БИОГРАФИЯ
 АВТОРЕФЕРАТ
 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
 КАТАЛОГ ССЫЛОК
 ОТЧЕТ О ПОИСКЕ
 
ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
ВУЗ, студент, работодатель: наиболее эффективные пути взаимодействия.

Студенчество – это время начинаний. Вырвавшись из узкого круга школьных правил и жесткого родительского контроля, бывшие школьники оказываются в обширном и ярком мире студенческой жизни. Поступление в вуз приносит ощущение полной, почти неограниченной свободы действий, и вместе тем – осознание ответственности за свое будущее. Именно поэтому в вихре студенческой жизни существуют бесшабашные party, ночные вечеринки и клубы, время от времени сменяемые не только экзаменационными сессиями, но и бесконечными попытками поисков работы для студентов.

Вечеринки

Казалось бы, студенчество – это такое время, когда еще можно не задумываться о проблемах «взрослой» жизни, не до конца понимать необходимость самостоятельного обеспечения своих потребностей; это момент, когда можно заниматься тем, что действительно интересно, и не делать того, что требуется; это светлое время, посвященное мечтам о будущем и вместе тем – самым ярким моментам настоящего. И тем не менее, большая часть студентов – в среднем к третьему-четвертому курсу – приходит к выводу о необходимости совмещения учебы и работы и начинают заниматься поиском работы для студентов.

Причин, заставляющих совмещать студенческую скамью с попытками положить начало карьере, несколько. Но, по-прежнему, главным остается финансовый фактор, ведь все студенческие развлечения требуют денег, а на стипендию, равную 150 гривнам, не особо разгуляешься, а родители не всегда могут поддержать своих чад финансово. По крайней мере, в той степени, в которой студентам хотелось бы. Вот и приходится идти самостоятельно зарабатывать первые кровные деньги.

Вторая, не менее важная причина, побуждающая студентов искать себя в мире профессий – опыт. Многие задумываются о том, что будет с ними после вуза. Так, заработная плата, на которую может рассчитывать студент, после окончания вуза может быть незначительной. А вот те, кто к моменту получения диплома имеют за плечами год, а то и два года опыта работы могут получать намного больше. Поэтому те, кто задумываются о своем будущем, предпочитают заранее подыскивать места работы и получать драгоценный опыт.

Против попыток начать работать еще во время обучения обычно выступает страх того, что не удастся совмещать учебу с работой. Но, как показывает практика, во многих вузах существует практика свободного посещения, когда работающие студенты занимаются по индивидуальному плану и могут не посещать занятия в обычном режиме. И даже в тех случаях, когда свободное посещение оформить не удается, преподаватели, как правило, идут навстречу работающим студентам и закрывают глаза на их пропуски – главное вовремя сдавать все работы.

Таким образом, взвесив все за и против, одни идут работать, другие оттягивают этот момент как можно дольше. Но в том, чтобы совмещать работу с учебой, нет ничего страшного и особо сложного – главное захотеть это сделать.

Насколько это оправдано? Так или иначе, постоянная или даже частичная занятость на рабочем месте приводит к возникновению практически не разрешаемой дилеммы: что важнее – учеба или работа для студентов? И, как правило, выбор почти всегда склоняется в пользу последней. Таким образом, дисциплины, преподаваемые на последних курсах обучения в вузе и являющиеся профильными, остаются для студентов незамеченными. Конечно, все экзамены, зачеты и курсовые работы студенты исправно сдают: к окончанию обучения в вузе студенты настолько хорошо представляют всю систему образования, что сдача обязательных заданий не составляет для них труда и без регулярного посещения лекций. Таким образом, на последних курсах студенты почти не считают нужным посещать Университет, и все время посвящают работе для студентов.

Экзамены

Ситуация также осложняется тем, что получив диплом и встречаясь с работодателями, выпускники вузов неизбежно слышат вопросы о предыдущем опыте работы. Если таковой отсутствует, то шансы получить желаемую должность сильно снижены – необходимо потратить еще несколько лет на приобретение практических навыков, то есть все начать с нуля. Но – получив диплом о высшем образовании, каждый студент уверен в своих силах и желает иметь престижную должность и достойную оплату своих знаний сейчас, а не через какое-то неопределенное время. И вроде нет сомнений в том, что труд работника, только что получившего знания, должен хорошо оплачиваться. К сожалению, реальность выглядит подобным образом только в том случае, если смотреть на нее глазами жизнерадостного, амбициозного и со всех сторон замечательного студента.

