Формирование национальной инновационной системы в Республике Беларусь: опыт и особенности

Автор: Кратенок В.Е, директор Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы
Источник: ICSTI - Международный центр научной и технической информации

В последние годы Республика Беларусь и белорусская наука развиваются достаточно динамично. В 2006 г. году затраты республиканского бюджета на науку по сравнению с предыдущим годом увеличены на 22,0% и составили около 310 млрд. руб. (около 150 млн. $).

В 2007 г. объем финансирования на научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета увеличен на 11% по сравнению с 2006 годом. Поставлена задача к 2010 г. увеличить за счет всех источников финансирования наукоёмкость внутреннего валового продукта в республике до 1,4%.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

В Республике Беларусь в 2006 г. Государственным комитетом по науке и технологиям с участием Национальной академии наук, министерств и ведомств разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы. Программа утверждена Президентом Республики Беларусь в марте 2007 г. (сл. 2).

Стратегическая цель Программы — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

Основными задачами Программы являются (сл. 3):
построение национальной инновационной системы
формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды
модернизация материально-технической базы производства
и социальной сферы на основе новых и высоких технологий
достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики
повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности
развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Для реализации указанных направлений в Государственной программе разработан Комплекс мероприятий с указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения (сл. 4,5).

Структура управления Программой включает 6 уровней (от Президента и Совета Министров до уровня конкретного предприятия).

На сл. 6 показана структура или паспорт Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Структура Программы включает следующие основные разделы.

2.1. Мировые и отечественные тенденции инновационного развития

2.2. Цели и задачи Программы. Приоритеты и ключевые индикаторы инновационного развития

2.3. Направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования Национальной инновационной системы

2.3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов

2.3.2. Модернизация экономики на основе новых технологических решений

I. Создание новых предприятий.

II. Создание новых производств на действующих предприятиях.

III. Модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий

2.3.3. Инновационное развитие регионов

2.3.4. Переоснащение исследовательской базы науки

2.4. Механизмы финансирования и реализации Программы

2.5. Система научного сопровождения и мониторинга реализации программных мероприятий

