции рыночного механизма выразилось в ставшей крылатой метафоре “невидимой руки”.

“Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им” [11].

Основополагающая идея классической политической экономии о создании спонтанного, или самопроизвольного порядка, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации сталкивающихся друг с другом в ходе конкуренции индивидуальных частных интересов участников рынка, в настоящее время более лучше объяснена с помощью современных понятий системного подхода, кибернетики и синергетики. Так принцип обратной связи в кибернетике наиболее убедительно объясняет процесс установления стабильной рыночной цены под действием рычагов спроса и предложения, а понятие рыночной системы, как сложной высокоорганизованной и саморегулирующейся структуры становится одной из базовых категорий в современной экономической теории.

Лауреат Нобелевской премии по экономики Фридрих фон Хайек (1899-1988) использовал современные идеи самоорганиизации кибернетики и синергетики для раскрытия механизма невидимой руки, регулирующей цены на рынке и создающей спонтанный, самопроизвольный порядок в открытой экономической системе свободной конкуренции.

По его мнению рыночный механизм способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для развития товарного производства. Кроме этого, свободная конкуренция обеспечивает насыщение рыночной системы информацией о возможностях эффективного использования тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество и через механизм цен доводит эти сведения до каждого участника рынка. В этот момент, каждый из многочисленных продавцов соперничая и преследуя свои цели и интересы, тем не менее вынужден считаться с некоторой средней, равновесной ценой.

В результате за спиной участников рынка возникает спонтанный, самопроизвольный порядок, который находит свое выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. “Такой порядок сводится к взаимоприспособлению индивидуальных планов и осуществляется по принципу, который мы вслед за естественными науками, также обратившимися к изучению спонтанных порядков (или “самоорганизующихся систем”), стали называть “отрицательной обратной связью” [16].

Таким образом, открытая система конкурентной борьбы как бы вынуждает каждого участника принимать правила игры на рынке, соблюдая порядок которых он может не прогореть. Система заставляет быть умным, вести осознанную деятельность более оптимальному использованию ограниченных ресурсов, совершенствовать способы производства и методы управления, разрабатывать новые технологии. В конечном итоге система заставляет участников повышать свой интеллектуальный уровень, она заставляет их развиваться.

Однако рыночный механизм нельзя считать полностью саморганизующейся системой, которая однажды запускается и дальше может работать без перебоев. Крупнейший сбой в работе мировой капиталистической системы произошел в 1929-1933 гг., когда объем производства в США упал на одну треть, а количество безработных составило четверть населения.

После Великой депрессии экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. На самом деле самоорганизация открытой системы экономики заставила в себе выработать еще более совершенные структуры управления, обеспечивающие антикризисную защиту и способные корректировать недостатки регуляции рыночного механизма. В противодействие усиливающемуся хаосу и силам дезорганизации спонтанная саморганизация экономики создает новую модель государственного управления, механизм который представляет собой высокоорганизованную, интеллектуальную систему регуляции рынка.

Полученный естествознанием вывод, что самоорганизация есть результат собственного, внутренне необходимого изменения системы распространяется и на общественные процессы. Рассмотрение самоорганизующихся процессов в открытых системах живой и неживой природы показывает, что при убыли энтропии, соответствующей усложнению структур, углубляются неравновесности, растут неустойчивости и повышается вероятность бифуркации. Человеческое общество как неравновесная система может развиваться и совершенствоваться лишь при согласованных совместных усилиях, создавая новые, все более совершенные формы и методы защиты от социальных и экономических кризисов неустойчивости и нестабильности.

Самоорганизация открытой системы экономики способствует возникновению не только упорядоченных структур и форм управления, обеспечивающих устойчивость системы и защиту ее от стихийных колебаний рыночной среды, но и создает еще одно явление “невидимой руки”, направляющее действия участников рынка, также преследующих только собственную выгоду, на развитие научно-технического потенциала своего предприятия, способного обеспечить ему преимущество в конкурентной борьбе, и одновременно создающее основу совокупного общественного потенциала как всеобщего достояния человечества.

Совокупный научно-технический потенциал (НТПт) каждой страны создается совместными усилиями множества различных предприятий, корпораций и компаний, научно-исследовательских центров и лабораторий, производящих продукцию на основе наукоемких технологий и использующих в своей работе труд ученых, инженеров, программистов и другого научно-технического персонала. Рост совокупного НТПт осуществляется одновременно с развитием глобальной системы информации совокупного общественного знания - современной науки, которая является источником силы и богатства, главным и бесценным достоянием цивилизации.

