ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание

Источник: Сафонов Г.Н., Мотин П.А. Машинист шахтных локомотивов. М.: Недра, 1985. -с.5-10

Локомотивная откатка и условия ее применения

      Локомотивный транспорт является преобладающим на шахтах и рудниках, служит для перевозки основных и вспомогательных грузов, перевозки людей и производства маневровых работ.

     Локомотивная откатка применяется в выработках с уклоном до 0,005, а при выполнении специальных мероприятий ее разрешается применять в выработках с уклоном до 0,050.

     Применяются следующие виды локомотивов: аккумуляторные и контактные электровозы постоянного тока; электровозы переменного тока повышенной частоты с бесконтактным съемом энергии с питающей линии (высокочастотные); инерционные локомотивы (гировозы) и дизелевозы.

     В зависимости от условий откатки целесообразно применение локомотивов следующим сцепным весом: по вентиляционным выработкам и горизонтам - 70-100 кН; по участковым выработкам (ярусные, подэтажные и этажные штреки) – 80-100 кН; по выработкам основных горизонтов (горизонт околоствольного двора) – 140-280 кН при ширине колеи 900 и 750 мм и не менее 100 кН при ширине колеи 600 мм.

     Преимущества локомотивного транспорта: многофункциональность; практически не ограниченная производительность, зависящая от числа локомотивов; высокая экономичность; маневренность; возможность раздельного и бесперегрузочного транспортирования по разветвленной трассе практически на неограниченные расстояния, высокая надежность процесса транспортирования.

     Недостатки локомотивного транспорта: цикличность (периодичность действия); зависимость производительности от уровня организации; ограниченность применения (зависящая от уклона); затруднение в обеспечении безопасности работы при завышенных профилях нуги; наличие сложного аккумуляторного хозяйства при применении аккумуляторных электровозов.

Классификация рудничных локомотивов и их условные обозначения

     Рудничные локомотивы классифицируют по следующим признакам:
- по сцепному весу (кН): легкого типа - от 20 до 70; среднего типа - от 70 до 100; тяжелого типа - свыше 100;
- по исполнению: нормальное рудничное исполнение РН; рудничное исполнение повышенной надежности РП; рудничное взрывобезопасное исполнение РВ;
- по роду энергии: электровозы постоянного тока; электровозы высокочастотные; дизелевозы; гировозы (инерционные локомотивы);
- по способу подвода энергии: с автономным источником питания (аккумуляторные батареи, дизельный двигатель); с внешним источником питания (через контактный провод или тяговую кабельную линию); с комбинированным питанием (аккумуляторно-контактным или кабельно-контактным);
- по назначению: магистральные (для откатки по главным выработкам); маневровосборочные (для маневровых работ); вспомогательные (для вспомогательных работ по вентиляционным и другим выработкам шахт).

     Кроме того, шахтные электровозы различаются по: способу управления тяговыми двигателями; способу торможения; расположению кабины; ширине колеи; конструкции рамы и т. д.

     В условных обозначениях серийно изготовляемых электровозов ЗКР; 4КР; 4,5АРВ2М; 5АРП2М; 7КР1У цифра слева от букв индекса обозначает сцепной вес (соответственно 30, 40, 45, 50, 70) электровозов в кН, а цифра справа от буквенного обозначения указывает на конструктивное исполнение локомотива.

     Буквенные обозначения, находящиеся после цифры, соответствующей сцепному весу, расшифровываются следующим образом: К - контактный, А - аккумуляторный; П - повышенной надежности; В - взрывобезопасный; Р - рудничный, М - модернизированный, У - унифицированный.

     Единой системе обозначений не соответствуют обозначения электровозов АК2У, АМ8Д и 2АМ8Д и гировозов ГР4 и ГР5. В данном случае на сцепной вес указывают цифры, стоящие после букв, а буква Д, у электровозов АМ8Д и 2АМ8Д, обозначает модернизированный электровоз Дружковского машиностроительного завода.

     В обозначениях вновь создаваемых рудничных электровозов в отличие от серийных сцепной вес локомотива указывается после буквенного обозначения исполнения электровоза, например аккумуляторные электровозы АРП7, АРВ7, АРП10 и т. д.; контактные электровозы К7, К10, К14, КР28; высокочастотные электровозы B10, B14.

     Область применения электровозов в зависимости от их исполнения по взрывозащите определяется Правилами безопасности, действующими в той или иной горнодобывающей отрасли.

     По выработкам с исходящей струей воздуха шахт III категории и сверхкатегорийных по метану, а также опасных по внезапным выбросам должны применяться только взрывобезопасные локомотивы.


Биография | Библиотека | Реферат | Ссылки | Отчёт о поиске | Индивидуальное задание

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