2.6. Ожидаемые результаты выполнения Программы

Для законодательного обеспечения реализации Программы предусмотрено принятие ряда новых и внесение изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу (сл. 7). Так, уже принят в начале 2007 г. Указ Президента Республики Беларусь «О порядке создания инновационной инфраструктуры и условиях ее функционирования».
Программой запланировано создание базовых компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы Республики Беларусь, укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе; создание рынка научно-технической продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации.
Программой предусматриваются дополнительные меры по усилению роли творческого труда в стимулировании высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и инновационной активности в области изменения системы оплаты труда и пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий. Программой также предусматривается обеспечение инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для инновационной деятельности.
В качестве преференций для финансирования отдельных проектов Программы планируется предоставлять правительственные гарантии по возврату кредитов, а также предоставлять преференции по оплате процентов по кредитам. Преференции также предусмотрены для высокотехнологичных производств и предприятий, которые включены в государственный реестр. От обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС освобождаются ввозимые оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, материалы и комплектующие, предназначенные для выполнения заданий Программы.
Значительные льготы представлены организациям-резидентам Парка высоких технологий (ПВТ), созданного в соответствии с декретом Президента № 12 от 22 сентября 2005 года. Для резидентов и инвесторов ПВТ предоставляются следующие льготы, в числе которых — освобождение от налогов на прибыль, добавленную стоимость, платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, от уплаты таможенных пошлин и обязательной продажи иностранной валюты. Для резидентов ПВТ будет действовать самый низкий в мире фиксированный 9-процентный подоходный налог с физических лиц. Они смогут в уменьшенном размере оплачивать обязательные страховые взносы и экономить при расчете арендной платы.
В белорусском ПВТ смогут участвовать крупные компании, имеющие филиалы вне ПВТ; кроме того, на его территории будет разрешено строить жилые дома для сотрудников. Налоговые стимулы будут распространяться не только на резидентов парка, но и на предприятия традиционных отраслей промышленности, зарегистрировавшие свои проекты в нем. Специальный правовой режим ПВТ будет действовать на протяжении 15 лет.
Важнейшими задачами государственной политики в целях сохранения и развития кадрового потенциала научно-инновационного комплекса страны являются: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и разработчиков, престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание дополнительных условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции и создание условий для возвращения в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом. Для повышения эффективности кадровой политики будут продолжены работы по стимулированию научной деятельности и планированию подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом государственных потребностей развития науки и отраслей экономики (сл. 8).
В области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности будет обеспечено создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав (сл. 9, 10, 11).
Реализация программы позволит:
- создать базовые компоненты и институциональные структуры Национальной инновационной системы Беларуси;
- обеспечить тесное взаимодействие науки, образования и производства в процессе инновационной деятельности; сформировать рынок научно-технической продукции и механизмы коммерциализации нововведений; усилить роль инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов страны и растущий спрос реального сектора экономики на инновации.
Будет создано 100 новых предприятий, около 400 новых производств с освоением новых и высоких технологий на действующих предприятиях, проведена комплексная модернизация около 600 действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий (сл. 12).
Всего около 1100 новых и модернизированных предприятий реального сектора экономики станут наиболее конкурентоспособными на европейском и мировом рынках (сл. 13).
Это не исключает инновационное развитие других организаций. За пять лет фактически все предприятия страны должны выйти на новый технологический уровень в рамках выполнения мероприятий по отраслевым, региональным инновационным программам и инновационным разделам бизнес-планов предприятий, организаций.
Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает: создание и дальнейшее развитие центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности и др.; создание глобальной информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и т.п.) (сл. 14).
В целом в Беларуси в настоящее время создано более 80 различных структур (Парк высоких технологий – 1, научно-технологические парки – 10, научно-производственные центры – 56, инновационные центры – 5, центры трансфера технологий – 24, Белорусский инновационный фонд – 1, информационные и маркетинговые центры – 10, бизнес-инкубаторы – 9, научно-технические библиотеки – 476, инновационно-активные предприятия – 318), работающих в сфере инновационной деятельности.
В период до 2010 года планируется увеличить количество субъектов инновационной инфраструктуры до (сл. 15):
научно-технологические парки – 20;
научно-производственные центры – 71;
инновационные центры – 8;
центры трансфера технологий – 30;
информационные и маркетинговые центры – 30;
бизнес-инкубаторы – 10;
научно-технические библиотеки – 490;
инновационно-активные предприятия – 581.
Инновационное развитие экономики будет в основном базироваться на отечественных научных разработках и технологиях, созданных в системе отраслевых НИИ и КБ, учреждениях НАН Беларуси и др.
На реализацию Программы в 2007-2010 гг. планируется выделение из разных источников примерно 17 триллионов рублей. Распределение средств по финансированию Программы: примерно 30 % - средства бюджет, 30% - кредиты, 30% - собственные средства предприятий.
Для финансирования программы будут использованы:
Инновационные фонды министерств, госкомитетов, концернов, местных органов власти
Средства бюджета, предусматриваемые на финансирование государственных программ (в том числе инвестиционной) всех уровней
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
Собственные средства субъектов хозяйствования
Белорусский инновационный фонд
Кредиты банков (долгосрочные и инвестиционные)
Средства бюджета Союзного государства Беларуси и России
Иностранные инвестиции
Другие источники (фонд строительной науки, дорожный фонд,
фонд охраны природы, фонд занятости и др.)
Средства венчурных фондов (в том числе с привлечением негосударственных средств).

По итогам выполнения программы будут получены следующие результаты (сл. 16):
Создана благоприятная экономическая, правовая и социально-культурная среда для инновационной деятельности
Сформирована новая инновационная инфраструктура обеспечения инновационной деятельности
Увеличена доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности с 10,4% в 2005 г. до 19,0% в 2010 г.
Увеличена доля инновационно активных предприятий в количестве предприятий промышленности с 14,1% в 2005 г. до 25,0% в 2010 г.
Увеличена доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства не менее 70,0%
Снижена степень износа активной части основных промышленно-производственных средств с 69,5% в 2005 г. до 57,5% в 2010 г.
Внедрены новые механизмы мотивации и стимулирования инновационной деятельности
Развито информационное и идеологическое обеспечение инновационной деятельности
Осуществлено совершенствование механизмов охраны и управления интеллектуальной собственностью Создана система кадрового обеспечения инновационной деятельности Обеспечено повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности.

В соответствии с Программой будет создано около 50 тыс. новых рабочих мест, достигнуты высокие показатели по глубокой переработке нефти, лесных ресурсов. На белорусском рынке появятся новые виды автомобильного топлива (биодизель, этанол), новые виды лекарств, информационных услуг.

Для оперативного контроля хода выполнения Программы Белорусскому институту системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы поручено разработать информационно-аналитическую систему мониторинга мероприятий программы с ежеквартальным представлением аналитической информации органам государственного управления (сл. 17).

В целом реализация мероприятий Программы должна обеспечить создание и развитие национальной инновационной системы. Ход реализации Программы будет постоянно отражаться на сайте БелИСА.