КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.ИРКУТСКЕ НА 2008-2020 ГОДЫ

Автор: Е.Ю.Семенов, начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации г. Иркутска
Источник: Оригинал

Введение

Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008- 2020 гг. (далее – Концепция) разработана в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008-2020 годы.
Программа комплексного социально-экономического развития г. Иркутска на 2008-2020 годы выделяет в качестве одного из приоритетов развития г. Иркутска – «Иркутск – центр инновационной экономики», что предусматривает широкую поддержку науки, образования и инновационного сектора экономики.
Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске определяет цели и задачи формирования политики органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности, даёт оценку текущему состоянию экономики и предполагает наиболее эффективные варианты развития на долгосрочный период с учётом достижения комплексной стратегической цели социально-экономического развития г. Иркутска – значительного повышения уровня и качества жизни населения.
Целью разработки концепции является обеспечение интеграции усилий органов местного самоуправления города Иркутска, частного бизнеса и институтов гражданского общества в повышении качества и уровня жизни населения города – через динамичное развитие инновационной экономики.
Задачами разработки Концепции являются: Определение ключевых проблем и конкурентных преимуществ в инновационной деятельности города. Определение возможных сценариев развития инновационной деятельности в г. Иркутске, их эффективность и необходимое ресурсное обеспечение. Обоснование наиболее эффективного для города сценария развития инновационной деятельности. Определение механизмов реализации выбранного сценария реализации Концепции с указанием индикаторов, необходимых ресурсов и их источников, а также схемы мониторинга реализации Концепции.
В рамках подготовительного этапа разработки Концепции проведен анализ инновационных потребностей города и инновационных возможностей научно-образовательного комплекса г. Иркутска. Определены возможные пути и формы содействия со стороны органов местного самоуправления города Иркутска внедрению инновационных решений в деятельность хозяйствующих субъектов города. Рассмотренные проблемные вопросы были представлены в виде Аналитической записки.
Кроме того, в рамках аналитической записки освещены следующие вопросы: причины невостребованности научных разработок и неудовлетворенности практических запросов города; наличие инновационных разработок научно-образовательного комплекса города, готовых к внедрению; потенциал разработки инновационных решений научно-образовательным комплексом города; текущие и перспективные потребности в инновационных решениях в городе.
Концепция содержит: введение; краткий анализ сложившейся в г. Иркутске ситуации с поддержкой инновационной деятельности; определение возможных сценариев, а также выбор и обоснование оптимального сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг.; цели и задачи выбранного сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске с указанием механизмов реализации выбранного сценария, а также схему мониторинга Концепции.

I. Основные понятия, используемые в Концепции

В настоящей Концепции используются следующие определения: - бизнес-инкубатор – организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала; - венчурный фонд – фонд, аккумулирующий финансовые средства для инвестирования в высокорисковые высокотехнологичные инновационные проекты. Фонд вкладывает средства путём приобретения акций или долей новой компании на ограниченный срок (до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью, но обычно не более чем на 7 лет). Продажу своей доли компании фонд осуществляет, когда коммерциализация компании позволяет ей выйти на пик рыночной стоимости, и, следовательно, дать фонду максимально возможную прибыль; - инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; - инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с ним дополнительные научные исследования и разработки; - инновационная организация – организация, осуществляющая инновационную деятельность; - инновационная политика – определение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; - инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая и т.д.) – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций (нововведений); - инновационная продукция (работы, услуги) – результаты инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности; - инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой политики в области развития инновационной системы; - инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; - инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности; - инновационный проект – система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы и направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения инновации; - инновационно-технологический центр – имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг; - инфраструктура инновационной деятельности – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, коучинг-центры по венчурному предпринимательству, ассоциации и иные другие объединения бизнес-ангелов, учебно-деловые центры и другие специализированные организации), но не принимающей в ней непосредственного участия; - технопарк – объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности; - центр трансфера технологий – организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.).

