RUS | UKR | ENG


Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Биография


Реферат


Библиотека


Ссылки


Результаты поиска


Индивидуальное задание



Магистр ДонНТУ Яремко Анна Николаевна

E-mail: zverinochka@mail.ru

ICQ: 263805777

Яремко Анна Николаевна

Донецкий Национальный Технический Университет

Факультет
Экономики

Кафедра
Экономики предприятия

Специальность:
Менеджмент инновационной деятельности

Тема магистерской диссертации:
"Усовершенствование материального обеспечения инновационной деятельности промышленного предприятия"

Научный руководитель:
кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экономика предприятия" Бондарева Ирина Александровна



Автореферат


Введение

Логистика - это новейшее направление науки о производстве, потреблении, транспорте, маркетинге. Большое значение изучению логистики придают за рубежом. В Швейцарии более 15 лет существует Европейский центр по логистике. В США более 75 процентов фирм в своей практической деятельности успешно используют приемы логистики. В современных условиях перехода от централизованной плановой системы организации народного хозяйства к рыночной экономике, когда единый Советский Союз распался на несколько суверенных государств, когда вследствие этого разорвались многие технологические и экономические связи, принципы логистики приобретают особое значение. Восстановление связей, формирование единого экономического пространства, единой транспортной, энергетической, информационной систем должно производиться только с учетом логистических принципов. Развитие логистики в Украине требует широкой пропаганды ее методов среди научных работников и производственников. Особенно в такой благоприятной для внедрения принципов логистики среде, как строительство, транспорт - важнейших составных частях инфраструктуры народного хозяйства страны.

Основными принципами логистики являются: моделирование, системный анализ, и обратные связи. Логистика рассматривает системы в общем, вбирая в себя в качестве подсистем планирование, прогнозирование производства, материально-техническое снабжение, сбыт и распределение продукции, основанные на глубоком изучении рынка.
В качестве обратных связей в логистике рассматривается спрос потребителя. В качестве критерия - минимальные затраты материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение этого спроса. Понятием, позволяющим интегрировать все элементы логистической системы в единый, четко функционирующий механизм, является материальный поток, под которым следует понимать соединение и связи всех процессов и операций при добыче, обработке и переработке, складировании, транспортировке, распределении грузопотоков в сфере материального производства.

Логистика - это уникальная сфера творчества для стратегической ориентации развития производства, непрерывно корректируемая спросом потребителя. Стратегическая ориентация в логистике генерирует цепочку технических планов, при этом в оперативных планах реализуется ориентация на процессы сбыта и распределения с приоритетом не на отрасли экономики, а регионы, что соответствует общим тенденциям децентрализации управления.
Логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней среды, для них характерны случайные процессы, необходимость принятия решений в условиях недостатка или отсутствия необходимой информации. Это требует от логистических систем высокой адаптационной способности к непрерывно меняющимся условиям функционирования. С точки зрения менеджера и бизнесмена логистика - это организация планирования и управления целенаправленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач.
Логистическая система функционирует циклически. Производственно-технологический цикл замыкается спросом, который определяет целесообразность дальнейшего функционирования системы без изменений или ее реорганизации, с перестройкой на выпуск другой продукции.

Все процессы распределения и управления направлены на достижение конечной цели логистической системы - вовремя и в сохранности доставить груз. Материальное распределение для достижения логистических целей функционирования системы реализуется в виде карты физических материальных потоков. Учитывается деятельность основной фирмы, субподрядных фирм-поставщиков, взаимодействие всей группы фирм с другими сферами бизнеса. На всех уровнях цепочки доставка груза и ее качество сравнивается с конкурирующими фирмами. Материальное управление относится, в основном, к распределению готовой продукции между получателями. Оно охватывает продвижение грузов на складах предприятий и маркетинг и должно обеспечить наиболее экономичное планирование, подготовку, реализацию и контроль за работой транспорта. Осуществляется непрерывное слежение за продвижением грузов по всей транспортной цепочке.

Сфера материального распределения и управления должна обеспечиваться надежной и своевременной информацией. Обратной связью материального управления являются данные об удовлетворении спроса заказчика (потребителя).

