Назад в библиотеку

РЕФЕРАТ

По предмету: ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

На тему: «УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО ПРО БИОСФЕРУ И ПЕРЕХОД В НООСФЕРУ»

Введение

              В настоящее время учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере приобрели большую популярность. Ранее результаты его научных исследований были не востребованы и не поняты его современниками. Но теперь, когда человечество стоит на краю глобальной экологической катастрофы, учения В.И.Вернадского стали актуальны как никогда. Этот великий ученый намного опередил время в своих учениях и многие его идеи, предположения и умозаключения оказались пророческими.
              В своих работах В.И.Вернадский раскрывает очень актуальные на сегодняшний день вопросы о проблемах человечества: социальных, политических, экономических и научных. Эти проблемы непосредственно связаны с взаимоотношением человека с природой, и их решение приведет человека в сферу разума – ноосферу. В.И.Вернадский писал: «Под воздействием разума биосфера переходит или перешла в новое эволюционное состояние - в ноосферу».
              Дальнейшим развитием понятия ноосферы занимались Т.Шардена, Е.Леруа, В.Казначеев, М.Моисеев, Г.Наумов, Т.Яншина и др. Среди проблемных вопросов, которыми занимались исследователи можно выделить следующие: проблема образования ноосферы, соотношения ноосферы и биосферы, а также вопросом развития ноосферы.
              Те глобальные проблемы, которые человечество само себе создало в результате своей деятельности, ставит дальнейшее существование всего живого на Земле под угрозу уничтожения! Учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, опередив свое время, наиболее глубоко затрагивают этот вопрос.
              На основании выше изложенного тема данной работы: «Учение В.И.Вернадского про биосферу и переход в ноосферу».
              Цель данной работы: определить, каким образом должен осуществиться переход биосферы в ноосферу. Для выше поставленной цели решаются следующие основные задачи: рассмотреть понятия биосферы и ноосферы, определить условия создания ноосферы и дать им анализ.

1.Биосфера

                "Лик Земли" – картина Земли, если смотреть на нее из просторов космоса. Биосфера ее приближенный синоним. Э. Зюсс (1831-1914) в 1875 г. назвал область жизни на Земле биосферой ([3], стр.90). Но на нее было указано как на особое реальное явление на нашей планете – естественное тело – много раньше, в конце восемнадцатого начале девятнадцатого веков. Но биосфера Зюсса в биогеохимии только формально связано с его представлениями.
              Биосфера – единственная область земной коры, занятая жизнью. Только в ней, в таком наружном слое нашей планеты сосредоточена жизнь, в ней находятся все организмы, всегда резкой, непроходимой гранью отделенные от окружающей ее косной материи ([2],стр. 53). Никогда живой организм в ней не зарождается. Он умирал, живя и разрушаясь, отдает ей свои атомы и непрерывно берет их из нее, но охваченное жизнью живое вещество всегда имеет свое начало в живом же.
              Можно брать все живое вещество в целом, как единую, особую область накопления свободной химической энергии в биосфере, превращения в нее световых излучений Солнца. По существу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию – электрическую, механическую, тепловую и т.д.
              Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны. Каждый живой организм в биосфере – природный объект – есть живое природное тело. Живое вещество есть совокупность живых организмов, в ней живущих.
              История биосферы резко отлична от истории других частей планеты, и ее значение в планетном механизме совершенно исключительное ([2], стр.38). Она в такой же, если не в большей степени есть создание Солнца, как и выявление процессов Земли. Древние интуиции великих религиозных созданий человечества о тварях Земли, в частности о людях как детей Солнца, гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях Земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества земных сил. Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью строительного материала космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности. Космические излучения, идущие от всех небесных тел охватывают биосферу, проникают всю ее и все в ней.
              В значительной мере биосфера является проявлением излучений солнца и составляет планетарный механизм, приводящий их в новые разнообразные формы земной свободной энергии, которая в корне меняет историю и судьбу нашей планеты.
              На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы взятые в целом ([2], стр.54). Прекращение жизни было бы неизбежно связано с прекращением химических изменений если не всей земной коры, то во всяком случае, ее поверхности – лика Земли, биосферы.
              Все минералы верхних частей земной коры непрерывно создаются в ней только под влиянием жизни. С исчезновением жизни на земной поверхности шли бы лишь медленные, от нас скрытые изменения, связанные с земной тектоникой. Лик Земли стал бы также неизменен и химически инертен, как является неподвижным лик Луны, как инертны осколки небесных светил, захватываемые притяжением земли метеориты и космическая пыль.
              Биосфера состоит из живого вещества и вещества косного, которое на протяжении всего геологического времени резко разделены по своему гинезесу и по своему строению. Живые организмы, т.е. все живое вещество родятся из живого вещества, образуют в ходе времени поколения, никогда не возникающее прямо, вне такого же живого организма, из какой бы то ни было косной материи.
              Косная материя – неживое вещество: по объему господствуют газы в большом разряжении, по весу твердые горные породы и в меньшей мере жидкая морская вода Всемирного океана ([1], стр.25).
              Биокосные природные тела – это почва, ил, поверхность воды, сама биосфера и т.п.