II. Инновационные потребности и возможности города Иркутска

Иркутск является административным центром Иркутской области, столицей одного из наиболее динамично развивающихся регионов Сибири. В Иркутской области активно формируется инфраструктура инновационной деятельности, которая в настоящее время включает 12 общеобластных элементов, в том числе Областной технопарк, Региональный центр развития инновационной деятельности, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональную школу инновационного менеджмента, Технопарк ИрГТУ, Байкальский центр трансфера технологий, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству и др. Центром инновационной активности Иркутской области является город Иркутск. В нем сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах РФ научный, научно-технический и образовательный потенциал и располагаются все элементы создаваемой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В городе Иркутске 3 ВУЗа ведут подготовку кадров для инновационной деятельности (Иркутский государственный университет, Иркутский государственный технический университет и Иркутский государственный университет путей сообщения). Кроме этого, постоянно действует Региональная школа инновационного менеджмента. Поддержка и регулирование инновационной деятельности в г. Иркутске осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» от 05.05.2004 №21-оз, «Положением о конкурсе инновационных проектов», утвержденном Постановлением Губернатора Иркутской области от 20.08.2004 г. №413-П, в соответствии с которыми из областного бюджета выделяются субсидии для реализации наиболее перспективных проектов. В ноябре 2006 г. в структуре администрации г. Иркутска было создано управление по стратегическому развитию и инновационной политике, которое призвано сформировать основные направления инновационной деятельности в городе Иркутске и создать условия для их реализации. Уровень инновационной активности предприятий в г. Иркутске постоянно растет. По данным обследований она выросла с 3% в 1999 году до 10,2% в 2006 году (в России – 9,7% и в Сибирском федеральном округе – 7,7%). Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 1999 году в Иркутской области и г. Иркутске инновационной деятельностью занимались 20 организаций различных отраслей экономики, в 2000 году - 14, в 2001 году - 22, в 2002 году - 29, в 2003 году - 35 организаций, в 2004-году – 31, в 2005 году -38, в 2006 году - 31. Это акционерные общества «Ангарская нефтехимическая компания», «Иркутскэнерго», Иркутский авиационный завод – филиал НПК «Иркут», ОАО «Иркутский мясокомбинат», «Иркутскэнергоремонт» и другие. Основная часть нововведений была проведена в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта. В 1999 г. насчитывалось 15 предприятий, имеющих готовые инновации в течение последних трех лет, а в 2003 г. – 34 предприятия, в 2004 г. – 30; в 2005 г. – 41 предприятие; в 2006 году – 47 предприятий. В 2006 году 16 предприятий г. Иркутска приобрели новые технологии, в том числе 8 из них приобрели новые технологии за пределами Российской Федерации. Восемь предприятий участвовали в разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок. Ими было выполнено 46 совместных проектов. В силу различных экономических и производственных факторов были задержаны, остановлены и даже не начаты 68 инновационных проектов (в 2005 г. – 26 проектов). Затраты на технологические инновации составили 3796 млн. рублей, из них 59% – на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Как и в прошлые годы, затраты производились в основном, за счет собственных средств предприятий (91%). В 2006 г. 27 предприятий осуществляли организационные инновации. Среди них такие, как разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления, реализация мер по развитию персонала, аутсорсинг и другие. Десять предприятий занимались маркетинговыми инновациями, такими как внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг, реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта, внедрение новых концепций презентации товаров в торговле и т.д. Вместе с тем, инновационная деятельность в г. Иркутске в последние годы развивается недостаточно активно. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки остаются ниже российского уровня. Наиболее восприимчивыми к инновациям являются малые и средние предприятия. В г. Иркутске выстроена система поддержки малого бизнеса. В частности, принята муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, оказывается содействие участию в конференциях и семинарах, проводятся бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, компенсируются затраты по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Муниципальной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, в качестве одного из приоритетов в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства обозначена инновационная деятельность. Поддержка, предусмотренная данной программой, может привести к мультипликативному эффекту, в случае разработки специальной целевой программы поддержки инновационной деятельности в г. Иркутске. Необходимым условием для достижения этого эффекта является также дальнейшее развитие единой муниципальной инновационной системы, которая к настоящему времени еще не сложилась. Есть лишь отдельные ее элементы, которые являются одновременно элементами региональной инновационной системы. Муниципальная инновационная система должна включать в себя, в частности, поддерживающую инфраструктуру (муниципальные учреждения и предприятия). Важнейшими факторами, сдерживающими внедрение инновационных решений в городе Иркутске, являются:

Общие факторы Отсутствие механизмов реализации законодательства об охране интеллектуальной собственности.
Отсутствие целевых муниципальных программ, содействующих приоритетному использованию уже внедренных инноваций для повышения качества жизни горожан.
Недостаточность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
Отсутствие муниципального заказа на инновации.
Отсутствие координации в инновационной деятельности научных институтов Иркутского научного центра (ИНЦ) СО РАН, ВУЗовской науки и администрации г. Иркутска.
Отсутствие единой скоординированной системы трансфера технологий в институтах ИНЦ СО РАН и ВУЗах.
Выбор направлений академических исследований без учета конкретных потребностей города и рыночного спроса.
Низкая эффективность внедрения научных разработок. Причиной этого является отсутствие в университетах и прикладных институтах стимулов проведения прикладных исследований, имеющих рыночную направленность.
Отсутствие координации взаимодействия между институтами ИНЦ СО РАН, ВУЗами и органами местного самоуправления в реализации инновационных разработок в интересах города.
Низкие темпы развития трансфера технологий
Недостаточное количество центров трансфера технологий.
Слабая информированность разработчиков и предпринимателей о возможностях сетей трансфера технологий.
Низкий спрос на инновации со стороны бизнеса
Высокая стоимость нововведений, недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства.
Высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от использования.
Отсутствие специалистов по внедрению организационных инноваций – разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления, реализация мер по развитию персонала, аутсорсинг и др.
Неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций
В настоящее время в г. Иркутске слабо представлены компоненты кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры инновационной системы, фактически они находятся в зачаточном состоянии.
В г. Иркутске отсутствуют институты инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития (венчурные фонды).
В г. Иркутске не институциализирована инвестиционная деятельность «бизнес-ангелов».
Отсутствуют действующие целевые программы поддержки инновационной деятельности как в институтах ИНЦ СО РАН, ВУЗах, так и поддержки частных инновационных бизнесов.
Неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности
Отсутствие специализированных городских элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Созданные в настоящее время элементы ориентированы в основном на решение проблем области.
Недостаточное количество инкубаторов, технопарков, инновационно-технических центров, центров трансфера технологий.
Слабое кадровое обеспечение инновационной системы
Иркутск является крупнейшим образовательным центром, однако сохраняется высокий дефицит квалифицированных инженерных кадров для инновационных предприятий.
ВУЗы г. Иркутска практически не готовят специалистов-менеджеров для сферы инновационно-технологического бизнеса (включая подготовку инновационных брокеров, а также специалистов управления инновационными бизнесами и венчурными фондами).

III. Возможные сценарии развития инновационной деятельности в городе Иркутске

По результатам проведенного анализа развитие инновационной деятельности в городе Иркутске возможно на основе реализации трех сценариев:
1. «Поддержка существующей инновационной инфраструктуры».
2. «Развитие существующей инфраструктуры и целенаправленная подготовка кадров для инновационной деятельности».
3. «Иркутск – центр инновационной экономики».
Количественные параметры указанных сценариев рассчитаны по данным собственных исследований Регионального центра развития инновационной деятельности ИрГТУ, проведенных в 2006 году в рамках выполнения проекта по заказу Министерства образования и науки РФ «Исследование инновационного потенциала развития Иркутской области».

