"Направленность решений, способствующих снижению травматизма от обрушений"

         "Снижение травматизма от проявлений горного давления" В.И. Николин, С.В. Подкопаев, А.В. Агафонов, Н.В. Малеев. - Донецьк: Норд - Пресс. - 2005. - 331 с.

         Анализ смертельного травматизма от обрушений за прошедшее десятилетие (1999-2001 г.г.) позволил констатировать, что составил он в среднем за год 63 случая и был более 20 % от смертельного травматизма в отрасли. Примерно 65-66 % травматизма приходится на очистные забои (лавы). На забои подготовительных выработок и на протяжение действующих подготовительных выработок приходится Соответственно 22-23 % И 12-15 %. Последние происходят в основном при перекреплении.

         Из всего числа несчастных случаев, происходящих в лавах, около 30 % приходится на так называемые концевые участки (ниши, сопряжения). К ним относим ширину вентиляционных, конвейерных (откаточных) штреков (ходков) и примерно десятиметpовyю длину лав. Причины обрушений здесь существенно различнъг.

         На сопряжениях подготовительных выработок (конвейерных, откаточны х) c очистным забоем при применении столбовых систем разработхи породы нередко обрушаются в результате значительных обнажений кровли из-за снятия y окна лавы большого числа ножек крепи, несвоевременного и некачественного их восстановления, наличия рaзрушенных пород над крепью выработок и др.

         На сопряжениях вентиляционных подготовительныx выработок c лавами особое значение во многих случаях приобретает так нaзываемый фактор времени. Здесь нет необходимости в снятии ножек крепи, но значительньій период времени, прошедший со времени проведения вьіработки, примыкание к выработанному пространству предыдyщего этажа (столба) обусловливают значительные разрушения пород над выpаботкaми.

         Принципиально иным является напряженно-деформированное состояние угля и вмещающих его пород в окрестности ниш, примыкающих к массиву угля при применении сплошных систем разработки.

         Совершенно очевидным является и вывод o том, что различие непосредственных причин травматизма от обрушений пород обязательно требует и применения рaзличных способов предотвращения обрушений.

         Последний вывод полностью справедлив и для разработки способов предотвращения травматизма непосредственно в лавах. Выделяя их специфику, сформулируем наше отношение к предотвращению последнего травматизма. Самым кардинaльным и технологичным решением предотвращения травматизма в лавах, конечно, является применение соответствующих конкретным горно-геологическим условиям комплексов (крепей). Его решение относим к совершенно специфичной, машиностроительной по своей сущности ветви горной науки. Нами она не рассматривается, так как по содержанию, по своей сущности должна решать задачи предотвращения «выпaдения» кусков пород между верхняками комплексов.

         Прямыми измерениями по обрaзцам глинистого сланца, залегающего ниже песчаника и полученньпс при колонковом бурении скважин, были полyчены значителъные по величине ДГВ. Они привели к вътводу, что слой песчаника мощностью примерно 6,5 м за счёт нaзванных деформаций бьи вьщавлен в штpек.

         Необходимо вновь подчеркнуть, что предотвратить возникновение и развитие ДГВ при разгрузке практически при современном уровне развития техники невозможно, a нередко просто нецелесообразно. Ни усиление крепи, ни возведение дополнительных арок не предотвратят деформации генетического возврата, приведение выработок в нерабочее состояние. Но вместе c тем совершенно реaльным может быть изменение направленности этик деформаций за счёт проведения специaльных, нaзванных компенсационными, выработок.

         На основании тех научных положений, которые характеризуют возникновение и развитие ДГВ при разгрузке, предложили следующим образом повлиять (изменить) направленность развития деформаций по мере приближения и удаления очистных работ к конкретному участку откаточного штрека.

         Предположили, что наличие компенсационной траншеи (1) глубиной h =1,2 м, которая обрaзовывaлась буровзры вным способом одновременно c проведением откаточного штрека, уменьшит величину деформаций глинистого сланца со стороны его подошвы в направлении выработки.

         Образование компенсационных ниш глубиной 1= 0,7 м, проводившихся через каждые з м отбойным молотком по мере подвигания штрека, предназначалось для уменьшения деформирования того же глинистого сланца в направлении той же выработки, но со стороны её подошвы и стенки.

         Способ применяли при отработке запасов пласта Мачеха гор. з60 м до достижения гpаницы шахтного поля на протяжении 205 м откаточного штрека. На всём его протяжении выработка не перекреплялась ни разу /17, 18/.

         Ранее приведенные результаты прямых измерений ДГВ 1 и I I простиранию позволили утверждать, что различие между ними может составлять примерно порядок. Чтоб c наибольшей практической полезностью использовать обнаруженную особенность деформирования слоистых сред – осадочного массива, необходимо изменить ориентировку компенсационных ниши траншей. Такое решение содержится в патенте ДонНТУ. Оно реализует научно-обоснованное требование к такому расположению компенсационных выемок, при котором наибольшие деформации, перпендикулярнъге плоскостям наслоений, максимально возможно были бы направлены в компенсационные (pазгpузочные) полости . Разрушенную породу из последних убирать можно лишь в допустимо минимальных объёмах. B части их, оставшейся незаполненной, следует размещать бы стротвердеющие пены.