Назад в библиотеку

Зенков Р.П., Ивашков И.И., Колобков Л.Н.

"Машины непрерывного транспорта"

1980

Определение параметров сыпучих грузов

              Сыпучесть грузов характеризуется зависимостью предельных касательных напряжений от нормального напряжения в толще груза, которую строят по результатам испытаний насыпных грузов на трибометре.

а) Для связных грузов

б) Для идеально сыпучих грузов

Рис.1. Зависимость предельного касательного напряжения от
напряжения в толще груза.





Рис.2. Схема трибометра.

              Желоб 5 и ролик 3 заполняют грузом; порцию материала, лежащего в рамке 3 прижимают к материалу в желобе 5 пружинными пластинами 2. Рамка катками 6 опирается на направляющие 1. Она соедина с грузовой чашкой 4 шнуром, перекинутым через отклоняющий блок. На грузовую чашу ставят гири, под их тяжестью рамка движется и происходит срез материала. Напряжения и вычисляют по формуле:

;

;

где - суммарный вес пружинных пластин и материала в подвижной рамке;

; - площадь среза;

; - сила сдвига;

- сопротивление подвижной рамки.

              По опытным значениям и строят прямую ас предельных касательных напряжений (рис.1а), которая в общем случае пересекает ось координат выше точки О, что характеризует вязкость груза. Отрезок Оа определяет начальное сопротивление груза сдвигу . Для идеально сыпучих грузов =0 (рис.1б). Угол называется углом внутреннего трения, а тангенс этого угла – коэффициентом внутреннего трения .
              Начальное сопротивление сдвигу растет при повышении пленочной влажности мелкофракционных грузов; при пределе пленочной влажности начальное сопротивление влажного груза во много раз больше, чем начальное сопротивление того же груза в сухом состоянии. Угол , образованный линией Ос с осью абсцисс, называется углом внутреннего сдвига, а его тангенс – коэффициентом внутреннего сдвига :

;

Угол насыпания:

;

Угол обрушения:

;

;

Рис.3. Углы насыпания и обрушения. Здесь h - высота откоса, g - ускорение свободного падения, - основание треугольного штабеля.

              К углу внутреннего сдвига близок по значению эффективный угол трения . Для его построения через точку О (рис.4) линии предельных касательных напряжений связного насыпного груза проводят круг Мора. Касательная, проведенная из начала координат О к этому кругу, образует с осью абсцисс искомый угол , который определяют из формулы:

;

где и - главные напряжения.

Рис.4. Определение эффективного угла трения.

              Сыпучесть груза характеризуется коэффициентом подвижности m', который равен отношению главных напряжений и :

.

Коэффициент подвижности идеального сыпучего груза:

;

или приближено:

.

              Коэффициент подвижности связных грузов зависит от начального сопротивления сдвигу :

где- коэффициент подвижности идеально сыпучего груза, имеющий тот же коэффициент внутреннего трения , что и рассматриваемый груз;

- наибольшее главное напряжение в рассматриваемой точке.

              Начальное сопротивление сдвигу:

.

              Коэффициент внешнего трения характеризует сопротивление насыпных грузов перемещению относительно поверхности твердых тел, вызываемое силой трения:

.

Назад в библиотеку