2. Переход биосферы в ноосферу

2.1 Эволюция биосферы

               Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы. Благодаря эволюции видов, непрерывно идущей и никогда не прекращающейся, меняется резко отражение живого вещества на окружающей среде ([3], стр.18-22).
              Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. В последнее тысячелетие наблюдается интенсивный рост влияния одного живого вещества – цивилизованного человечества на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу.
              Едва ли может быть сомнение, что перестройка биосферы научной мыслью через организованный научный труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготавливались эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет.
              Человек должен понять, как только научная, а не философская или религиозная концепция мира его охватит, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течении по крайней мере двух миллиардов лет.
              Можно дать картину эволюции в биосфере в течении 500-800 миллионов лет. Эволюция не раз переходила в новое эволюционное состояние. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть конец мелового), 15-80 миллионов лет назад, когда создались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества.
              Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную материю сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума.
              Единство человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других организмов от ее условий является основным фактором, который в конце концов выявился в геологическом эволюционном процессе создания ноосферы.
              Живое вещество является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существует. Это свободная энергия – биохимия – охватывает всю биосферу и определяет всю историю.
              В пределах живого вещества в последнее десятитысячилетие вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая энергия связана с жизнедеятельностью обществ рода Homo и других, близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывают в тоже самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности далеко оставляющие за собой обычную биохимическую энергию живого вещества.
              Это новая форма биохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той же самой формой энергии, которая создает в настоящее время ноосферу.
              Это форма энергии присуща не только Homo sapians но и всем живым организмам ([4], стр.132). Она связана с психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни и сказывается в форме, производящий переход биосферы в ноосферу только с появлением разума.
              У человека это форма биогеохимической энергии, связанное с разумом, с ходом времени растет и увеличивается, быстро выдвигается на первое место. Этот рост связан, возможно с ростом самого разума – процессом, по-видимому, очень медленным (если он действительно происходит), но главным образом с уточнением и углублением социальной обстановки и, в частности, с ростом научного знания.
              Разум есть сложная социальная структура, построенная как для человека нашего времени, так и для человека палеолита на том же самом нервном субстрате, но при разной социальной обстановке, слагающейся во времени. Ее изменения являются основным элементом, приведшим в конце концов к превращению биосферы в ноосферу явным образом, прежде всего созданием и ростом научного знания.