Параллельно с накоплением суммы общественного богатства, национального и индивидуального, в обществе происходит накопление совокупного полезного знания - глобальной информационной Среды, составляющей искусственную интеллектуальную оболочку планеты человеческой цивилизации. Глобальное информационное поле Земли развивается вместе с обществом от поколения к поколения, не уничтожая, но накапливая свой потенциал полезного знания, и постепенно превращается в мощную планетарную силу эволюции развития.

Впервые рассматривал научную мысль как планетное явления в начале века выдающийся российский ученый академик В.И.Вернадский. Его концепция, признающая решающую роль человеческой деятельности, труда и научной мысли в эволюции биосферы, не противоречит новейшим представлениям современного естествознания, рассматривающего эволюционные процессы в живой и неживой природе как развивающиеся самоорганизованные системы: “Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества... Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу” [12].

Однако, на современном этапе общественного развития действие геологическое и планетарное фактора научно-технического прогресса как открытой самоорганизующейся неравновесной системы, помимо творческого, созидательного направления, приобрело характер мощной уничтожающей силы, нерегулируемые колебания которой способны разрушить экологический баланс целой планеты. Поэтому “современная наука делает акцент на концепции устойчивого развития, то есть таком развитии общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная основа для воспроизводства жизни человека не разрушается” [17].

Одной из наиболее актуальных задач является необходимость подчинить целям созидания всю мощность нерегулируемого прогресса, не контролируемого на сегодня ни морально-этическими нормами человечества, ни принципами экологической безопасности, ни элементарными задачами сохранения человеческой цивилизации как рода. Подстегивание экономическими рычагами стихийного неуправляемого рынка оказывает на научно-технический прогресс воздействие, способное обеспечить бурное развитие науки и техники, которое по своему эффекту является одним из самых сильных стимуляторов, намного превосходящим мотивации любых видов административного и силового контроля.

Но при этом, мотивация удовлетворения частно-потребительного спроса, не смотря очевидные преимущества бурных темпов развития, особенно в инвестиционно привлекательных направлениях науки и техники, не способна остановить бесконтрольный прогресс в его наиболее опасных направлениях, а также стимулировать его в стратегически важных областях, где нет возможности извлечь сиюминутную выгоду для частного предпринимательства.

Сделать бесконтрольный прогресс управляемой системой, обеспечить приоритетное стимулирования наиболее важных направлений научно-технического развития и инноваций, ограничить стихийное, неуправляемое развитие без учета экологических и социальных приоритетов, шире использовать действие рыночных импульсов для сохранения общего эффекта бурных темпов интенсификации. Подобные задачи призвано обеспечивать действие экономического механизма государственного регулирования инноваций, являющегося необходимым искусственным элементом управления в искусственно созданной открытой развивающейся системе совокупного научного знания.

 

3.2. Глобальная развивающаяся макросистема совокупного общественного производства является искусственной сферой воспроизводства материальной жизни в среде обитания человеческой цивилизации. С точки зрения системного подхода, целостность этого глобального макропроцесса составляют функциональные подсистемы материального (товарного) производства и производства информации научно-технических знаний, вместе обеспечивающие необходимые условия существования остальных областей культурной и духовной жизни общества.

Выросшая из недр простого товарного производства, подсистема производства информации обеспечивает его интеллектуальным ресурсом научных знаний, которые являются бесконечным и неиссякающим источником инновации технологического развития в совокупном производстве, в отличие от других материальных ресурсов - сырья, энергии, финансов и т.д., запасы которых являются ограниченными.

Наличие в совокупном производстве рыночных отношений обеспечивает его открытой макросистеме состояние равновесности и устойчивости, создает механизм саморегуляции, защищающий от резких, неблагоприятных колебаний внешней среды. В тоже время, только при наличии другого механизма, способного обеспечивать постоянный источник развития интеллектуального потенциала, импульс постоянного совершенствования и обновления, совокупное производства становится полноценной саморегулируемой и саморазвивающейся системой.

Импульс стимулирования производства информации создает система управления, имеющая в своей основе принцип адекватной оценки результатов научно-технического творчества, обеспечивающий должное вознаграждение за труд, в результате которого создаются наиболее ценные продукты научного знания - новые источники Развития.

Адекватная оценка различных информационных продуктов, с установкой их создателям соответствующего материального вознаграждения, является главной задачей стимулирования производства информации. Если наиболее значительное вознаграждение будет выплачиваться за наиболее значительные для общества достижения, то действие такого принципа стимулирования обеспечит необходимый импульс воспроизводства наиболее ценной и полезной информации. Для общества останется задача точно и своевременно определять свои первоочередные потребности развития и устанавливать приоритеты значимости, которые будут задавать целевые ориентиры для различных направлений научно-технического прогресса.

