Виды Интернет-маркетинга(тезисы выступления)

Беличенко А.Ф.,Андрюхина В.А.

Материалы конференции "Актуальные проблемы и перспективы развития экономики Украины" г. Алушта,28-30 сентября 2006г.

   Интернет оказал и продолжает оказывать очень сильное влияние на формирование и развитие мирового информационного сообщества. Интернет сейчас - глобальное средство коммуникаций, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам без территориальных и национальных границ. Это эффективный инструмент исследований, развития торговли и бизнеса, воздействия на аудиторию. Интернет - это один из маркетинговых инструментов, т.е. маркетинговый канал в общем комплексе маркетинга предприятия.
   Маркетинговые возможности Интернета можно обозначить, рассмотрев обобщенно производственный цикл предприятия любой сферы деятельности:
1)Изучение рынка, информационный маркетинг.
2)Производство товара или услуги.
3) Реализация.
4) Сервис и послепродажная деятельность.
   Рассмотрим кратко каждый из выделенных подпунктов:
1. Информационный маркетинг.
   Желающим начать новую деятельность, Интернет помогает изучить рынок, что, в свою очередь, поможет выбрать наиболее перспективную в данной ситуации нишу. Тем, кто уже активно работает на рынке, Интернет помогает всегда быть в курсе текущих событий и новостей, оперативно реагировать на изменения на рынке и находить новые возможности для расширения своего бизнеса.
2. Производство товара или услуги.
   Прежде всего, здесь стоит отметить, что Интернет «родил» виртуальные коллективы. Люди, работающие на одной фирме могут проживать на разных континентах, но при этом могут быть объединены общим производственным процессом. Квалифицированная и более дешевая рабочая сила в Азии, Центральной и Восточной Европе делает заманчивым для бизнесменов развитых стран нанимать работников, прежде всего, интеллектуального труда в этих регионах и поэтому таких виртуальных предприятий становится все больше. Возможности Интернета в разных отраслях различны, но можно сказать, что в абсолютно любой отрасли его правильное применение, несомненно, приносит определенные выгоды.
3. Реализация
   Интернет меняет облик и стиль ведения бизнеса. Через Интернет осуществляется, например, заказ оборудования. Здесь практически не бывает ошибок, а если есть - их проще исправить (при получении бумажных заказов примерно 30% из них содержат ошибки). Сейчас через Сеть поступают в 99% случаев корректные заказы. За счет уменьшения ошибок и повторных заказов среднее время доставки сокращается на несколько суток. В результате массового перехода на заказы через Сеть можно колоссально увеличить объем продаж. Говоря о реализации товаров или услуг, можно констатировать, что сейчас в наших условиях Интернет может быть дополнительным каналом реализации продукции, инструментом решения отдельных маркетинговых задач.
4. Сервис и послепродажная деятельность.
   Маркетологи могут использовать самые разные онлайновые ресурсы для получения информации о своих потребителях, конкурентах, маркетинговой оценки, анализа, исследования своего сектора рынка и отрасли в целом. Это поисковые системы, телеконференции, дискуссионные группы и списки рассылки, электронные издания, специализированные сайты и др. На Западе уже есть программы, проверяющие Интернет на предмет нелегальной продажи или дистрибуции продукции, нелегального использования логотипов или других брэндинговых атрибутов фирмы, для защиты популярных брэндов от нежелательного использования на сайтах категории "для взрослых". Существует сложное программное обеспечение для маркетологов, позволяющее проводить рекламные компании, анализировать их ход и эффективность и вносить коррекции по ходу компании. В отличие от любой другой среды, Интернет дает возможность проследить за поведением посетителей конкретного сайта – на какие страницы они ходили, на каких задерживались, с каких уходили и др. На основании такого анализа можно сделать выводы о предпочтениях и симпатиях посетителей сайта, скорректировать акценты своей маркетинговой тактики и стратегии, ход рекламной компании.
   Рассмотрим подробнее основные онлайновые ресурсы маркетологов:
1. e-mail-маркетинг На механизм электронной почты опираются многие популярные средства вещания в Интернет. Сюда входят списки рассылки, дискуссионные листы и индивидуальные почтовые сообщения. При умелом использовании e-mail может дать еще один эффективный инструмент продвижения компании (веб-сервера) в Интернет. Преимущества e-mail рекламы очевидны:
  • электронная почта есть практически у всех пользователей Сети;