2.2 Экологические последствия деятельности человеческого разума

              Около 5 млрд. лет планета Земля стабильно развивалась по законам природы. За последние сто лет техника стала развиваться небывалыми, невероятно стремительными темпами, образовав ещё одну сферу техносферу планеты ([4], стр.49-50). «Чем больше я думаю, тем яснее вижу, каким огромным химическим и геологическим фактором становится деятельность человека» - говорил Вернадский В.И. - Самородный никель встречался только в метеоритах и в самых ничтожных количествах, а вот здесь его выделяют десятками тысяч тонн... Да разве только в этом дело? Железо, олово, свинец, алюминий, никель выделяются природными процессами в ничтожных количествах, а человек уже теперь, когда он, в сущности говоря, только что родился, считая геологически, добывает все это в колоссальных размерах и с каждым годом всё больше и больше... А сколько самородных веществ выделяется нами побочно, например при горении угля вообще, при сгорании каменного угля - азот, углерод! Нет, как хотите, но изменяя характер химических процессов, химических продуктов человек совершает работу космического характера, а она год от года становится и будет становиться все более и более значительным фактором...»
              Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, имеет временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом как для самой природы, так и для человека. Поэтому, как предупреждал Ф.Энгельс, не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».
              Уже сейчас мы видим последствия столь стремительного научно-технического прогресса. Именно эта эпоха принесла обществу не только огромное количество благ, но и самые масштабные нарушения окружающей среды. Непрекращающиеся войны, ядерные аварии, генетические дефекты. СПИД, наркомания, бездумное потребительство, промышленные отходы, имеющие огромный период полураспада, озоновые дыры, смог это лишь часть негативного наследства, переданною индустриализацией человечеству. Не менее остро стоит и проблема потери биологического разнообразия. По данным ООН (Программа ООН по охране окружающей среды) в конце XX века на Земле насчитывалось 22 миллиона видов живых организмов. Около 1,5 млн. из них описаны учёными. Приблизительно 7 млн. могут исчезнуть в ближайшие 30 лет. Выходит, что человек еще не успел изучить большинство видов, их значение в общем балансе, но успел их уничтожить...
              Исчезают не только отдельные виды, но целые экосистемы! Это и многое другое привело к тому, что ситуацию на планете не назовешь никак иначе, как экологической катастрофой. Теперь природа не в состоянии сама восстановиться.
              В этих условиях многие ученые, выступающие с позиций «технократического детерминизма», делают главную ставку на новые, более совершенные, чистые технологии. Например, разрабатываются и внедряются новые, менее энергоёмкие производства, новые коммуникации, компьютерные и информационные технологии, молекулярная биология, полупроводники, альтернативные источники энергии.
              Но другие совершенно справедливо полагают, что изменений только технических недостаточно. Это только полумеры. Необходимы качественные изменения духовного мира самого человека.
              Нарастание глобальных экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - планетарного экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и важное условие сохранения равновесия и гармонии с природой - это миролюбивое и разумное существование людей друг с другом. У человечества нет иной альтернативы для сохранения не только жизни на планете, но и самой планеты со всем неповторимым богатством её природы, являющейся первым и необходимым условием человеческого бытия. По существу, требуется формировать новое мировосприятие, мировоззрение миллиардов людей, их глубоко продуманного отношения к коренным вопросам человеческой жизни. Известный русский физик Н.А.Умов считал, что этическая задача грядущих поколений заключается в сокращении и искоренении «звериных приёмов» в обществе и политической жизни. Именно в этом он усматривал прочное основание устойчивости процессов, которые происходят в живой природе.
              В Японии создана «модель предсказания будущих технологий». Согласно данной модели, к 2025г. уйдёт в прошлое борьба за выживание. Каждый человек достигнет такого уровня развития, который позволит ему поступать свободно, отпадёт необходимость в общественном контроле над ним. Примерно к 2033 году сформируется «естественное общество»: мудрость и добрая воля придут на смену невежеству и жадности, станут движущей силой общественного сознания, а мир, жизнь и счастье приобретут в глазах людей высшую ценность.
              Эта позиция в полной мере согласуется с учением Вернадского о ноосфере, в котором природа и общество рассматривается как две взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны единого природного процесса становления ноосферы.
              Развивая ноосферные идеи Вернадского, наш современник Н.Н.Моисеев в своих поисках новых взаимоотношений человека и природы пришёл к формулировке двух системно-нормативных и регулятивных императивов: 1) для продолжения своей истории Человеку необходимо научиться согласовывать не только свою локальную, но и глобальную (всепланетарную) деятельность с возможностями природы: людям необходимо осознать потребность в установлении жёстких рамок своего развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием остальной биосферы; 2) человек должен осознать свою принадлежность не только к своей семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу, он должен чувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя ответственность за судьбу всего человечества, за судьбу чуждых ему и далёких от него людей. Человек должен научиться по иному относиться к природе, отказаться от опасной иллюзии господства над ней и научиться жить, следуя законам природы.