Установка национальных приоритетов экономического развития, исходя из важнейших и первоочередных общественных потребностей, создает шкалу оценочных критериев значимости для информации научно-технических и инновационных решений, которые удовлетворяя той или иной системы задач общественного развития, будет соответствовать определенной степени приоритета общественной значимости, и претендовать на соответствующее вознаграждение их производителям.

Механизм производственных отношений, построенный на основе принципа общественной значимости, стимулирует непрерывное развитие процесса совокупного производства в заданных, общественно значимых приоритетных направлениях, превращая его в сбалансированную, развивающуюся систему.

Развитие любой простейшей, элементарной системы информации, так же, как и развитие глобальной макросистемы совокупного общественного знания всегда осуществляется в форме производственного процесса, и наоборот, любое элементарное производство научной информации, или процесс познания, есть не что иное, как преобразование системы информации из одного состояния, в другое состояние более совершенной системы знаний нового поколения.

Познание, как развитие - движение к совершенству, становиться способом существования (производства) любой полезной информации и является одной из важнейших закономерностей объективного и реального мира искусственных интеллектуальных систем.

Производство информации не всегда является развивающейся системой. Например, в различных системах управления процесс обработки информации осуществляется с использованием инструментальных средств (методов познания), которые создавались ранее, как продукты научно-технического творчества, и сейчас используются в совокупном производстве в качестве информации базы знаний общества. Такой процесс, хотя и является производством информации, но существует, как простая механистическая, неразвивающаяся система.

Простое производство не имеет в структуре процесса элемента творческого созидания и существует вне влияния факторов интеллектуального развития. В такой модели используется потенциал базы знаний в качестве источника развития, но этот потенциал не пополняется новыми знаниями произведенного продукта информации.

Простое обособленное производство информации (Рис.2) выполняется обыкновенным человеком - инженером, научным работником. Являясь важнейшим элементом системы производства ({Сп), он выполняет стоящую перед ним систему задач ({С), решение которой D связывается с профессиональным использования известных, созданных ранее обществом инструментальных средств подсистемы (Сп) из источника базы знаний, с целью преобразования и систематизации предметной подсистемы базы данных (Пт) в отдельных предметных областях научно-технического производства.

Например, это может быть программист, выполняющий задачу компьютерной обработки базы данных с использованием стандартных языков программирования. В этом случае компьютерная система "hard+soft" является типовым инструментальным средством производства Сп, а в качестве предмета труда Пт выступает исходная информация типичных баз данных, подлежащих обработке. Сам программист - субъект интеллектуального труда, обогащенный необходимым опытом и умением элементарной инженерной работы, выступает в качестве третьего компонента системы производства - средства труда (Ст).

Первая фаза производственного цикла заключается в разработке программистом алгоритма - метода решения задачи (Мр). Эта фаза интеллектуального труда происходит исключительно в голове нашего работника и целиком зависит только от его умения использовать предыдущий опыт решения подобных задач. Как правило, простейшие алгоритмы решения несложных задач хорошо известны, описаны в учебниках и легко доступны в базе знаний общества.

В этом случае, процесс простого производства информации не предполагает рождения принципиально новых методов познания и ориентирован только на типичные решенияD , производство которых связывается с умением субъекта Ст использовать известные (типовые) инструментальные средства Сп, и чаще всего применяется в сфере производства (обработки) оперативной информации управленческого характера.

Вторая фаза процесса включает в себя непосредственное производство - процесс решения системы задач D . Продуктом этой фазы производства является программа - информация, записанная как последовательность команд управления на языке машинных кодов или в других формах текстового представления, доступных и удобных для компьютерной обработки. Такая программа есть не что иное, как практическая реализация метода (алгоритма) Мр в информационную систему описания "шаг за шагом" технологии решения заданной системы задач .

Технологический этап непосредственного изготовления программы решения D также не является творчеством созидания, не связывается с открытием новых научных методов, и может быть осуществлен любым программистом, знающим нужные языки программирования и имеющим опыт составления подобных программ.

Завершающая третья фаза цикла включает в себя автоматическую компьютерную обработку базы данных Пт, осуществляемую по заранее изготовленной технологической программе D . Эта фаза выступает как серийное производство информации и легко выполняется с помощью стандартных технических машинных и математических средств. Реализация на техническом уровне программы D позволяет оперативно обработать всю последовательность элементов базы данных Пт и, тем самым, преобразовать ее в информационную систему нового поколения, более полезную и с новой потребительной ценностью для нужд экономики.

На стадии технического производства программа D имеет функциональное значение как элемент средства производства, создающий новую потребительную ценность для использования в рамках определенной предметной области. Как уже отмечалось, функциональная ценность продукта, как обособленная частица совокупного производства, всегда имеет общественное значение. Но если этот продукт не является источником, обеспечивающим развитие данной предметной области на качественно новый уровень, и метод изготовления данного продукта не имеет ни какого научного значения, то степень общественной значимости такого продукта не является приоритетной или ключевой и не оценивается среди других предметных задач в этой области.

