ЗАМКИ ЕВРОПЫ

На гавную страницу

Крепость, замок, дворец - все эти слова будоражат воображение, в памяти возникают картины виденного когда-то или знакомого по сказкам, детским голливудским фильмам и снам. Новые слова и образы обрушиваются на нас, словно из рога изобилия: зубцы, башни и подъемные мосты, пушки, бастионы, рыцари и доспехи, бут и мрамор, наружные лестницы и сады. Полет нашей фантазии соединяет вещи, которые никак друг с другом не связаны. Рыцарская романтика средневековых крепостей созвучна в нашем сознании с расточительной роскошью замков духовных и светских правителей. Перед мысленным взором возникают образы в самых радостных красках, часто не имеющие никакого отношения к действительности.

Статья даст возможность увидеть, какими были крепости и замки на самом деле, как изменялась архитектура в ходе истории, как одни стили сменяли другие. Статья познакомит нас с выдающимися и уникальными памятниками замковой архитектуры, напомнит о холоде и сырости за их толстыми стенами, о владельцах замков, стремившихся продемонстрировать свое величие и подтвердить право на власть, о мироощущении, определявшем пафос барокко.

                      

Задача этой статьи - помочь вам лучше узнать крепости и замки, полюбить экскурсии, не важно, является ли осмотр замков просто предлогом или целью поездки, полюбить вылазки к древним руинам или к замкам правителей, пусть не таким знаменитым, как те, что представлены в этой статье, но все же имеющим с ними определенное сходство. Статья откроет вам глаза на красоту не только известных достопримечательностей, но и более скромных старинных построек, поможет разобраться в архитектуре, а главное, увидеть людей новыми глазами, ведь архитектура в итоге всегда отражает эпоху и нравы своих современников. И на примере крепостей и замков это особенно очевидно.


Архитектурные пристрастия правителей на смене эпох

Крепость - характерный тип постройки средневековой господской архитектуры, причем не только в Европе, но и в Византийской империи. В позднем Средневековье было не менее 30 тыс. крепостей, целью которых являлась демонстрация притязаний на власть высшего и среднего дворянства.

Принципы строительства крепостей изменялись в ходе развития военной техники, которая, в свою очередь, давала возможность местным правителям держать под контролем более крупные территории.

Особенное значение имело изобретение пороха и усовершенствование огнестрельного оружия. Большинство старых крепостей не могли больше обеспечить безопасность и постепенно приходили в упадок, оставленные своими владельцами на произвол судьбы. Остальные крепости укреплялись или перестраивались, становясь замками, служившими репрезентативным целям. Такие резиденции нужны были не для защиты от врагов, а только для выражения величия тех правителей, которые считали свое положение достаточно прочным, чтобы запечатлеть это в импозантном внешне строении. Расцвет архитектуры такого рода, без сомнения, приходится на абсолютистское правление Людовика XIV, воплощением которого до сих пор считается Версаль.

Подробнее...


Крепость как инструмент защиты.

Предшественниками крепостей в Европе были деревянные крепости-башни, строившиеся в Европе с VIII по XI вв. Их возводили либо на естественных холмах или скалах, либо на холмах, насыпанных вручную. Вход в башню был приподнят, чтобы обитатели крепости могли окопаться в своем убежище, верхняя часть крепости часто выступала, а сама крепость была обнесена деревянным забором.

Захватчикам приходилось сначала взбираться по крутому склону, тратя много сил, а наверху их встречали готовые к схватке защитники крепости, и начиналась рукопашная, бой один на один, рыцарь на рыцаря, меч на меч. Поскольку деревянные крепости часто страдали от пожаров, а также теряли свою значимость в ходе усовершенствования оружия, в Европе их осталось очень мало.

Подробнее...


Замок как произведение искусства.

Усовершенствование огнестрельного оружия стало важной вехой в истории крепостей и замков. Большинство из них больше не могли обеспечить безопасности, их сдавали или брали приступом. Иногда их переоборудовали в замки, которые становились местом жительства аристократов либо резиденциями светских и духовных правителей.

Строительство новых замков начинается в XVI в., с наступлением эпохи Ренессанса. Здания в замке, как и в крепости, группировались вокруг внутреннего двора. Но при возведении отдельных зданий следовали общему плану, строя их по образцу, часто с прямоугольником в сечении. Симметричность флигелей или корпусов замка доминировала. Большие строения с четырьмя флигелями, как в Ашаффенбурге, скорее являлись редкостью. Жилые помещения, хозяйственные и репрезентативные помещения, как и в крепостях, в зависимости от размеров замка могли располагаться в отдельных корпусах замка или находиться в одном. Праздничные залы и жилые комнаты перенесли на первый этаж здания и соединили с цокольным этажом многочисленными винтовыми лестницами.

В эпоху абсолютизма, начавшуюся после окончания Тридцатилетней войны (1619-1648), типичным феодальным замком, служившим репрезентативным целям, стал барочный замок. Монархи и князья обладали неограниченной властью, решая вопросы религии, природопользования и государственного устройства. Главное понятие этого времени суверенность, что находит свое выражение и в архитектуре. Типичным для XVII-XVIII вв. становится барочный замок, состоящий из трех корпусов. Все оси корпусов и парковых строений стремились к центральному зданию и были идеально симметричны.

Подробнее...

На гавную страницу


Данная информация в более подробном виде находится на        http://bestcastles.ru