2.3 Условия существования ноосферы о В.И.Вернадскому и их анализ

              Ноосфера - та среда идеального сосуществования природного и техногенного - не во вред друг другу, а органичным образом связанного и прогрессирующего[4], стр.228-229). Поэтому и необходимо говорить о ноосфере в контексте цивилизации будущего.
              Исследователи трудов В.И.Вернадского выделяют множество отличительных черт ноосферы, уже имеющих место в современном мире. При этом их рассматривают как неопровержимые доказательства перехода биосферы в ноосферу. Мы же склонны считать, что степень осуществления некоторых предпосылок слишком преувеличена, поэтому и проведен анализ полноты их реализации на данный момент времени и сделаны соответствующие выводы. При этом за основу приняты труды Ф.Т.Яншиной.
              Первой предпосылкой все авторы единодушно считают:
              1. Заселение человеком всей планеты. И, хотя Ф.Т.Яншина считает условие выполненным, мы находим несколько опрометчивым данное утверждение, поскольку степень освоения человеком планеты и условия его существования в отдаленных уголка вряд ли позволяют человеку преобразовывать биосферу в соответствии с велениями разума, а не инстинкта выживания и жаждой обогащения. Как следствие возникают еще три условия, о которых В.И.Вернадский писал: "Процесс полного заселения биосферы человеком, обусловленным ходом научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношении, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли...".
              2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.
              3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли.
              4. Подъем благосостояния трудящихся.
              Но если скорость развития средств связи действительно ошеломляет, то отношения между государствами очень и очень непросты.
              Нельзя отрицать, что политические взаимоотношения между отдельными странами действительно крепнут и пример тому - Евросоюз. Но и истинного единства между всеми государствами Земли нет. Они разбиты на альянсы и союзы, объединенные общими интересами, часто диаметрально противоположными. Ноосфера же требует глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле.
              По В.И.Вернадскому реализовать подобное управление можно охватив Землю сетью научно-исследовательских институтов всех направлений во главе с Ломоносовским институтом - вершиной знания, мечтой В.И.Вернадского, которые изучали бы самым тщательным способом сложившиеся проблемы и находили бы оптимальные их решения. Следовательно, мы не можем говорить, о выполнении и этого условия.
              Еще хуже дела обстоят с благосостоянием трудящихся Земли, что очевидно. Более того, учеными подсчитано, что на Земле элементарно не хватит ресурсов, для обеспечения всему населению уровня жизни как у состоятельной части общества, например в США, а отсюда следует еще одно обязательное условие ноосферы, которое Яншиной не выделено:
              5. Контроль над демографией населения Земли. Автор работы, опубликованной в Интернете Н.Кронов высказывается по этому поводу в довольно резкой форме: "...ученым просто не хватает интеллектуальной смелости правдиво ответить на вопрос о первопричине надвигающейся экологической катастрофы... Самым "научным" и серьезным считается перечислить с десяток "причин" экологического кризиса. На деле такая якобы "объективность" и "научная полнота исследования" служат умалению подлинной причины кризиса - необходимости кормить и поддерживать чрезмерно выросшее население» ([4], стр.209).
              Эта проблема ярко выражена в следующих статистических данных. Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 51 азиатов, 21 европеец, 14 американцев (северных и южных). 8 африканцев; 52 будут женщинами, 48 мужчинами, 70 не белыми, 30 белыми, 6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все шесть будут из США, у 80 не будет достаточных жилищных условий, 70 будут неграмотными, 50 будут недоедать, I умрет, 2 родятся, у 1 будет компьютер и 1 (только один) будет иметь высшее образование. Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем I миллион человек, которые не доживут до следующей недели. Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, то вы счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире. Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75% людей в этом мире. Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8% обеспеченных людей в этом мире.
              6. Равенство всех людей. Ученый давал этому строго научно обоснование. Ведь если биологически все люди равны, так почему же в социальной сфере должно существовать неравенство, противоречащее не лишь законам морали, но и, главное, природы; «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей... Это закон природы».
              Но хотя социально-политическая практика последних трех столетий прошла под знаком всеобщей «борьбы за равенство», одновременно она продемонстрировала неуничтожимость неравенства, более того, его парадоксальную притягательность: отстаивая политическое, правовое, гражданское равенство, индивиды и группы, страны и регионы неустанно конкурируют друг с другом в экономической и военной, социальной и культурной, экологической, идеологической и иных сферах ([4], стр.194-195). Сегодня наблюдается рост неравенства как на глобальном, так и на внутринациональных уровнях. В странах, где демократическое устройство лишь складывается, институты гражданского общества еще не сформировались, а общинные традиции поддержки уже разрушены, безразличие государства к наращиванию социального капитала также катализирует процессы неравенства. Нынешний этап глобализации объективно требует повышения конкурентоспособности государств, что плохо совмещается с ростом благосостояния жителей: инвестиционные программы качественной модернизации экономики рассчитаны на долговременный эффект. В этих условиях правительства объективно вынуждены жертвовать социальными гарантиями во имя динамичного развития страны, что не может не усугублять неравенств даже в прежде благополучных странах. Складывающаяся глобальная экономика порождает глобальное неравенство, глобальную бедность, глобальное богатство. Формируясь на глобальном уровне, проблемы глобализации неравенства начинают оказывать мощное воздействие на национальные, региональные и субрегиональные процессы.