Множество локальных задач одной предметной системы, при необходимости, может быть классифицировано по степени значимости, для выделения среди них ключевых, приоритетных решений. Решения всех остальных, неприоритетных и неключевых задач не подлежат оценке общественной значимости, и имеют нулевой уровень приоритета, соответствующий потребительной ценности оперативной информации управления производством.

Сферой использования программы решения D может быть локальная система управления отдельным предприятием, его подсистем бухгалтерского учета, планирования, статистики и т.д. Потребительная ценность подобного информационного продукта выражается в полезности его применения в производстве, облегчении механического труда ручной обработки информации, счета, статистики и т.д., и создании определенных удобств пользователю. Отношение потребительной ценности этого продукта, будет связано с его коммерческими свойствами как товара, и определятся продажной стоимостью в соответствии с потребительным спросом. Объем товарного производства подобных продуктов, выполненных в форме инструментальных информационных систем хорошо регулируется рыночным механизмом экономики и практически не нуждается в дополнительных методах стимулирования.

В тоже время, производственная ценность интеллектуальной продукции творческих решений, содержащей в себе информацию принципиально новых научных методов, том числе и с высоким уровнем приоритета общественной значимости, не всегда имеет свою явно выраженную прямую коммерческую ценность. В отсутствии условий свободной конкуренции, и особенно в системе государственного управления производством, необходим другой действенный механизм стимулирования научно-технического прогресса. В качестве такого механизма стимулирования творчества созидания выступает экономический регулятор общественной значимости, ориентирующий процесс на создание новых интеллектуальных источников развития совокупного производства.

Обособленная модель творческого, развивающегося процесса производства знаний (Рис.3.) предполагает выполнение его начального этапа в голове того же абстрактного человека, представленного как средства труда Ст в творческой системе {Тс производства информации. Можно предполагать, что субъект Ст имеет научную задачу исследовать отдельную область предметного знания Пт, с целью его систематизации и построения более современной модели, удовлетворяющей возросшим производственным потребностям. Так же предполагается, что существующих и известных методов решения подобных задач в общественной базе знаний пока не создано, и для выполнения своей цели данному субъекту потребуется вначале создать новое инструментальное средство производства информации Мр.

На вход в систему производственного процесса познания поступает старая, уже известная информация предметного знания, которую необходимо превратить из одного состояния в другое, из одной стадии развития перевести в новую, высшую стадию, или, попросту, создать на основе старого знания новую систему предметного знания - систему нового поколения.

Обособленный процесс познания, выступающий как частица совокупного производства информации, осуществляется отдельным человеком, вооруженным необходимым знанием и умением для осуществления интеллектуального труда. На начальном этапе производства, человек использует в качестве инструментария свой накопленный багаж знаний, и осуществляет обработку определенной частицы предметного знания, преобразовывая его в новую, более совершенную форму.

Когда для создания системы нового поколения человеку не хватает собственных знаний, он либо пытается найти недостающее в базе знаний методов производства из арсенала средств, уже известных человечеству, и когда этого также становится недостаточно, пытается изобрести что-то принципиально новое. И вот, то что он изобретает (открывает) как что-то новое - это уже становится продуктом не только производства, но и творчества, как высшей фазы производства информации, требующей помимо инструментального знания еще и элементов одухотворенного субъективизма, таких как интуиция, фантазия, вдохновение и других творческих способностей.

Когда создается принципиально новая система знаний, как продукт творческого созидания, на выходе первой стадии этого этапа производства сначала появляются информационная модель этой системы, т.е. ее прообраз, идея, замысел будущего состояния. Однако, помимо предметного описания будущего, потенциального состояния своей системы, этот замысел содержит в себе, также описание метода практического изготовления данной системы.

Двойственность информации, содержащейся в этих описаниях составляет целостность полученного продукта - информационной модели потенциальной системы знаний. Реализация потенциала вновь созданной модели в законченную предметную систему знания будет осуществляется на следующей, стадии производства информации, по заложенному в эту модель методу, но при этом, элементы творческого созидания на этой стадии уже проявляются в меньшей степени. Но в большей степени, что также немаловажно, проявляется необходимость профессионального выполнения технической работы по составлению детального описания создаваемой информационной системы, что требует определенной подготовки и знании методов научного изложения материала. На этой стадии уже допускается разделение интеллектуального труда с целью повышения его производительности.

Техническое описание модели всегда выполняется на конкретном языке, передающим текстовую форму содержания информации. Форма языка, является одним из средств систематизации, и должна быть, с одной стороны, пригодна для обработки информации, с другой стороны, удобна для ее дальнейшего потребления. Поэтому, на разных стадиях творческого производства используются неодинаковые языковые формы представления информации.