Сценарий 1: «Поддержка существующей инновационной инфраструктуры» Данный сценарий развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг. предполагает, что муниципальная инновационная система не получит дальнейшего поступательного развития, а инновационная политика будет основана только на поддержке существующей инновационной инфраструктуры, которая будет в незначительной степени удовлетворять лишь текущие потребности города.
Созданные элементы инфраструктуры будут направлены на удовлетворение в большей степени текущих потребностей города. Поэтому данный сценарий развития инновационной деятельности в г. Иркутске является пассивным, не учитывающим существующие и перспективные потребности города в контексте его комплексного социально-экономического развития.
При реализации мероприятий в рамках сценария ожидается двукратное увеличение числа малых и средних инновационных компаний, по сравнению с 2006 годом. Доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет в 2020 году незначительно, менее чем в 2 раза. Число занятых в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства вырастет на 30% относительно 2006 года.
Ожидается, что доля доходов бюджета г.Иркутска, полученных за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве, в общем объёме доходов за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, составит не более 10% в 2020 году.
Реализация данного сценария не позволит в дальнейшем сохранить сложившиеся позитивные тенденции развития инновационной системы г. Иркутска.
Предполагается, что на поддержание созданной инфраструктуры инновационной деятельности администрация г. Иркутска будет выделять ежегодно не более 2 млн. рублей.
Кроме того, предполагаются внебюджетные источники, наличие которых обусловлено существующими затратами, осуществляемыми организациями, на базе которых созданы функционирующие элементы поддерживающей инфраструктуры. Ежегодно эти организации (институты ИНЦ СО РАН, ВУЗы и иные организации) участвуют в различных конкурсах и привлекают средства на поддержку своей деятельности.

Сценарий 2: «Развитие существующей инфраструктуры и целенаправленная подготовка кадров для инновационной деятельности»
В рамках данного сценария усилия будут сосредоточены, как на поддержке существующих элементов инновационной системы, так и на создании экономических стимулов для формирования новых элементов на базе действующих ВУЗов и институтов ИНЦ СО РАН. Такой подход позволит существенно сократить затраты на создание инновационной инфраструктуры и, соответственно, аккумулировать ресурсы на тех направлениях, которые с точки зрения эффективности возврата вложений будут наиболее перспективными.
В состав инфраструктуры будут вовлечены не только уже существующие областные и университетские технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коучинг-центры, но и созданы исключительно муниципальные элементы. Акцент будет поставлен на развитие в городе центров трансфера технологий и инновационно-технологических центров. В то же время, новый муниципальный инновационный бизнес-инкубатор создаваться не будет. Вместо этого будут выработаны инструменты дополнительной муниципальной поддержки инновационных компаний, работающих в Иркутском областном бизнес-инкубаторе, поскольку 95% его резидентов зарегистрированы на территории г. Иркутска.
Появление новых специальностей в ВУЗах города Иркутска для снижения дефицита квалифицированных инженерных и управленческих кадров в инновационной сфере будет определяться исключительно спросом на рынке труда без специальной поддержки со стороны органов местного самоуправления города Иркутска.
В рамках данного сценария продолжится реализация муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, предполагающей поддержку, в том числе и инновационных предприятий. Кроме того, будет оказываться содействие участию в конференциях и семинарах, проводиться бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, а также компенсироваться затраты по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Мероприятия сценария позволят увеличить число действующих малых и средних инновационных компаний практически в 6 раз. Доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет к 2020 году почти в 5 раз, относительно 2006 года, а численность занятых в сфере инновационного предпринимательства вырастет на 60%.
Ожидается, что доля доходов бюджета г.Иркутска, полученных за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве, в общем объёме доходов за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, составит не более 20% в 2020 году.
Реализация сценария предполагает выделение достаточно существенных средств из бюджета города Иркутска, а также привлечение внебюджетных источников на принципах паритетного финансирования расходов на инфраструктуру и реализацию программ по кадровой подготовке и переподготовке специалистов инновационной сферы.
Внебюджетные источники будут включать средства институтов ИНЦ СО РАН, ВУЗов, прикладных институтов, а также средства иных организаций, претендующих на получение бюджетных средств города на конкурсной основе.
Слабой стороной данного сценария является то, что он направлен преимущественно на поддержку развития малого инновационного предпринимательства и мало учитывает потребности в инновациях организаций, учреждений и предприятий г. Иркутска. Кроме того, город Иркутск отнесен к категории исторических городов России и строительство новых крупных промышленных предприятий на его территории невозможно. Поэтому инновации должны быть направлены на развитие экологически чистых, наукоемких производств, чего данный сценарий не предполагает.