              Должны ли мы признать ошибочность ноосферного, просвещенческого идеала равенства и невозможность создания ноосферы? Или, подвергнув его критическому рассмотрению, уточнить основания и пути реализации? Видимо, человечество не захочет и не сможет отказаться от управления собственным развитием на началах разума, поэтому создание ноосферы будет существовать в качестве цели-идеала. Другое дело, что ни всеобщее, тотальное равенство, ни всеобщее, тотальное неравенство не могут стать идеалами. Равенство и неравенство - взаимодополняющие принципы организации общественной жизни, ценность которых по-настоящему проявляется лишь в их совместном функционировании.
              Решающее значение в принятии «принципа онтологического равенства» принадлежит праву, правовому регулированию человеческих отношений. Не случайно любые антидискриминационные движения начинаются, как правило, с требования предоставления прав, равных по объему, содержанию и сферам действия. И хотя получение формального равенства - лишь начальный этап длительного исторического процесса утверждения ранее дискриминируемой группы как фактически равной, без этого начального этапа достижение равенства невозможно. Правовое регулирование, создавая формальное правовое равенство индивидов, способствует утверждению в современных обществах новых стратификационных принципов: последовательный отказ от партикуляристско-аскриптивных оснований и последовательную легитимацию и институционализацию двух базовых принципов равенства современности — равенства возможностей и равенства в принадлежности сообществу.
              Достичь единства людей еще не удалось даже в отдельно взятой стране, не говоря уже о мировом сообществе, но положительные тенденции в этом направлении все же наметились (политика равенства, осуждение нацизма и др.). При этом необходимо помнить, что подобное равенство может существовать лишь в демократически устроенном обществе. Следовательно, еще один характерный признак ноосферы:
              7. Демократический строй государств земли. В 1944 г. во время Второй Мировой войны В.И.Вернадский писал: «...важен для нас тот факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере». И хотя время показало, что великий мыслитель ошибся относительно перспектив создания демократического общества в СССР, но во многих странах она уже действительно существует. Кроме того, только в демократическом обществе наука может свободно развиваться, не испытывая гнета государства. А развитие науки – первейшая необходимость преобразования и развития биосферы в ноосферу: «Научная мысль - часть структуры организованности биосферы и ее в ней проявление, ее создание в эволюционном прогрессе жизни, является важнейшим событием в истории биосферы и истории планеты», «Взрыв научного творчества происходит и в определенной мере создает переход биосферы в ноосферу». Значит следующее условие:
              8. Свободное развитие науки. Данная предпосылка большей частью выполняется, учитывая ее достижения практически во всех областях - в инженерной генетике, в компьютерноинтегрированных науках, биологии и т.п. И именно колоссальное развитие науки должно обеспечить выполнение следующих условий существования ноосферы:
              9. Расширение границ биосферы и выход в Космос. В работах последнего десятилетия своей жизни Вернадский считал границы биосферы постоянными. В процессе же перехода в ноосферу границы биосферы должны были расширяться, а человек должен был выйти в Космос, что и происходит на данный момент.
              10. Открытие новых источников энергии. Достижения современной науки позволяют предположить, что энергетический дефицит обществу не грозит. И вместе с тем печальный опыт Чернобыля показывает, что, создавая новые источники энергии, человечество еще не вполне может контролировать их и оценить их разрушительную силу.
              11. Исключение воин из жизни общества. Невыполнение этого условия сделает невозможным остальные, подорвет все моральные высокогуманные основы, на которых должно существовать с другими природными сообществами сообщество человека ноосферы. И последнее:
              12. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Ф.Т.Яншина считает это условие выполненным, но оговаривает, что именно деятельность человека привела к тяжелым геологическим последствиям. Кроме того, анализ данного фактора позволяет наметить пути по переходу нашего сообщества в ноосферу.
              Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод, что путь человечества к ноосфере еще очень долог, а значимость реализации предпосылок на сегодняшний день исследователями преувеличена. Но положительные тенденции имеются, и мы склонны предполагать, что слова В.И.Вернадского: «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней», как и большинство его гипотез, окажутся пророческими.