На стадии обработки (производства) в голове человека, информация обрабатывается в форме мыслей и образов, подобно, как в компьютерном "мозге" обработка информации осуществляется на языке машинных кодов. На выходе из системы производства информация преобразуется в новую текстовую форму, понятную для прочтения и удобную дальнейшего потребления.

Преобразование полученного на этапе творческого созидания нового полезного знания, из одной языковой формы индивидуальных мыслеобразов человека в другую, более в доступную и удобную для дальнейшего потребления текстовую форму технического описания предмета системы, и технологического описания способа ее непосредственного изготовления заканчивает цикл производства информации в первой фазе научного творчества.

 

3.3. Первая фаза цикла расширенного производства с элементами творческого процесса начинается с рождения идеи решения в форме гипотетического проекта, донаучного замысла, основанных на способностях предвидения, интуиции и творческой фантазии субъекта, и заканчивается на этапе ее преобразования и воплощения в информационную систему научного проекта - модели решения системы задач.

Информационная система модели решения Мр состоит из подсистем предмета Пт и метода Сп, и выполнена в форме описания технологической программы преобразования информационной модели в целостную систему решения D . Вместе две функциональные подсистемы предмета и метода составляют целостность информационной системы решения, потенциал которого заключается в способности служить интеллектуальным ресурсом в последующей фазе непосредственного производства системы D , заканчивающейся созданием реальных искусственных систем и предметов.

Например, тому же программисту, для решения своей, уже более сложной задачи , пришлось изобрести новый, оригинальный метод решения Мр. Этот метод может представлять собой новое, более удобное и эффективное средство управления базами данных, использование которого позволяет решить задачу компьютеризации управления одного локального предприятия, и, одновременно, дает импульсный толчок для решения аналогичных задач в системах управления других предприятий.

Функциональное значение данного изобретения заключается в ключевой роли его, как элемента информации среди множества других задач в системе управления локального предприятия, который является инструментальным средством преобразования ее из состояния устаревшей и не эффективной системы на качественно новый уровень развития, и делает ее системой управления нового поколения.

Общественная значимость подобного изобретения сразу выходит за рамки первоначальной системы задач, где является просто инструментальным средством управления локальным предприятием, и приобретает более высокую значимость научного метода в базе знаний общества. Обладая высоким потенциалом как источника развития целой отрасли информатики, и данный научный метод становится функциональным средством решения задачи серийного производства новых автоматизированных систем управления, создавая явление массовой инновации данного продукта в отраслях экономики.

Задача инновации научного метода Мр заключается прежде всего в преобразовании полученной информационной модели решения в опытный образец реального продукта на стадии внедрения в производство. Стадия внедрения является следующей фазой полного цикла научно-технического производства (Рис.4). Именно на этой стадии осуществляется искусственная материализация информационной модели решения в целостную систему решения задач D .

На втором этапе вновь созданный продукт, в виде информационной модели (проекта) будущей системы, поступает с выхода творческого производства Тп, на вход следующего этапа производства информации - непосредственного производства, или практического изготовления нового продукта. Теперь вновь произведенная модель системы становится инструментальным средством производства предметного знания нового поколения. Проект системы превращаются в реальную модель системы научного продукта, как часть совокупного общественного знания, на стадии преобразования из одной формы изложения экспериментальных результатов исследования в другую, строго структурированную форму специализированного языка конкретного раздела науки, к которому данная информация имеет предметное отношение.

Подобным образом происходит преобразование первого, сенсационного результата удачно проведенного исследования, в академическое изложение учебника, раскрывающим детальное содержание нового раздела науки.

Разделение интеллектуального труда, на этой стадии, приобретает широкий характер и обеспечивает участие в нем коллективного отряда научных работников с различным уровнем подготовки и специализации. В этот момент, достаточно отчетливо возникает необходимость адекватной индивидуальной оценки различных результатов интеллектуального труда. Главным недостатком и тормозом в любой системе стимулирования прогресса является примитивная уравниловка, нивелирующая различные результаты научно-технического творчества.

Любая, даже самая блестящая идея, сама по себе еще ничего не значит, пока не имеет под собой конкретной программы ее практического воплощения в жизнь и потребления в материальном производстве. Голая идея не имеет предметного значения и не является новым кирпичиком научного знания.

Поэтому идея - это есть только замысел проекта. Непосредственно проект создается, когда идея превращается в программу своего практического воплощения в жизнь. Программа производства новой потребительной ценности - это программа технической материализации научной мысли в реальную искусственную систему научно-технической продукции.

