Проблема наркомании среди беспризорных детей(тезисы выступления)

Колганова Л.Н.,Андрюхина В.А.

Материалы 4 Региональной научно-практической конференции "Проблемы становления и развития гражданского общества и правового государства Украины" г.Донецк,ДОННТУ,2004

   Становление независимого украинского государства сопровождается углублением множества острых социальных проблем. Не последнее место в этом ряду занимают резкое распространение наркомании в молодёжной среде и возрождение, казалось бы, оставшейся в далёком историческом прошлом детской беспризорности. Эти два явления накладываются друг на друга, в результате наблюдается массовое распространение наркомании среди «детей улицы».
   По данным Харьковской областной службы по делам несовершеннолетних на момент опроса регулярно курили 43,02% детей, изредка — 29,06%, успели бросить курение 11,7%, лишь 16,23% детей отрицают факт знакомства с никотином. Различия по полу в данном случае не значимы: курят регулярно 43,98% мальчиков и 40,54% девочек.
   Даже временно оказавшись на улице, дети, ко всему прочему знакомятся с наркокультурой. По данным исследования, в городе Харькове с наркотиками уже знакомы 60,4% беспризорников. Среди бездомных детей знакомство с наркотиками практически 100-процентное. В среде беспризорников широкое распространение получили токсические вещества. Не пробовали, по их словам никаких наркотических веществ 56,98% детей.
   Наибольшей популярностью среди беспризорников пользуются клей и различные растворители: 16,6% употребляют их регулярно, 11,32% — неоднократно пробовали, 6,79% — единожды пробовали. На втором месте по популярности —препараты конопли (6,04%— употребляют их регулярно, 10,57% — пробовали несколько раз, 7,92% —пробовали один раз). Далее идут чифир (4,15%; 6,04%; 5,28% соответственно) и димедрол (1,51%; 4,53%; 4,15%) В целом беспризорники следующим образом распределяются по типам поведения по отношению к наркотикам: 21,13% можно отнести к наркоманам (регулярно употребляют наркотические вещества), 15,1% являются «любителями» (имеют опыт многократного употребления различных видов наркотиков), 6,79% —«экспериментаторы» (имеют однократный опыт употребления наркотиков), 56,98% — «чистые» (не пробовали наркотические вещества).
   В последний тип попадают как те, кто действительно не имеет опыта употребления наркотиков, так и те, кто умалчивает об этом. Лишь 20%, по их словам, никогда не видели человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения; 33,58% не имеют знакомых, употребляющих наркотики у 41,13% данная категория отсутствует среди родных и близких.
   Чаще всего (в 56,14% случаев) беспризорники самостоятельно покупают наркотические вещества, достаточно часто их угощают друзья (55,26%), в 8,77% случаев наркотики приходится доставать другим образом (воровать клей, выращивать коноплю и т. д.), иногда предлагают родители (7,89%).
   Первая проба наркотических веществ происходит в очень юном возрасте. 37,72% познакомились с наркотическими веществами до 10 лет, 48,25% в возрасте 10–13 лет. Чаще всего первая проба наркотиков состоялась в компании сверстников, об этом сообщили 85,96% беспризорников, 3,51% отметили, что при первой пробе наркотиков присутствовали их родители, в одиночестве познакомились с наркотиками 9,65% детей. В качестве причин, подталкивающих к знакомству с наркотическими веществами, беспризорники чаще всего называли влияние других людей (58,41%), интерес к новому (48,67%), элементарное безделье (8,85%).
   Потрясает отсутствие представлений о последствиях употребления наркотиков. Так, 46,79% беспризорников отметили, что они ничего не знают о последствиях, 20% — практически ничего, 26,42% продемонстрировали какие-то знания, чаще всего связанные с функционирующими в их среде слухами о чьей-то смерти от длительного вдыхания растворителей, лишь 6,42% беспризорников имеют представление о возможных последствиях употребления наркотических веществ.
   В среде беспризорных детей распространено мнение, что от употребления наркотика можно отказаться. 61,13% полагают, что можно самостоятельно бросить вдыхать химпрепараты (среди беспризорников, регулярно вдыхающих химпрепараты, таких — 90,91%), 53,58% — бросить курить траву, 42,64% — употреблять таблетки, 26,04% — нюхать порошок, 24,53% — вводить инъекционно наркотики. В чудеса медицинского излечения наркоманий верит ещё больший процент опрошенных. 74,72% полагают, что можно излечиться от токсикомании (среди беспризорников, регулярно вдыхающих химпрепараты, таких — 97,73%), 69,81% — от курения препаратов конопли, 66,79% — от употребления таблеток, 56,23% — от нюханья порошка, 55,85% — от инъекционной наркомании.
   Таким образом, сознание «детей улицы» характеризуется неадекватным отношением к наркомании: незнание последствий употребления наркотиков сочетается с иллюзией о лёгкости избавления от наркотической зависимости. Необходимость первичной и вторичной профилактики наркомании среди данной категории детей очевидна. Возможно, именно приюты и являются тем местом, где на детей можно воздействовать в плане вторичной профилактики наркомании. Что интересно, официальная статистика приютов утверждает, что наркомании и токсикомании среди воспитанников нет или практически нет (в первом полугодии 2002 года зафиксировано 3 случая нарушений психики и поведения детей как следствие употребления алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ).

ПОЛИТИКА УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ УЛИЦЫ


   В качестве основной причины неэффективности профилактики наркомании и беспризорности чаще всего называют недостаточное государственное финансирование проводимых мероприятий. В силу чего многие начинания и даже целевые государственные программы (в том числе и широко афишировавшаяся программа«Дети Украины») если и не остаются заведомо пустыми декларациями, то уж заметной результативностью не отличаются. Действительно, недостаточное финансирование, его несоразмерность остроте и масштабам проблемы — факт бесспорный. В качестве примеров можно привести Законы Украины, регламентирующие данную сферу. В силу своего статуса, они имеют общий (а часто и прямо декларативный) характер. Те же немногие статьи и положения, имеющие конкретное наполнение, которые можно проверить, как правило, не выполняются из-за отсутствия ресурсов. Однако, более существенную роль играет то обстоятельство, что у общества вообще отсутствует продуманная стратегия решения этой проблемы, предпринимаемые действия и мероприятия носят бессистемный характер, с силу чего даже те скудные средства, которые выделяются на борьбу с беспризорностью и наркоманией, используются недостаточно эффективно.
   В Украине до сих пор отсутствует общегосударственная программа борьбы с беспризорностью (как и программа борьбы с наркоманией). Политическое руководство страны всё ещё не рассматривает ситуацию в данной сфере как критическую.
   В современной Украине системность в профилактике беспризорности и наркомании отсутствует как на национальном, так и на региональных уровнях. Поэтому проводимые мероприятия если и не противоречат друг другу, хотя бывает и такое, то уж часто носят разовый, отрывочный характер, тогда как борьба с беспризорностью, а тем более с наркоманией требует непрерывного и комплексного воздействия на ребёнка, изменения его образа жизни не на какой-то промежуток времени (скажем, на период пребывания в приюте), а навсегда. А это чаще всего и отсутствует, так как данная задача даже не записана как конкретная задача какой-то конкретной государственной структуры. А что бывает с решением не сформулированной задачи — говорить не приходится.
   Понадобилось несколько лет, чтобы общество хотя бы в какой-то мере осознало проблему и начало вырабатывать стратегию её решения. Эта стратегия была закреплена в принятом в январе 1995 года Законе Украины «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних». Как записано в преамбуле, «…этот Закон определяет правовые основы деятельности органов и служб по делам несовершеннолетних и специальных учреждений для несовершеннолетних, на которые возложено осуществление социальной защиты и профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста» [9]. Что же касается проведения вторичной антинаркотической профилактики (поскольку большая часть этих детей уже употребляет наркотики), понимая под ней не какое-то разовое мероприятие, а сложнейший, а главное — непрерывный процесс воздействия на ребёнка с целью изменения его образа жизни, формирования иной системы ценностей, то в деятельности приюта она не предусмотрена. Для получения позитивных результатов необходим ряд изменений:
  • Разработка общенациональной программы борьбы с наркоманией.
  • Выделение государственной структуры, несущей полную ответственность за реализацию данной программы. Прямое переподчинение всех органов и организаций, причастных к выполнению программы, данному Центру.
  • Финансирование всех участников данной программы через Центр и его структуру.
  • Более полное использование опыта развитых стран по развитию негосударственных форм участия в профилактике и борьбе с беспризорностью и наркоманией, когда решение отдельных задач государство прямо передаёт негосударственным организациям (как правило, на основании открытого конкурса претендентов), обеспечивая их ресурсами и сохраняя за собой контроль за ходом их реализации.