Сценарий 3: «Иркутск – центр инновационной экономики»
Реализация данного сценария предполагает поступательное развитие муниципальной инновационной системы, разработку и реализацию муниципальной инновационной политики, обеспечивающей опережающие темпы развития инновационной деятельности в г. Иркутске, как центре инновационной экономики Сибири и Дальнего Востока.
Ключевой особенностью сценария является сочетание имеющегося экономического потенциала города, основанного на традиционных отраслях и сферах муниципального хозяйства, с возможностями опережающего роста, за счёт широкого внедрения и использования инноваций. Особую роль в этом типе развития инновационной деятельности должен сыграть имеющийся инновационный потенциал научно-образовательного комплекса г. Иркутска в сочетании с поддержкой со стороны органов местного самоуправления города Иркутска и возможностями трансфера технологий.
Создание финансовых институтов, инвестирующих в инновационные бизнесы на принципах частно-муниципального партнёрства, даст необходимый толчок к взрывному росту малых инновационных компаний и позволит довести долю инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции до самых высоких показателей. Это, в свою очередь, приведёт к росту налогов в бюджет города (создание добавленной стоимости на территории города), повышению занятости горожан и росту экономики г. Иркутска в целом.
Стратегическими направлениями реализации сценария являются:
- создание условий для эффективной деятельности структур, направленных на поддержку малого и среднего наукоёмкого предпринимательства, а также внедрения инноваций на существующих крупных промышленных предприятиях города.
- развитие благоприятной деловой среды, предполагающей создание инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций;
- создание благоприятной информационной среды для привлечения в город инновационных инвесторов (венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.);
- разработка и принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Иркутска, стимулирующих деятельность в инновационной сфере;
- развитие муниципальной инновационной системы, обеспечивающей темпы опережающего развития инновационной деятельности;
- развитие коммуникативных площадок, таких как венчурные ярмарки и венчурные форумы, способствующих привлечению в город инвесторов, трансферу технологий и обмену передовым опытом в сфере инновационного предпринимательства;
- определение потребностей города в подготовке специалистов в сфере инновационного предпринимательства и стимулирование открытия соответствующих специальностей в ВУЗах города.
В рамках реализации сценария «Иркутск – центр инновационной экономики» предполагается разработка муниципальных целевых программ развития инновационной деятельности, включающих реализацию комплекса необходимых мероприятий.
Реализация сценария позволит увеличить число действующих малых и средних инновационных компаний более, чем в 10 раз, по сравнению с 2006 годом. Кроме того, доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет в 10 раз, а число занятых в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства вырастет более чем на 100 % относительно 2006 года, что позволит увеличить долю прироста доходной части бюджета г. Иркутска за счет налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве не менее чем на 50%.
Таким образом, реализация данного сценария позволит городу Иркутску создать все необходимые условия для эффективного взаимодействия науки, образования, инновационной сферы и органов власти города. Такое взаимодействие создаст необходимую базу для повышения качества и уровня жизни населения города через динамичное развитие инновационной экономики и позволит Иркутску стать лидером инновационного развития среди городов Сибири и Дальнего Востока.
Исходя из анализа трех представленных сценариев развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг. наиболее перспективным является сценарий «Иркутск – центр инновационной экономики».