Программы материализации не могут осуществляться без экономического учета ограниченности материальных ресурсов и это условие рыночного регулирования является самым жестким ограничителем полета творческой фантазии научной мысли. Реальная технологическая программа производства обязательно должна включать в себя расчет последовательности шагов (операций) использования сырья, материалов, источников энергии, привязки к конкретному оборудованию, финансовым и трудовым ресурсам.

Далее, по этой программе будет осуществляться непосредственное производство новой модели заданного объекта. Когда информационная модель объекта содержит в себе единство идеи замысла и технологического метода его практического воплощения, она становится целостной системой прикладного знания и имеет значение функциональной ценности ноу хау для развития конкретной производственной системы.

Информационная система ноу хау включает в себя предметное описание его научной идеи и технологическое описание его метода изготовления "шаг за шагом". Такую же функциональную структуру имеет информационная система решения задачи, выполненная с использованием компьютерных средств искусственного интеллекта, и включающая в себя алгоритм идеи решения и программу автоматизированной обработки (производства) информации.

Функциональная ценность информационной модели объекта - ноу хау, предназначена для потребления в конкретной отрасли материального производства и по отношению к ее системе процесса является элементом средств производства.

В системе научно-технического производства на этой стадии формально продуктом является опытно-экспериментальный образец - материальная модель будущего серийного изделия. Но на самом деле опытный образец не имеет особой функциональной значимости в искусственной системе данного научного продукта и является всего лишь его предметной основой. Функциональное значение инструментального средства имеет другая подсистема научного продукта - информационное описание его секрета промышленного производства, или то что принято называть “ноу хау”.

Функциональная значимость ноу хау заключается его потенциале как инструментального средства для решения системы задач организации промышленного (серийного) производства разработанного продукта. На этом, заключительном этапе научно-технического производства осуществляется преобразование искусственной системы научного продукта в материальную систему товарного производства. При этом, потребительная ценность научного продукта превращается в потребительную стоимость его товарного воплощения.

Потребительная стоимость промышленных товаров, поставленных в серийное производство, обеспечивает насыщение рынка новейшими высокотехнологичными продуктами научно-технического производства до полного удовлетворения системы задач потребительного спроса.

В научной сфере последняя стадия - непосредственное производство картины предметных знаний осуществляется уже по известному и разработанному научному методу познания (производства информации), и является наиболее технологичным и управляемым процессом, поддающимся автоматизации, но при этом, содержание элементов творчества здесь уже существенно уменьшается.

Детальное и последовательное применение готовых, уже известных и опробованных методов, на этапе массового потребления в отраслях совокупного знания и любых других сферах человеческой жизни, позволяет осуществлять реконструкцию, переписывать заново глобальные картины реального предметного мира с более глубоким и продуктивным содержанием. Этот этап является завершающим в производственном цикле развития системы совокупного знания, и одновременно, он является начальным этапом нового цикла развития.

В момент, когда реконструкция системы заканчивается, потенциал инструментария известных методов познания остается исчерпанным, возникает потребность в создании нового метода производства, интеллектуальный потенциал которого будет достаточным для нового витка развития, целью которого будет новая реконструкция и создание все более совершенной предметной картины мира в системе знания следующего поколения.

В научно-техническом производстве завершение одного производственного цикла решением задачи удовлетворения потребительного спроса на данный продукт открывает новый цикл с постановки задачи на создание следующего поколения модели продукции.

Развивающаяся система производства информации включает в себя следующие элементы циклического процесса:

Первый этап:

1. Использование известной информации об имеющих потребительный спрос предметах производства.

2. Операционная обработка предметной информации с использованием творческих способностей человеческого интеллекта в качестве средств производства.

3. Творческое решение задачи - создание информационной модели продукта из оригинальной идеи, замысла и технологической программы его практического изготовления.

Второй этап:

1. Использование информационной модели в качестве средства производства.

2. Практическая реализация технологической программы в материальном производстве.

3. Создание продукции - опытного промышленного образца выпускаемой продукции и его технологическое описание - ноу хау.

Третий этап:

1. Использование опытной технологии производства в качестве метода для серийного производства.

2. Начало промышленной эксплуатации новой технологии, серийное выпуск разработанного продукта.

3. Удовлетворение потребности в данном продукте и зарождение нового спроса.

Рассматривая отдельные фазы производственного цикла, можно заметить, что каждая из них является составляющим элементом всей системы процесса. Но при этом, первая фаза - творческое производство новой модели имеет приоритетное, наиболее важное значение интеллектуального источника развития системы, потому как является по отношению ней средством производства нового полезного знания.