Высокая экономическая эффективность логистики определяется, прежде всего, повышением общей организации производства, четкой увязки его звеньев, повышением управляемости системы, ее чувствительности к управляющим воздействиям. Таким образом, уже в процессе формирования логистической системы возникают условия улучшения многих показателей ее функционирования. К ним относятся: уровень запасов, время прохождения материалов по логистической цепи, продолжительность цикла обслуживания заказа, качество и уровень сервиса, размеры партии грузов, уровень использования производственных мощностей, маневренность, адаптивность, устойчивость системы.

Одним из наиболее важных примеров логистической системы, дающей очень высокий экономический эффект, является уровень запасов в системе. Посчитано, что более 30 процентов капиталов омертвляется в запасах, их содержание составляет от 20 до 40 процентов всех расходов потребителя. На предприятиях большие производственные площади заняты под буферные склады(на отдельных предприятиях - до половины). Сокращение цикла производства за счет доставки грузов "точно в срок" позволяет сократить в два раза время выполнения заказа, следовательно, размеры оборотных средств, объем сырья и материалов в производстве (производственный запас). Одна из фирм, применяющая принципы логистики, смогла на 60 процентов снизить запасы материала и комплектующих изделий, на 40 процентов сократить транспортные расходы, на 40 процентов сократить расходы на приобретение материалов, на 28 процентов улучшить качество поставки. Исследования, проведенные в США, показали, что использование логистической системы МРП-2 позволяет сократить товарно-материальные запасы в среднем на 17 процентов, повысить рентабельность производства на 10 процентов, уменьшить закупки сырья и оборудования на 7 процентов. При этом на 16 процентов увеличить объем предоставляемых потребителю услуг. Анализ работы 80-ти фирм в Германии, внедривших логистическую систему Канбан, показал, что объем складских запасов сокращен до 50 процентов, производительность труда повышена на 20-50 процентов. Формирование и подготовка к функционированию логистической системы требует больших затрат. Из них 28-40 процентов идет на совершенствование перевозок магистральным транспортом, 25-46 процентов - на перегрузочные операции и хранение грузов, 15-25 процентов на упаковку, 5-17 процентов на прочие нужды, в том числе на обработку заказов.

Большие возможности повышения экономической эффективности производства дает повышение устойчивости системы, качества и уровня сервиса, предоставляемого заказчику. Здесь различают макроуровень и микроуровень сервиса. Макроуровень касается распределения заказчиков по зонам и их агрегирования. Конечный параметр, позволяющий определить качество сервиса - время от получения заказа до его исполнения. Потребители считают, что поставка по принципу "точно в срок" важна и более эффективна, но с значительным разбросом. Считается допустимость вариабельности сроков поставки 8-10 недель + /- 10 процентов, менее четырех недель - 1 процент. Однако, уровень логистического обслуживания производства имеет некоторое оптимальное значение, составляющее около 90 процентов. При повышении уровня обслуживания, например, от 95-97 процентов экономический эффект повышается на 2 процента, а расходы возрастают на 14 процентов.

Особенности логистики инноваций

Одной из современных тенденций рыночной экономики является интенсификация инновационных процессов, которая нуждается в использовании прогрессивных подходов к управлению, в частности, логистики. Это позволит обеспечить гибкий характер управления поточными процессами, которыми являются инновации.

Целесообразно в логистической системе при условиях значимости инновационных процессов на предприятиях выделять кроме материальных, информационных, финансовых и других потоков, которые относятся к классическим объектам логистического управления, невещественный поток - инновационный. Невещественный актив, который создается непосредственно в инновационном процессе, представляет собой особенный ресурсный поток, траектория движения которого составляет пространственную сетку возникающих инновационных коммуникаций. В долгосрочном периоде все совокупные ресурсы инновации могут быть представлены в виде потоков, которые существуют на некотором временном интервале и измеряемых за определенный период времени. Основные параметры таких ресурсных потоков включают траекторию, скорость и время движения ресурса, длину пути и интенсивность.