3. Ноосфера

              Ноосфера у В.И.Вернадского - не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы ([4], стр.167). Еще в 1926 г он подчеркивал, что созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Именно эту биосферу Земли, измененную научной мыслью и организованным трудом и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества, он и назвал впоследствии ноосферой.
              В книге «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.
              Одни склонны трактовать ноосферу как локально- региональный очаг, как часть, область биосферы. Другие расширяют понятие ноосферы до пределов, охватывающих и поглощающих всю биосферу. Третьи рассматривают ноосферу в качестве атрибута биосферы как целостной биосистемы. Четвертые применяют термин «ноосфера» только к состоянию человеческого общества.
              В.И. Данилов-Данильян оспаривает трактовку термина «ноосфера» как состояние биосферы, заявляя, что «оно вообще не подходит для какого либо возможного состояния биосферы. В то же время Н.Н. Моисеев расширяя границы термина «ноосфера», доводит его до трансформации в «ноосферогинез» и «эпоху ноосферы».
              Большинство исследователей сходятся в трактовке содержания термина «ноосфера»в том, что видят в ней искусственно созданную среду обитания человечества, обретшую самостоятельный сферный статус. Литвинцева А.В. разделяет эту позицию, обращая внимание на то, что имеются все основания включать в ноосферу (как искусственно созданную среду обитания) не только материальный вещественно-предметный технико - артефактный мир, но и информационно – энергетическое поле, порождаемое человеческим разумом.
              Воронова В.Г. считает, что ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которого разумная человеческая деятельность становить главным определяющим фактором. Ноосфера включает антропосферу (совокупность искусственных объектов, созданных в процессе целенаправленной деятельности человека); измененную человечеством живую и неживую природу (совокупность социальных факторов, характерных для данного этапа развития общества в его взаимодействии с природой).
              Ноосфера есть новое явление на нашей планете. Впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать жизнь своим трудом и мыслью. Перед ним открываются все более широкие творческие возможности. Живая и неживая природа представлена в виде элемента базиса как окружающей среды. Ее ресурсы используют экономики разных государств, при этом власти каждого государства устанавливают тот или иной экономический механизм. В свою очередь общество устанавливает власть с помощью определенного политического механизма. Человек является одновременно элементом как социальный подсистемы (общества), так и экономической подсистемы (экономика).
              В каждой из областей ноосферой взаимозависимости имеется, во-первых, субъект ноосферного управления, во-вторых, субъекты государственного управления и, в - третьих, объекты управления. Важнейшими объектами ноосферного управления являются:
              1. Вооруженные силы и вооружения, в том числе ядерные и обычные.
              2. Мировая экономика, в том числе, продовольствие, инвестиции, энергетика, сырье, научно-техническое сотрудничество.
              3. Окружающая среда, в том числе атмосфера, Мировой океан, космическое пространство, солнечная энергия, внутриземная энергия.
              4. Народонаселение и пищевые ресурсы.
              5. Мировая наука и культура.
              Процесс образования ноосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым.