Если вся система производства создается как комплексная программа развития конкретной отрасли экономики, можно определить неодинаковое функциональное значение отдельных элементов (подсистем) этой развивающейся системы - творческого процесса создания метода, алгоритма программы решения задачи, технического исполнения программы этого решения в готовый продукт, а также серийного автоматизированного производство данного продукта, налаженное по данной программе, которая также может служить аналогом для изготовления подобных продуктов в смежных отраслях.

Поиск нового метода решения задачи есть тонкий творческий процесс рождения новой научной мысли, это всегда открытие новой, неведомой ранее страницы из мира непознанного, расширяющее жизненное пространство человечества, составляющее бесценный потенциал могущества цивилизации.

Создание новой модели научно-технического продукта, это такой же не менее творческий процесс разработки уникального изделия, потенциально способного завоевать потребительный рынок и всегда представляющего собой большую коммерческую ценность секрета промышленного производства - ноу хау.

Создание реальной системы промышленного производства разработанной модели также должно иметь важные элементы творчества, связанные с организацией и управлением этого процесса, способного решить главную задачу экономики - удовлетворение потребительного спроса.

На каждом из этих трех этапов необходимо отличать различные по характеру труда элементы процесса производства. Труд человека, осуществившего творческую работу, связанную либо с поиском и открытием новой страницы фундаментального или прикладного знания, либо с решением нестандартных, оптимизационных задач экономики и управления, отличается по своему характеру и системному функциональному значению от труда остальных участников производства, обеспечивающих непосредственное преобразование информации конструктивных решений в продуктивные системы, доступные и удобные для дальнейшей переработки или потребления.

Очевидно, что творческое создание нового метода - программы решения задачи, имеет более важное, приоритетное значение по сравнению с производством системы информации предметного знания, осуществляемое по этой программе, и тиражированием подобных информационных систем по аналогии созданного метода.

Не менее очевидно, что только наличие в процессе производства информации характерной функциональной подсистемы творческого созидания научной мысли, делает весь процесс развивающейся системой.

Однако истинная оценка значимости продуктов научно-технического творчества может осуществляется на стадии его потребления в отраслях совокупного производства.

Зарождаясь на этапе творческого созидания, и пройдя технологическую стадию преобразования в целостную систему информации научного знания, далее этот продукт поступает с выхода процесса производства информации на вход материального промышленного производства, и потребляется в его системе в качестве элемента средств производства. Потребительная ценность такого информационного продукта, попадая в систему материального производства, приобретает соответствующую функциональную ценность, и, являясь частицей глобального процесса совокупного общественного производства, становится носителем общественной значимости.

Оценку общественной значимости своего интеллектуального потенциала всегда получают научные методы и инструментальные средства производства, но они не являются самоцелью развития, цель познания - новое предметное знание, и цель производства - удовлетворение потребительного спроса.

Фактическая функциональная значимость любого вновь созданного информационного продукта всегда имеет определенное отношение к конкретной промышленной системе, для потребления в которой в качестве интеллектуального ресурса он создавался и был предназначен. Но это, отношение всегда является частицей общественной значимости, как элемента макросистемы всего совокупного общественного производства.

Человек, который однажды сумел произвести на свет информационный продукт с функциональным значением средства производства, обеспечивающий потенциал развития для отдельного предприятия, одновременно является создателем научного метода, как системы знаний нового поколения в своей определенной области.

Его новый научный метод, пополнивший общественную базу знаний, теперь сможет применяться также в смежных областях научного знания, и давать такой же импульс развития для подобных предметных систем в аналогичных областях.

Очевидно, что чем шире потенциальные области применения научного метода в качестве источника развития, тем выше оценивается интеллектуальный потенциал этого продукта в категории общественной значимости.

Совокупность смежных областей, как правило, составляет целостность более крупной внешней системы, например, отраслевого масштаба. В таком случае, новый продукт информации, имея функциональное значение источника развития в системе производства своей области, приобретает еще одну оценку общественной значимости как научный метод с интеллектуальным потенциалом для развития крупной отрасли знаний (научной теории) в системе совокупного обшественного знания.

Уровень общественной значимости этого продукта будет соответствовать месту, которое имеет данная отрасль знаний в иерархии государственных приоритетов страны, установленного для каждого крупного научного направления. Этот уровень как критерий будет давать оценку глубины научного потенциала конструктивного решения.

Дальнейшее определение степени общественной значимости информации нового научного метода связывается с идентификацией его как ключевого или не ключевого элемента решения системы задач развития всего научного направления и превращения его в систему знаний нового поколения.

Точно также определение уровня производственного потенциала и степени общественной значимости любого конструктивного инновационного решения, имеющего локальную функциональную значимость технологического секрета ноу хау связывается с нахождением уровня его потенциальной системы задач в иерархии государственных отраслевых приоритетов экономики, и места среди множества ключевых и не ключевых проблемных задач совокупного производства.

