Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы


Автор: А.И.Савенков, Председатель Липецкого областного Совета депутатов
Источник: Наука и инновации в регионах России

Введение

Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала области на 2005 - 2010 гг. направлена на переориентацию экономики Липецкой области на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей области, обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий. Реализация Программы приведет к диверсификации производства на территории Липецкой области с увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, создает более широкие возможности для внедрения изобретений, высокоэффективных рационализаторских предложений, патентования, лицензирования новой техники, стимулирования ее создателей. Основу приоритетных разработок и технологий должны составлять способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности. Именно объекты интеллектуальной собственности могут обеспечить разработку продукции высокого качества с лучшими техническими и потребительскими характеристиками с высокой экономической эффективностью и конкурентоспособностью.
В Программе учтены приоритетные направления развития науки, техники и технологий Российской Федерации, а также специфика и задачи развития отраслевой структуры экономики Липецкой области.

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Стратегия современного развития общества определяется построением экономики инновационного типа. Одной из главных задач общества и государства является наращивание производительности в инновационной сфере. Экономика все больше ориентируется на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инновационной и научной деятельности.
Программа актуальна особенно в период подготовки России к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО).
Совершенствование механизмов государственного содействия в реализации
инновационных проектов позволит:
- осуществить перевод экономики на инновационный путь развития;
- широко использовать передовые производственные технологии;
- обеспечить участие малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации различных инновационных проектов;
- повысить привлекательность предпринимательской деятельности в области инновационного предпринимательства путем широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, включая сети Интернет, формирование инновационной культуры населения;
- добиться повышения эффективности производства и конкурентоспособности
продукции и услуг.
Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий.
Анализ тенденций развития науки и технологий показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основные элемента:
- организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;
- создание инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию знаний;
- модернизация промышленности на основе инноваций.
Использование инноваций является условием создания качественно новой конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости и тем самым служит источником устойчивых темпов экономического роста. При этом значительная доля работы по стимулированию инновационной деятельности должна и может осуществляться на областном уровне, располагающем наиболее полной информацией о состоянии предприятий и организаций области. В Липецкой области 10% промышленных предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции, а 615 предприятий (90%) производят только 10% от общего объема выпускаемой промышленной продукции.
Инновационно-активными являются около 6% промышленных предприятий, что
на 4% ниже, чем в среднем по России (10%).
В то же время научно-технический, интеллектуальный и производственный потенциал, накопленный в Липецкой области, позволяет разрабатывать широкий спектр инновационных и инвестиционных проектов, осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. В Липецкой области разработана основная нормативная база инвестиционной деятельности. Приняты законы о поддержке инвестиционной деятельности на территории Липецкой области, о предоставлении государственных гарантий, о залоговом фонде.
В настоящее время основными целями инновационной политики области
являются:
- переход к инновационному пути развития промышленности области;
- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
- принятие нормативно-правовых актов, создающих благоприятные экономические и организационные условия для развития инновационной деятельности;
- создание промышленных зон технологического развития;
- создание системы государственной поддержки инновационного бизнеса;
- эффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного комплексов для социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения области.
Для повышения инновационной активности ученых области необходимо наладить более тесное взаимодействие с российскими и зарубежными фондами, принимать более активное участие в конкурсах грантов и программ различных уровней.
Одним из приоритетных направлений данной Программы является создание условий для широкого внедрения инновационных разработок и технологий на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Необходимо создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы.
В качестве пилотного проекта целесообразно создать региональный инновационно-технологический центр по оказанию услуг в сфере инноваций и технологий предприятиям малого и среднего бизнеса. Центр, накопив необходимый опыт, будет работать в областях, являющихся стратегическими с точки зрения экономического и промышленного развития, а именно:
- научно-исследовательские разработки в промышленности, сфере инноваций и передачи технологий; услуги НИ и ОКР, проектирование и инженерный консалтинг;
- сертификация продукции, определение соответствия продукции директивам ЕС по качеству, подготовка предприятий к сертификации по стандартам ISO 9000;
- лабораторные испытания продукции;
- подготовка персонала.

2. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на период 2005 - 2010 годы: первый этап 2005 - 2007 гг.; второй этап 2008 - 2010 гг.
Программа направлена на поэтапное формирование эффективной модели государственной поддержки инновационной деятельности на территории Липецкой области в соответствии с поэтапным развитием национальной инновационной системы.
Этапы реализации Программы связаны с существующими тенденциями и динамикой экономических преобразований и учитывают необходимость последовательной реализации программных мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.