Информационный поток в логистике генерируется входным материальным потоком конкретной логистической системы. В инновациях невещественный поток,который является движением нововведения, имеет функцию схожую с функциями материального или финансового потоков, но приоритетную им. Этому потоку также отвечает свой информационный обслуживающий поток, что генерируется начальным невещественным активом. Таким образом в инновациях приходится моделировать абстрактные логические конструкции инновационных связей и отношений по поводу внедрения новации в материальное производство.

Логистическая система поддерживает функционирование инновации в условиях постоянных внутренних и внешних изменений, которые касаются не только количественных характеристик инновационных потоков, но и условий и согласованных правил движения нововведения по стадиями жизненного цикла. Информационный поток является основой инновационного на первых этапах его возникновения. Свойство поддерживать свои параметры в условиях неустойчивой внешней среды может быть достигнуто только при минимальных потерях информации во время коммуникаций между субъектами инновации. В этом отображается диалектика изменчивости и стойкости, что присущая каждой системе. С другой стороны для эффективного движения материального и невещественного потоков в инновациях необходимо целенаправленное движение финансовых средств. Оно по своему назначению содержит перенесенную авансированную стоимость объектов инновационных процессов.

С учетом вышесказанного, взаимодействие таких элементов логистического потока как информационные, материальные и финансовые потоки в инновационном процессе, можно рассматривать как логистическую операцию инновационных процессов.

Исследование логистических цепей в информационных и финансовых потоках позволяет обнаружить несовпадение между материальными и сопутствующими потоками, если в состав материальных потоков включаются невещественные активы. Это проявляется в отсутствии ритмичности движения инновационных, информационных и финансовых потоков. Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве, что значительно осложняет принятие эффективных инновационных решений. Если учесть, что появление конечного продукта инновации в сфере потребления допускает взаимосвязь от десятка до нескольких сотен хозяйничающих субъектов, то масштаб их взаимодействия и количество логистических операций в экономической системе не подлежит учету. Это осложняет механизм управления логистическими потоками предприятий и нуждается в его более детальной пророботке.

Таким образом, рекомендуется отделять инновационную составляющую от совокупности логистических операций, что позволит обеспечить последующее усовершенствование управления логистическими потоками на предприятиях и обеспечит необходимые условия реализации инновационных процессов.

Формирование комплекса логистики инноваций

Исходя из того, что комплекс являет собой совокупность объектов, предметов, действий, связанных и таких, которые взаимодействуют между собой и создают единственную целостность, определим признаки комплекса движения инноваций к потребителю:

- применяется набор инструментов "4Р-маркетиг", который может быть использован в отдельных действиях избранной стратегии для движения именно инноваций;

- обязательно должна учитываться реакция целевой аудитории на тактические действия и набор инструментов;

- набор инструментов изменяется под воздействием обратной связи (коммуникации) с целевой аудиторией;

- применение избранной стратегии использует скорректированный набор тактических действий.

Таким образом, комплекс продвижения инноваций как адаптированный к конъюнктуре рынка процесс активизации продажи инноваций с возможностью его коррекции под воздействием коммуникационной связи с потребителями.

Беря за основу миссию организации и ресурсные ограничения, на рисунке 1 предложенна усовершенствованная модель принятия решения на предприятии. Анимированная модель принятия решения относительно выхода инновации на рынок

Рис. 1 - Модель принятия решения относительно выхода инновации на рынок (анимация, 3 кадра, 30 циклов повтора, 32Kb)

Согласно данной модели цели, приоритеты и нормы предприятия определяют необходимый поток материальных и информационных ресурсов или так называемый "Вход" системы. Дальше информационные потоки поступают к субъекту управления, а материальные обрабатываются в соответствии с порядком осуществления операций с целью получения исходных результатов непосредственно продукта и решений относительно его места на рынке. В инновациях невещественный поток, который является движением нововведения, имеет функцию схожую с функциями материального или финансового потоков, но приоритетную им. Этому потоку также отвечает свой информационный обслуживающий поток, который генерируется начальным невещественным активом. Таким образом в инновациях приходится моделировать абстрактные логические конструкции инновационных связей и отношений по поводу внедрения новации в материальное производство.