Среди базовых отраслей национальной промышленности традиционно приоритетным является производство средств производства. Поэтому производственный потенциал инновационных решений, обеспечивающих развитие отраслей средств производства, определяет его отношение общественной значимости с более высокой степенью приоритетности по отношению к другим решениям, обеспечивающих равное развитие предметных отраслей совокупного производства.

В науке, как и в любых других отраслях совокупного производства, среди множества элементов решений, составляющих целостность данной системы, наиболее высокую в иерархии степень приоритетов “А” имеют решения инструментальных проблем, значимость которых может оказаться ключевой для развития данной отрасли.

В тот момент, когда программист изобрел принципиально новую систему управления базами данных, он создал не только инструментальное средство для обработки информации локального производства, он еще и открыл новое научное направление в информатике. Теперь его изобретение, с одной стороны, имеет значение ноу хау с производственным потенциалом развития автоматизированных систем управления, и может с успехом продаваться во всех отраслях производства, и , с другой стороны, общественная значимость его интеллектуального потенциала может быть определена еще выше, на ступеньке приоритетов развития научной системы информатики, среди ключевых значений других проблемных направлений этой важной инструментальной отрасли прикладного знания в макросистеме совокупного производства.

А поскольку в развитых индустриальных странах мира приоритет отрасли информатики должен устанавливаться наряду с важнейшими стратегическими приоритетами развития, тогда фактор материального стимулирования, соответствующий уровню приоритета, делает отрасль особо привлекательной, в том числе и для молодых людей, вкладывающих свой интеллектуальный потенциал в наиболее бурно развивающиеся отрасли научно-технического прогресса.

Оценка общественной значимости осуществляется не только по тому, к какому уровню в иерархии приоритетных отраслей совокупной макросистемы относится информация интеллектуального источника развития, но и потому, какое место занимает данный источник в иерархии множества ключевых элементов системы решений, обеспечивающих развитие стратегического направления (отрасли) совокупного производства.

Так мы видим, что в отраслях средств производства научно-технического прогресса, в качестве наиболее приоритетных направлений выступают такие области знания, как информатика, автоматика, системотехника, робототехника и др., которые являются инструментальными системами по отношению к базовым предметным отраслям совокупного производства. Но производственный потенциал изобретений и ноу хау в той же информатике не может определятся только потому, насколько широко они охватывают определенные предметные области, так как диапазон действия этих средств практически безграничен.

Например, когда программист начинает совершать переворот в области управления базами данных, ему вначале потребуется создать новый научный метод в информатике. При этом, в качестве области предметного знания для него выступает старая модель автоматизированной обработки информации, и для того, чтобы создать новую систему управления базами данных, ему потребовалось разработать не больше и не меньше, как новый математический язык программирования. Это может быть новейшее инструментальное средство, позволяющее с помощью интерактивной многооконной графики легко и доступно конструировать свои собственные базы данных каждому пользователю на своем рабочем месте и в любой предметной области совокупного производства.

Производственный потенциал такого изобретения сразу приобретает огромную коммерческую ценность, обеспечивая удовлетворение потребительного спроса практически на всех уровнях совокупного производства, внедряясь в каждый элемент ее глобальной макросистемы, и дает лавинообразный толчок развития в системах управления бесконечного количества отдельных предметных областей, где имеются объемные базы данных, требующих автоматизированной обработки. Разработчики подобных продуктов типа “Miсrosoft Windows” имеют возможность создать свое предприятие как одну из самых прибыльных во всем мире корпораций.

Одновременно толчок развития получает вся отрасль информатики, которая выступает, как одна из самых динамично развивающихся современных отраслей научного знания о средствах обработки информации. Среди множества других прикладных проблем информатики, развитие автоматизированных систем управления базами данных выступает как предметная, и, может быть, не самая приоритетная научная задача. Но если при разработки метода производства новой модели автоматизированного управления потребовалось создание принципиально новых инструментально-языковых средств программирования, которые уже могут быть использованы в самых различных сферах автоматизации промышленности, то интеллектуальный потенциал данной системы научного знания получает оценку значимости с самым высоким значением приоритета среди других предметных задач информатики.

Таким же образом мы можем увидеть, что наиболее значительные изобретения и открытия тем и характеризуются, что создаваясь как методы решения отдельных задач, они способны давать импульсы развития практически во всех предметных областях совокупного производства, и одновременно обеспечивают развитие макросистемы совокупного общественного знания на шаг в эволюции прогресса. Отношение общественной значимости научного потенциала таких суперпродуктов производства информации выходит за рамки национальных экономических макросистем отдельных государств и становится бесценным достоянием совокупного потенциала цивилизации.

                                          Back

 

Copyright © 2002 C Type

23-04-2003