  • e-mail представляет собой push-технологию вещания, работает напрямую и достигает конкретного нужного пользователя;
  • дает возможность персонифицированного обращения;
  • благодаря четкому тематическому делению списков рассылок и дискуссионных листов можно воздействовать именно на интересующую целевую аудиторию.
    2. Списки рассылки
       В Интернет существует множество списков рассылки, которые посвящены самым различным тематикам. Ведут их, как правило, люди, хорошо осведомленные в данном вопросе, регулярно рассылая по e-mail очередные выпуски. Получатели подобных писем собственноручно подписались на список, и в любой момент у них есть право и возможность отменить свою подписку. Прекрасным маркетинговым ходом будет заведение собственного списка рассылки. Естественно, это имеет смысл, только если Вы в состоянии на регулярной основе подготавливать компетентную информацию, которая заинтересовала бы Вашу целевую аудиторию.
    3. Дискуссионные листы
       Дискуссионные листы создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов на определенную тематику. В отличие от списков рассылки, писать в лист могут не только непосредственно его создатели, но и все участники. Как правило, перед тем, как сообщение рассылается все участникам листа, оно проходит верификацию. Во время участия в дискуссиях, как впрочем, и при написании любого другого электронного письма, не забывайте правила этикета: старайтесь принимать активное участие в обсуждении тех вопросов, в которых вы компетентны. Главная задача - зарекомендовать себя в листе в качестве эксперта в заданной области. Клиенты скорее обратятся к вам как специалисту, нежели к неизвестному им вашему конкуренту.
    4. Реклама на досках объявлений
       Доски объявлений сгруппированы по тематикам и работают по принципу газет бесплатных объявлений. В отличие от дискуссионных листов, на досках объявлений можно и нужно публиковать именно рекламу, непосредственно для этого они и были созданы.
    5. Рассылки новостей сервера
        Можно предложить заинтересованным посетителям сервера подписаться на специальную рассылку, информирующую об обновлениях и размещении нового материала на нем. Данная рассылка будет напоминать подписчикам о данном сервере и способствовать увеличению повторных визитов. Разумеется, не стоит посылать уведомление с незначительными или заведомо неинтересными для получателя новостями сервера.
    6. Индивидуальные письма
       Рассылка индивидуальных писем - весьма трудоемкое занятие, требующее довольно большого количества времени, и ему предшествует кропотливая работа по сбору этих адресов. С другой стороны, ваше письмо попадет именно тому человеку, в чьем внимании вы в наибольшей степени заинтересованы. Посылать письма с предложениями можно и нужно только тем пользователям, которым это предложение будет действительно интересно. В этом случае вы, во-первых, скорее всего не получите в ответ гневных писем, во-вторых, только тогда оно будет по-настоящему эффективным. Найти интересующих вас людей и их почтовые адреса вы можете по тематике их веб-страниц, по их письмам, в дискуссионных листах, конференциях, визитным карточкам, рекламным брошюрам их фирмы и т.д.
    7. Партнерские программы
       Бурное развитие электронной коммерции породило в среде интернет-торговцев одну проблему - как продать больше, не увеличивая при этом затрат на рекламу и маркетинговые мероприятия? Ответ был найден быстро - с помощью партнерских (affiliate или associate) программ, способных превратить любой, даже самый неприметный участок Сети в филиал онлайнового магазина. В партнерской программе обычно участвуют сайт-продавец товаров или услуг и сайты-партнеры. Партнеры располагают у себя логотипы, баннеры или просто ссылки на сервер продавца, за которые последний платит им комиссионные. В зависимости от варианта программы комиссионные могут выплачиваться за каждого пришедшего по их ссылке посетителя, за регистрацию или подписку на предлагаемый товар или услугу или за произведенную покупку. Комиссионные могут быть фиксированной суммой или процентом от совершенной покупки. Кроме того, одни продавцы платят только комиссионные от первой сделки, другие же учитывают и последующие покупки клиента.
       Итак, можно сказать, что Интернет-Маркетинг – хотя и не самостоятельная область маркетинга, а всего лишь один из возможных источников распространения информации наряду с газетами, журналами, телевидением и т.д., но все же вместе с тем, он имеет очень большое значение для деятельности любой фирмы, и при правильном использовании может помочь получать гораздо больший доход.