НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДНО-РЕСУРСНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: Г.А.Фоменко, генеральный директор НПП "Кадастр", доктор географических наук
Источник: Совет Федерации


Развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов Российской Федерации, что декларировано в законодательных документах федерального значения — федеральных законах "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Их реализация нацелена на достижение утвержденных Президентом Российской Федерации стратегических национальных приоритетов государства: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин 24 февраля 2005 года на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета Российской Федерации, "инновационный прорыв для современной России — это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики".

Быстрый экономический рост во всем мире был достигнут теми странами, которые рассматривали новые технологии в качестве движущего фактора развития. Более того, новый контекст глобализации, соглашения о свободной торговле, дерегуляция и иные факторы значительно упрочили роль, которую играют инновации (в первую очередь технологические) как в экономическом росте, так и в конкуренции в бизнесе. Сегодня создание благоприятного инвестиционного климата для продвижения инноваций, стимулирование сбалансированного национального инвестирования и поддержка институциональных условий, включающих в себя инфраструктуру и благоприятную для бизнеса среду, являются ключевыми в повышении конкурентоспособности и обеспечении устойчивого роста.

Так как социально-экономическое развитие России в ближайшей и среднесрочной перспективе будет в значительной мере связано с эффективным развитием природно-ресурсного комплекса, государственное управление в области инноваций должно учитывать эту важнейшую особенность развития страны. Как показывает мировой опыт, основное препятствие для обеспечения устойчивого роста и стабильности в экономике, базирующейся преимущественно на извлечении природных ресурсов, — это не только истощение природных активов, но и, что особенно важно, периодически повторяющиеся резкие изменения потока получаемого дохода. Это вызывает неопределенность в прогнозировании доходов, снижение конкурентоспособности товаров, производимых вне ресурсного сектора ("голландская болезнь"), цикличность процесса спада и роста бюджетных доходов, что требует дополнительных усилий в сфере финансового управления.

В России в 90-е годы происходила либерализация экономики, проводилась перестройка структуры финансовых и регулирующих режимов для поощрения инвестиций, в том числе в добычу и первичную переработку природного сырья. Для противодействия "голландской болезни" был создан Стабилизационный фонд, удалось замедлить инфляцию. Все это способствовало притоку инвестиций в добычу отдельных, наиболее экономически выгодных, природных ресурсов (нефти, газа и т. п.). Одновременно актуализировались задачи воспроизводства природно-ресурсного потенциала и обеспечения ресурсной безопасности страны. Обострилась опасность возникновения на отдельных территориях социальных кризисов, связанных с истощением наиболее активно эксплуатируемых природных ресурсов. Инновационная политика в природно-ресурсном комплексе в условиях значительной ресурсной ориентации экономики должна быть нацелена на увеличение экономических и социальных выгод для населения страны (в том числе в долгосрочной перспективе) от комплексного использования природных ресурсов за счет применения технологических, управленческих и институциональных достижений фирм, предприятий и корпораций, инвестирующих средства в добычу и первичную переработку природного сырья. Меры государственного регулирования должны стимулировать применение бизнесом новых технологий, повышать его заинтересованность в получении дополнительных выгод (инновационной ренты) за счет выявления и реализации новых способов использования природных ресурсов и природных комплексов. Достигаемая за счет расширения технологических возможностей диверсификация природопользования повышает устойчивость национальной и (особенно) региональных экономик за счет своевременного замещения выпадающих источников доходов (вследствие локального истощения отдельных природных ресурсов), тем самым увеличивая инвестиционную привлекательность России и ее регионов. Следует подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики инновационная деятельность предполагает активизацию преимущественно частного капитала. В настоящее время компании, занимающиеся выявлением и освоением новых способов использования природных ресурсов, встречаются с проблемами, решая которые они вынуждены сосредоточивать дополнительные финансовые и материальные ресурсы на поиске технологических инноваций и новых рыночных возможностей. Этим компаниям приходится одновременно и самим формировать рынок, и реагировать на требования этого рынка и успехи конкурентов. И задача государства состоит в обеспечении предприятиям (особенно малым) доступа к технологическим инновациям, прежде всего связанным с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. В последние годы стало очевидным, что решение задачи активизации деятельности частного капитала в направлении применения новых технологий, способствующих получению дополнительных выгод (инновационной ренты), связано с необходимостью улучшения взаимоотношений между бизнесом, государственной властью и местными сообществами.

Государственная инновационная политика в природно-ресурсном комплексе предполагает разработку и реализацию системы мер и конкретных организационно-технических мероприятий административного, экономического и иного характера по созданию и обеспечению эффективного функционирования национальной инновационной системы (НИС) в природно-ресурсном комплексе. В настоящее время по заданию Министерства природных ресурсов Российской Федерации разработан проект концепции формирования природно-ресурсного блока в составе национальной инновационной системы. В концепции в качестве важнейшей цели декларируется создание в стране с участием государства системообразующих элементов природно-ресурсного блока в составе НИС и формирование благоприятной экономической и правовой среды для их последующего развития. Все это должно способствовать ликвидации зависимости России от экспорта непереработанного природного сырья, сокращению природоемкости (ресурсоемкости) экономики страны, формированию ресурсоинтенсивной экономики высоких технологий, ускоренному освоению наилучших отечественных и зарубежных технологий для воспроизводства природных ресурсов и защиты окружающей природной среды. Концепцией декларирована нацеленность ресурсосберегающих и природоохранных приоритетов государственного стимулирования инновационной деятельности на более эффективное использование природных ресурсов, их воспроизводство и выявление новых направлений и технологий природопользования путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Это особенно актуально в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI веке, предусматривающей стабильное экологическое равновесие. Также определены основные направления научно-технической политики по формированию природно-ресурсного блока в составе национальной инновационной системы: развитие инновационной инфраструктуры; создание институциональных условий, благоприятных для развития инноваций в природно-ресурсном комплексе; продвижение наиболее значимых инноваций; информационное обеспечение государственного управления инновационной деятельностью в природно-ресурсном блоке. По каждому из направлений сформулирована система мер и конкретных организационно-технических мероприятий административного, экономического и иного характера.

В развитие концептуальных положений были разработаны рекомендации по формированию природно-ресурсного блока в составе НИС с позиции обеспечения рационального использования природных ресурсов и осуществления эффективного государственного контроля и надзора в сфере природопользования. В составе рекомендаций изложены предпосылки создания и основные черты природно-ресурсного блока в составе НИС, результаты проработки вопросов применения механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности в природно-ресурс- ной сфере, основные направления, конкретные задачи научно-технической политики и первоочередные меры по формированию природно-ресурсного блока в составе НИС.

С целью организации эффективной деятельности по стимулированию инноваций, которая предполагает, в числе прочих мер, мониторинг происходящих процессов, была разработана система показателей оценки эффективности инновационных процессов в природно-ресурсной сфере. На основе сформулированных критериев эффективности инновационных процессов предложены показатели оценки, определены принципы формирования и особенности системы показателей. Предложенная система показателей оценки эффективности инновационных процессов в природно-ресурсной сфере Российской Федерации изначально выстраивалась путем интегрирования и сопряженного анализа показателей, характеризующих собственно инновационные процессы, и показателей, отражающих тенденции устойчивого развития и неистощительного природопользования страны и ее регионов. Также были разработаны предложения по включению показателей оценки эффективности инновационных процессов в природно-ресурсной сфере в систему управления природопользованием Российской Федерации.