Модель учитывает также специфику инноваций, то есть к общей схеме добавляется решения относительно процесса выхода нового товара на рынок и составление комплекса продвижения инновации. Информация о целевом рынке является таким же входным ресурсом, как и перечисленные выше, то есть три ресурсных потока должны поступать параллельно в определенном временном отрезке.

Логистическая система поддерживает функционирование инновации в условиях постоянных внутренних и внешних изменений, которые касаются не только количественных характеристик инновационных потоков, но и условий и согласованных правил движения нововведения по стадиям жизненного цикла. Информационный поток является основой инновационного на первых этапах его возникновения.

Кроме того, с помощью коммуникаций с рынком и, с учетом влияния внешней среды, будут изменяться потоки ресурсов, а следовательно каждое следующее решение из данной стратегии будет откорректировано для самого быстрого достижения цели.

Таким образом, рекомендуется отделять инновационную составляющую от совокупности логистических операций, что позволит обеспечить последующее усовершенствование управления логистическими потоками на предприятиях и обеспечит необходимые условия реализации инновационных процессов.

Заключение

Таким образом, создание современных логистических систем в промышленности пока еще не имеет достаточной информативной базы и методов управления потоками в условиях интенсификация инновационных процессов. В этих условиях основной принцип логистики доставка грузов "точно в срок" может быть осуществлен за счет складов, компенсирующих неравномерность, а главное, неопределенность параметров потоков, обеспечивающих продвежение инновации по стадиям жизненного цикла.

Литература:

1. І.М.Карп. Застосування логістичного підходу в управлінні промисловим підприємством//Актуальні проблеми економіки.-2005.-№4(46).-С.27-34
2. Миколайчук В. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга // Экономика Украины.-1999.-№4.
3. Дегтяренко В. Н. Основы логистики и маркетинга.- Ростов на Дону.: Экспертное бюро; М.: Гардарика, 1996.
4. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов -.: Юнити-Дана,2000.
5.Пруненко Д. Применение логистики для управления производством // Бизнес информ.-1999.-№7-8.-с.89-92.
6.Транспортно-технологічна логістика енергоємних виробництв. Під ред. В.О. Будішевського, А.О. Суліми, - Донецьк: РВА ДонНТУ, 2003.-302с.
7.І.В. Федулова. Теоретичні положення з визначення категорій інноваційний процес та інноваційна діяльність//Проблеми науки.-2007.-№8.-С.2-7
8.Г.Р. Руденко. Інноваційність взаемозв’язків видів забезпечення логістичної діяльності та управління підприємством// Проблеми науки.-2007.-№8.-С.8-13
9. Гаврищук Оксана Андреевна. Совершенствование системы управления логистическими потоками в условиях промышленных предприятий.(http://www.masters.donntu.ru/2003/fem/gavrischuk/index.htm)
10.Адамович Ярослав Владимирович. Логистика.(http://www.masters.donntu.ru/2004/fem/adamovich/index.htm)
11.Н.П. Хохлов, Ю.Ю. Иващенко. Структура материальных ресурсов и инновационные системы управления//Проблемы науки.-2006.-№11.- С.41-44
12.І.М. Козак. Управління виробничо-комерційною діяльністю підприємств на засаді логістики//Проблеми науки.- 2006.-№5.- С.27-33
13.Т.Н. Таньков, О.М. Тридід. Інформаційне забезпечення інноваційної діяльності у логистично орієнтованій виробничій системі//Проблеми науки.-2005.-№10.-С.36-43
14.О.М. Тридід. Стратегія логістичної діяльності промислового підприємства//Проблеми науки.-2005.-№5.-С.12-15
15.Транспортно-технологічна логістика енергоємних виробництв. Під ред. В.О. Будішевського, А.О. Суліми, - Донецьк: РВА ДонНТУ, 2003.-302с.
16. А. Орешенков. Региональные логистические структуры обеспечения логистической деятельности//Маркетинг.- 2006.-№2.-С.111-116
17.Б.А. Аникин, В.П. Баранчеев и др. Логистический аспект инновационных моделей бизнеса//Вестник машиностроения.- 2005.-№3.- С.72-81

© 2008 Яремко А.Н.



<< наверх >>




ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ> Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание