Сущность конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения(тезисы выступления)

Беличенко А.Ф.,Андрюхина В.А.

Материалы 5 Всеукраинской студенческой научной конференции "Актуальные вопросы менеджмента в современных условиях" г. Донецк,4-6 апреля 2006г.

   В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Поэтому для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
   Понятие конкурентоспособности предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции. Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.
   Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как потенциальное качество предприятия, которое состоит из:
1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Это означает, что предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее.
2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).
3.Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях.
   Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом и других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование».
   При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.
   Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяют выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они ни возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.
   Одним из главных составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность товара.
   Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции. Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.
   Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу .Они включают:
  • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
  • эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
  • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
       Нормативные параметры характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
       Экономические параметры связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты. Другим значительным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятий, является насыщенность рынка, спрос и предложение.
       Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции. Качество продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции. Качество оценивается по различным показателям, которые зависят от назначения товара.
       Основные показатели качества продукции:
    1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.
    2. Показатель надежности – характеризует безотказность и ремонтопригодность товара.
    3. Показатель сохраняемости – срок годности.
    4.Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.
    5. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.
    6. Показатель безвредности – показывает уровень содержания вредных токсичных веществ.
       Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
    1.Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
    2. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
    3.Цена товара с возможной наценкой;
    4.Финансы - как собственные, так и заемные;
    5.Торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
    6.Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
    7.Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
    8.Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
        Анализ отобранных факторов заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать наиболее эффективно свои преимущества и слабости конкурента. Конкурентоспособность предприятия и финансовая устойчивость предприятия - это две сложные и взаимосвязанные категории. Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность.
       Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:
    1. Постоянное использование нововведений.
    2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
    3. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
    4. Сбыт товаров в те сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
    5. Использование только высококачественного сырья и материалов.
    6. Постоянное обучение и переподготовка кадров.
    7. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
    8. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
    9. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
    10. Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
    11. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
    12. Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
    Используя эти пути, предприятие сможет повысить как свою конкурентоспособность, так и укрепить свою финансовую устойчивость.