В библиотеку

Источник: Сергеев В.А, Деревянский В.Ю. Улучшение обзора из кабины машиниста шахтного электровоза. Материалы международной конференции "Динамика научных исследований - 2007". - Польша: Наука и студия, 2007. - 30-32с.

УЛУЧШЕНИЕ ОБЗОРА ИЗ КАБИНЫ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

     По данным МакНИИ в период 2001 - 2005 гг. в угольной промышленности Украины при эксплуатации локомотивного транспорта произошло 43 несчастных случая со смертельным исходом. Проведенный анализ показал, что 23 случая (53,5%) обусловлены плохим обзором из кабины машиниста. В частности, имели место наезд на пострадавших подвижного состава, прижатие их к элементам выработок (крепи, трубопроводам), а также травмирование машинистов при управлении электровозом стоя в кабине или выглядывании из кабины во время движения в местах, где зазор не соответствовал требованиям безопасности. Для улучшения обзора из кабины машиниста и повышения безопасности данного вида транспорта предлагается оборудовать электровоз системой видеонаблюдения.

     Система видеонаблюдения шахтного аккумуляторного электровоза состоит из видеокамеры, видеомонитора и кабелей.

     Для выбора видеокамеры были сформулированы следующие основные требования: взрывобезопасность, защита от попадания внутрь пыли и влаги, высокая устойчивость к коррозии, высокая разрешающая способность, высокая чувствительность, высокое качество изображения, небольшие масса и габариты. На основании анализа источников [1, 2, 3] выбрана видеокамера КТП-281Ех (табл.1).

Видеомонитор должен соответствовать следующим основным требованиям: взрывобезопасность, высокая устойчивость к коррозии, минимальные энергозатраты, высокая разрешающая способность, способность использовать ТВ-сигнал, обеспечение необходимых углов обзора дисплея, высокая стойкость к вибрациям, небольшие масса и габариты. С помощью источников [1, 4, 5] принят взрывобезопасный жидкокристаллический видеомонитор ВМЦ-26ЖКВ (табл. 2).

Таблица 1. – Техническая характеристика взрывобезопасной видеокамеры КТП-281Ех

Параметр Значение
Маркировка взрывозащиты 1ExdIICT6
Степень защиты оболочки IP67
Чувствительный элемент 1/3 ПЗС-матрица
Формат CCIR
Разрешение по горизонтали, ТВЛ более 470
Чувствительность, лк 0,1
Угол обзора по горизонтали, град 50
Потребляемый ток, мА 200
Диапазон рабочих температур, oС -40 …. +40
Габаритные размеры, ДxШ, мм 140 x 36
Напряжение питания, В 12
Габаритные размеры, ДxШ, мм 140 x 36
Относительная влажность до 100%
Вес, кг 0,8

Таблица 2. – Техническая характеристика видеомонитора ВМЦ-26ЖКВ

Параметр Значение
Диагональ экрана, "/см 10 / 26
Угол обзора (верх/низ); (лев/прав),° 60; 70
Максимальное число адресуемых точек 800 х 600
Напряжение питания, В 24
Потребляемая мощность, Вт 20
Габариты, ДхВхШ, мм 297 х 250 х 100
Температура рабочая, °С -20.…+55°
Допустимая относительная влажность 98%, 35°С
Допустимые многократные удары, g 15
Масса, кг 5

     Для передачи видеосигнала от видеокамеры к видеомонитору может быть использован кабель РК-75-2-11. Питание системы видеонаблюдения осуществляется от аккумуляторной батареи электровоза. При этом используется любой гибкий кабель, рассчитанный на напряжение 12В (видеокамера) и 24В (видеомонитор) и допущенный к эксплуатации в угольных шахтах.

     Видеокамера может устанавливаться на корпусе электровоза (при работе в выработке с недостаточными зазорами) или в выносном варианте - на кузове вагонетки (во время маневровых работ, когда электровоз находится в хвосте состава).

     При установке видеокамеры на электровозе, к его корпусу над буферным устройством приваривается металлический уголок, к которому с помощью болтового соединения крепится кронштейн с видеокамерой. Видеомонитор располагается в кабине слева от машиниста. Для крепления используется сварная конструкция из двух швеллеров и металлической пластины, а также болтовые соединения.

     Выносной вариант с креплением видеокамеры на кузове вагонетки в настоящее время разрабатывается авторами. Использование системы видеонаблюдения на шахтном аккумуляторном электровозе позволит улучшить обзор из кабины машиниста и повысит безопасность локомотивного транспорта в угольных шахтах Украины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гедзберг Ю. М. Охранное телевидение.– М.: Горячая линия телеком, 2005. – 310с.

2. www.rastr.natm.ru Сайт компании «Растр». Приведены рекомендации выбора типа телевизионных камер для систем наблюдения во взрывоопасных зонах в зависимости от категории взрывоопасной зоны и условиями эксплуатации. Приведено описание и характеристики взрывозащищенных телевизионных камер КТП-186Ex, КТП-187Ex, КТП-202, КТП-277Ех, КТП-281Ех.

3. http://www.tahion.spb.ru/catalog.shtml Сайт компании «Таксион». Представлены паспортные данные видеокамеры ТВК-18ВБ для взрывоопасных помещений.

4. Никулин О. Ю., Петрушин А.Н. Системы телевизионного наблюдения: Учебно-справочное пособие. – М.: Оберег-РБ, 1997. – 224с.

5. http://adm.rtsoft.ru/common/img/uploaded/files/PDF2/Triton_D1_manual_E_format.pdf The description and characteristics of explosion proof monitor Triton D1.

© ДонНТУ, 2008, Мороз С.А.