ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание

Источник: Аршава В.Г., Морозов И.Ф., Яковлев В.С., Шайдо Н.М. Предупреждение аварий и травматизма на угольных шахтах. -М.:Технiка,1973.-с.147-150

ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭЛЕКТРОВОЗНОЙ ОТКАТКЕ

     Наиболее высокий уровень производственного травматизма не только в процентах к общему количеству, но и в расчете на 1 млн. тонно-километров имеет место в выработках, оборудованных аккумуляторными электровозами. Так, по Министерству угольной промышленности УССР уровень травматизма с тяжелыми последствиями при откатке аккумуляторными электровозами более чем в 1,7 раза выше, чем при откатке контактными электровозами. Непосредственными причинами несчастных случаев в горизонтальных выработках с электровозной откаткой являются:

1) отсутствие требуемых Правилами безопасности зазоров между крепью выработок или оборудованием, расположенном в них, и наиболее выступающими частями подвижного состава;
2) неудовлетворительное состояние рельсовых путей и стрелочных переводов, а также подвижного состава;
3) схождение вагонеток с рельсов и постановка их без применения домкратов или самоставов;
4) сцепка и расцепка вагонеток без специальных приспособлений или на ходу;
5) отсутствие сигналов и предупредительных знаков;
6) езда посторонних лиц на электровозах и на грузовых составах.


     Помимо указанных причин, несчастные случаи происходят вследствие превышения скорости движения подвижных составов, прохода людей между вагонетками движущихся составов, при выполнении работ с движущегося электровоза и транспортировке длинномерных материалов, а также из-за управления электровозами лицами, не имеющими на это прав. Среди машинистов электровозов часты случаи травмирования их при переводе рычагов стрелочных переводов на ходу и в выработках, где отсутствуют автоматические стрелочные переводы. Вот несколько примеров.

     На нижней приемной площадке капитального бремсберга шахты «Ново-Центральная» комбината «Донецкуголь» 7 августа 1971 г. плитовой участка внутришахтного транспорта при попытке на ходу сцепить порожние вагонетки, подталкиваемые электровозом 8APП, который находился в хвосте состава, был прижат между вагонами. Причинами данного несчастного случая явились: неисправность канатного толкателя приемной площадки, в результате чего подкатка вагонов производилась электровозом, к тому же находящимся в хвосте состава; выполнение сцепки вагонов на ходу и без специального крючка (рис.1).

Эскиз места несчастного случая, происшедшего на нижней приемной площадке капитального бремсберга шахты «Ново-Центральная» комбината «Донецкуголь»

     Рисунок 1 - Эскиз места несчастного случая, происшедшего на нижней приемной площадке капитального бремсберга шахты «Ново-Центральная» комбината «Донецкуголь».

     На шахте им. газеты «Социалистический Донбасс» 3 декабря 1970 г. при транспортировании груза по восточному откаточному штреку первого горизонта машинист электровоза корпусом машины толкал «козу» с рельсами. На 46-м пикете выработки развернувшиеся рельсы одной стороной уперлись в раму крепления, причем противоположные концы рельсов соскользнули с корпуса кабины электровоза и прижали пострадавшего к батарейному ящику (рис.2).

Схема маневровых работ в восточном откаточном штреке шахты им.газеты «Социалистический Донбасс» комбината «Донецкуголь»

     Рисунок 2 - Схема маневровых работ в восточном откаточном штреке шахты им. газеты «Социалистический Донбасс» комбината «Донецкуголь»: 1 - рельсы; 2 - электровоз; 3 - место несчастного случая.

     На шахте «Холодная Балка» № 2 комбината «Макеевуголь» 3 ноября 1970 г. у погрузочного пункта панельного бремсберга на северном коренном штреке при переходе с одной стороны выработки на другую между вагонетками движущегося состава был прижат вагоном к приводной головке бремсбергового конвейера СП-63 рабочий очистного забоя. Как видно, причинами несчастного случая явилось отсутствие свободною прохода для людей по нижней стороне выработки и переход между вагонетками движущегося состава в момент обмена партии вагонеток на погрузочном пункте (рис.3).

Эскиз   места   несчастного случая,   происшедшего   у   погрузочного пункта панельного бремсберга шахты «Холодная Балка» №2 комбината «Макеевуголь»

     Рисунок 3 - Эскиз места несчастного случая, происшедшего у огрузочного пункта панельного бремсберга шахты «Холодная Балка» №2 комбината «Макеевуголь»

     Особенно опасными местами при электровозной откатке являются всевозможные выступы в откаточных выработках (противопожарные и вентиляционные перемычки, места перекреплений, погрузочные люки на крутом падении), а также наличие в выработках вентиляторов местного проветривания, пусковой аппаратуры, лебедок, вагонов с материалами или с оборудованием, трубопроводов, ремонтин и другого оборудования, установленных без необходимых безопасных зазоров.

     Так, на шахте № 11 комбината «Шахтерскантрацит» 8 июля 1969 г. машинист электровоза занимался формированием составов в рудничном дворе 13-го горизонта. Оттягивая с приемной площадки четыре вагона с лесоматериалами, чтобы дать дорогу составу, идущему с грузом с 13-го восточного штрека, машинист заезжал в квершлаг на пласт k3, где был проложен газопровод диаметром 200 мм на высоте 1,5 м от головок рельсов. Последняя вагонетка сошла с рельсов, машинист электровоза, не остановил электровоз, приподнялся с сидения и оглянулся, в результате чего был травмирован между трубопроводами и штепсельной коробкой батарейного ящика (рис.4). Причинами несчастного случая с машинистом электровоза явились: отсутствие требуемого Правилами безопасности зазора между газопроводом и электровозом, неисправность рельсового пути в районе сопряжения выработок и подвижного состава, что привело к сходу вагонетки с рельсов.

Эскиз места несчастного случая, происшедшего на сопряжении рудничного двора 13-го горизонта пласта k22 с квершлагом на пласт k3 шахты № 11 комбината «Шахтерскантрацит»

Эскиз места несчастного случая, происшедшего на сопряжении рудничного двора 13-го горизонта пласта k22 с квершлагом на пласт k3 шахты № 11 комбината «Шахтерскантрацит»

     Рисунок 4 - Эскиз места несчастного случая, происшедшего на сопряжении рудничного двора 13-го горизонта пласта k22 с квершлагом на пласт k3 шахты № 11 комбината «Шахтерскантрацит»: 1 - труба газопровода диаметром 8"; 2 -знак «Въезд запрещен»; 3 - трубы диаметром 4".

     Анализ травматизма при электровозной откатке показывает, что большое количество несчастных случаев происходит с трудящимися, не связанными с обслуживанием рельсового транспорта при их передвижении по откаточным выработкам, что свидетельствует о неудовлетворительной организации перевозки людей на отдельных шахтах и отсутствия безопасных зазоров в выработках.


Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание

ДонНТУ >Портал магистров ДонНТУ