Пилипенко Т.А.
ст. гр. МИД – 07м
Руководитель: Хобта В.М., д.э.н. профессор
Государственное высшее учебное заведение
«Донецкий национальный технический университет»
Повышение конкурентоспособности украинских предприятий может быть обеспечено только на основе ускорения инновационных процессов, которые должны обеспечить рентабельное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансирового, коммерческого, административного или иного характера. Реализация этих задач возможна только при наличии необходимого количества финансовых ресурсов.Это требует глубокого анализа источников финансирования и отбора только тех из них, которые могут обеспечить максимально эффективный инновационный процесс.
Вопросами теоретических основ финансирование инноваций в Украине связаны с именами отечественных и зарубежных специалистов. Значительный вклад внесли ученые-экономисты: Валдайцев С.В., Воробьев В.П., Громека В.И., Хобта В.М., Кравченко С.И., Кабаков В.С., Лапин Н.И., Миндели Л.Э., Друкер П., Санто Б., Твисс Б., Фостер Р., Фримен К., Шумпетер И. и др. В тоже время требуют уточнения вопросы классификации источников финансирования, разработка государственной поддержки, разработка венчурного финансирования
.Осуществление инноваций в Украине связаны с возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, среди которых можно выделить следующие: собственные средства предприятия; бюджетные ассигнования; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР; кредитные ресурсы и иностранные инвестиции.
Мировая практика предлагает широкий спектр инструментов финансирования ииновационной деятельности, но проблема заключается в том, чтобы с учетом мирового опыта и конкретных условий выбрать наиболее эффективные инструменты для данного региона или страны в целом. В настоящее время к ним можно отнести: венчурные механизмы финансирования инноваций; частные капиталовложения в сферу НИОКР и освоение новых технологий; привлечение иностранных инвестиций.
Основным источником финансирования являються собственные средства предприятия (прибыль и амортизация) или средства собственника. Практически единственной действующей сегодня государственной формой поддержки является специальный режим инновационной деятельности, предусмотренный Законами Украины «Об инновационной деятельности» и «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков…». Изначально законодательство предусматривало государственную поддержку в виде налоговых и таможенных льгот. По мнению экспертов, эти льготы могли обеспечить компенсацию не более 10–12% затрат предприятий на выполнение инновационных проектов. Незначительный вклад в финансирование инновационной деятельности вносят банки, это связано с тем, что население не желает вкладывать средства на депозиты (срочные и сберегательные), а также банки получают средства от населения и предприятий на короткий срок, поэтому кредиты предприятиям и организациям выдаються чаще всего на срок не больше 1года, что недостаточно для инноваций. Совсем не используют на Украине такие перспективные источники финансирования инноваций как средства от выпуска корпроративных облигаций и эмиссии акций.
Заметное влияние на приток частных инвестиций в инновации играют более универсальные меры макроэкономического регулирования – ставка банковского процента, уровень налогообложения прибыли предприятий и доходов граждан, величина ставки налога на операции с ценными бумагами и др. Венчурные инвестиции – инвестиции, направленные непосредственно в акционерный капитал организаций в обмен на акции этих организаций. Венчурное инвестирование в Украине осуществляется недостаточно активно. Финансовый риск венчурного инвестора может оправдать только соответствующее вознаграждение, под которым понимают возврат на вложенный капитал выше среднего уровня. Однако негативным фактором выступает низкая ликвидность инвестиций венчурного капитала, поскольку нет доверия к компаниям на мировых рынках и отсутствие опыта приобретения компаний крупными предприятиями.
В сложившейся ситуации необходимо провести ряд инициатив, которые могут быть следующими:
- прямое государственное финансирование выбранных приоритетных направлений развития техники и базовых технологий и наукоемких проектов (особенно в стартовый период), которые становятся объектом государственных целевых программ (с последующей их передачей рыночному сектору), а также проектов в нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке, образовании, культуре, здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и правопорядке, государственном управлении);
- использование оправдавших себя в мировой практике каналов притока частных инвестиций в результате продажи акций компаний, осуществляющих базовые инновации;
- формирование и развитие системы венчурного финансирования высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с учетом зарубежного опыта и с частичным участием государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
- привлечение отечественных, иностранных и международных банков и фондов к финансированию проектов и программ, реализующих приоритетные базовые технологии и пользующихся поддержкой государства.
Эти инициативы приведут к возможностям расширить инновационную деятельность в Украине и выявить её положительные стороны, привлечение отечественных, иностранных и международных банков и фондов к финансированию проектов и программ, и использование венчурного финансирования позволит повысить эффективность инновационных процессов.