3. Кадровое обеспечение инновационной деятельности

Переход на инновационный путь развития промышленности области потребует формирования качественно нового кадрового состава специалистов, обеспечивающих инновационную активность промышленного комплекса, на основе внедрения многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ведущих специалистов промышленных предприятий в сфере инноваций и промышленных технологий.
В подготовке кадров для данной Программы важную роль будут играть: Президентская программа подготовки управленческих кадров, Программа развития системы подготовки кадров для предприятий промышленности Липецкой области на 2005 - 2010 гг. В вузах области необходимо осуществить открытие новых специальностей. В Липецком государственном техническом университете, начиная с 2005 года, осуществляется подготовка инженеров по специальности "Управление качеством", организованы курсы повышения квалификации по основным образовательным программам данной специальности.
В области кадрового обеспечения инновационной деятельности приоритетным является:
- создание рынка труда в области инновационной деятельности;
- развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, включая:
а) финансирование за счет средств бюджетов различных уровней подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования, кадров высшей квалификации для инновационной деятельности;
б) создание системы единого научно-методического и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для инновационной деятельности, включая научных работников и преподавателей в сфере инновационной деятельности;
в) обеспечение систематического обучения и повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности сотрудников региональных органов власти и участников инновационной деятельности.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Для успешной реализации Программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности:
- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;
- представление интересов предприятий Липецкой области на выставках, конференциях;
- деятельность по координации взаимодействия ученых, изобретателей, рационализаторов с производственниками;
- участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в их инвестировании;
- содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной деятельности, включая венчурные фонды.
Реализация основных мероприятий Программы потребует следующих объемов финансирования из средств областного бюджета:
1 этап:
2005 г. - 11,5 млн. руб.;
2006 г. - 140,31 млн. руб. (по прогнозу);
2007 г. - 139,71 млн. руб. (по прогнозу);
2 этап:
2008 - 2010 гг.
Выполнение основных организационных мероприятий (за исключением п. 15, п. 16) по прогнозу составит - 1,71 млн. руб. ежегодно.
Объемы финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета ежегодно уточняются при формировании бюджетов.

5. Информационное обеспечение Программы

Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с развитием информационной инфраструктуры, которая способна обеспечивать решение маркетинговых и управленческих задач предпринимательства. Одновременно она становится не только отображением существующих принципов управления, но и проводником новых бизнес-идей, позволяющих изменить картину конкурентной среды.
В рамках данной Программы проблема информационного обеспечения сводится
к решению следующих задач:
- формирование системы мониторинга инновационной деятельности в области, прежде всего в отрасли "машиностроение и металлообработка";
- статистические и аналитические исследования инновационной среды для обеспечения выработки и принятия решений;
- создание информационных банков данных по основным составляющим инновационного процесса (научно-технические разработки, проекты, кадры, продукция, ресурсы, конъюнктура рынков и т.д.);
- составление регионального реестра научно-технических разработок;
- информационное обеспечение руководителей, специалистов предприятий правилам деятельности в условиях ВТО, прежде всего в подготовительный период предприятий для их вхождения в ВТО;
- информационное взаимодействие участников Программы, в том числе через глобальную сеть Интернет;
- рекламно-презентационная деятельность;
- мультимедийная постоянно действующая выставка инновационной продукции;
- проведение тематических семинаров, конференций, деловых встреч и т.д.

6. Порядок осуществления мониторинга реализации Программы

Исполнителями Программы являются управление промышленности администрации Липецкой области, департамент образования и науки администрации Липецкой области, комитет по развитию малого бизнеса администрации области совместно с организациями научно-образовательного и информационного комплексов Липецкой области, промышленными предприятиями, в том числе предприятиями малого бизнеса, администрацией г. Липецка.
Управление промышленности администрации Липецкой области осуществляет административное руководство ходом реализации Программы:
- организует проведение конкурсного отбора исполнителей работ по выполнению мероприятий Программы;
- осуществляет координацию работ по выполнению мероприятий Программы;
- организует выполнение плановых мероприятий, проведение тематических семинаров, конференций, деловых встреч и т.д.;
- проводит мониторинг реализации Программы;
- осуществляет корректировку перечня программных мероприятий и сроков их реализации.