Вывод

              В.И.Вернадский так не дал четкого определения ноосферы. В одних работах он говорил о ноосфере как перспективе далекого будущего, в других работах как о настоящем, в третьих- что ноосфера появилась с появлением человека разумногою. Поэтому осталось однозначно не понятным, что должна представлять собой ноосфера.
              По В.И.Вернадскому человек должен жить в гармонии с природой, поступать осознано по отношению к ресурсам, которыми он распологает, осуществлять разумную деятельность как по отношению к себе, так и к природе. Человек должен осознать, что он является частью природы, закономерным процессом развития биосферы, одним целым, а не отдельными рассами, странами и т.д. Взять ответственность как за себя, так и за всех людей на планете. И только тогда он сможет вступить в царство разума – ноосферу. В ноосфере человечество живет в гармонии с природой, нет войн, бедности, человечество будет едино и жить как в одной большой стране, где процветает и главенствует научная мысль.
              Конечно эта ноосфера существует больше как идеал, к которому надо стремиться, а не как реальность. Но исследователи трудов В.И.Вернадского выделяют множество отличительных черт ноосферы, уже имеющих место в современном мире. При этом их рассматривают как неопровержимые доказательства перехода биосферы в ноосферу. К ним относяться следующие: заселение человеком всей планеты, резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами, демократический строй госдарств земли, свободное развитие науки, расширение границ биосферы и выход в космос, открытие новых источников энергии и преобладание географической роли человека над другими процессами, протекающими в биосфере. К предпосылкам, которые более идеализированы, чем реальны относятся: усиление связей, в том числе и политических между всеми государствами Земли, подъем благосостояния всех трудящихся, контроль над демографией населения Земли, равенство всех людей и исключение войн из жизни общества.
              Даже если некоторые предпосылки никогда не смогут быть выполненными, необходимо стремиться к их выполнению. Для этого необходимо, чтобы новое поколение воспитывалось с новым мировоззрением, что человек не царь природы, а ее неотъемлемая часть, без которой его существование не возможно. Если же человек не будет решать стоящие перед ним глобальные проблемы, стремиться переломить свои взгляды по отношению к природе и ограничить свои потребительские претензии, то он станет перед проблемой дальнейшего существования на этой планете.
              В.И. Вернадский был убежден и глубоко верил, что человек сможет выйти на новый уровень, выполнив для этого все необходимые условия и вступит в новый этап развития биосферы – ноосферу. И кто я такой чтобы усомниться в его убеждениях. Я также глубоко верю, что человечество выживет, сохранит настоящие условия жизни и даже улучшит их. При этом больше не будет противоречий между человеком и природой. Человечество станет высокоразвитой расой как физически, так и интеллектуально, человек выйдет далеко за пределы биосферы и постигнет тайны существования вселенной.

Литература

1. «Размышления натуралиста» Вернадский В.И. М.:1977.-192с.

2. «Биосфера и ноосфера». Вернадский В.И. М: 2002 – 576с.

3. «Философские мысли натуралиста». Вернадский В.И. М.:1988 – 520с.

4. «Твоча спадщина В.І.Вернадського і сучастність». Донецк.:2005 – 328с.

5. «Твоча спадщина В.І.Вернадсько». Донецк.:2001 – 457с.

Назад в библиотеку