У этой проблемы существует и еще одна сторона: для работодателей наличие диплома или факт текущего обучения в ВУЗе не являются основным критериями принятия работника на квалифицированную работу. Сегодня эти атрибуты являются необходимым, но недостаточным условием для получения престижной работы. Причина в том, что в последнее время значительно увеличилось как число выпускников, так и количество самих ВУЗов. Диплом и даже несколько дипломов у одного человека сейчас не редкость, иными словами предложение со стороны получивших хорошее образование специалистов на рынке труда велико.

Однако окончание университета не всегда влечет за собой повышение зарплаты. Чтобы успеть на лекции, надо уходить из офиса в определенное время, но работа с клиентами не всегда позволяет заканчивать работу в одно и то же время. Иногда из-за этого возникают проблемы, но до сих пор ничего страшного не происходило. Когда кто-то из их работников оканчивает учебу, в офисе устраивают для него праздник, однако получение степени магистра на размер зарплаты никак не влияет. На ежедневные лекции работающий студент должен успевает только благодаря умелому планированию своего времени. Оставлять паузы между работой и лекциями, чтобы успевать сделать другие дела. Тем, у кого возникают проблемы со временем, необходимо составить список дел, расположить их в порядке важности и сосредоточиться на самых неотложных. Считается, что одновременная учеба и работа это хорошая проверка умения планировать время и расставлять приоритеты, это помогает развиваться как самому работнику, так и его коллегам. Конечно, это правило действует в случае вечернего обучения или учебы в открытом университете. Совмещать дневную форму обучения и работу на полную ставку практически невозможно. Если работник учится на специальности, связанной с его работой или важной для организации, то работник может попросить о надбавке, а работодатель принять решение, повлияет ли получение высшего образования на работу или позицию работника.

Лет 10 назад окончание ВУЗа уже означало приобретение более-менее высокого социального статуса. Сегодня выпускники институтов и университетов, обладая только знаниями, но не опытом, в большинстве случаев претендовать на высокие ступени социальной лестницы не могут. Многие также говорят и о снижении качества образования, хотя, по мнению большинства опрошенных родителей (70%), учиться сегодня ничуть не легче, чем в то время, когда они были студентами, но зато устроиться на квалифицированную работу гораздо сложнее. Поэтому большинство родителей считают важным для своих детей начинать работать уже с 4 курса, устраиваясь даже на неквалифицированную работу, но не на полный рабочий день. Главным приобретением в процессе работы, по мнению 53% родителей является опыт делового общения, 33% - опыт работы по специальности, 7% - собственные карманные деньги[1].

Итак, остается придти к заключению о том, что приобретение опыта работы важно, и большинство студентов это понимают сами. Но нужно реально оценивать ситуацию - получить 'все и сразу' сложно. Положительным фактором в этой ситуации можно считать заинтересованность работодателей принимать на работу студентов, однако при этом они готовы предоставить студентам скорее неквалифицированную работу. Компании также согласны брать на работу выпускников без опыта работы, но готовы при этом предложить только низкооплачиваемую работу рядового сотрудника. Но большинство компаний, все-таки, рады принять на любую работу только опытных специалистов.

Работа

Работа самоутверждает человека, делает его более самостоятельным. Ведь мотивы трудиться у студентов не всегда только материальные. Молодежь часто привлекают условия для проявления самостоятельности и креативности, возможность профессионального роста и иногда - хорошее социальное обеспечение на потенциальном месте работы. На сегодняшний день эксперты полагают, что количество работающих студентов будет только расти.

Итак, я хотела бы подытожить, что работать студентам нужно, чтобы посмотреть на жизнь не только через окно учебной аудитории. Но при этом очень важно отношение работодателей к работающим студентам. Высокая оплата труда студентов и молодых специалистов основания под собой, конечно, не имеет, однако предоставление различных статусных атрибутов может положительно сказаться на мотивации студентов к работе и безболезненному совмещению ее с учебой, тогда университет может с уверенностью заявить, что выпускает, а компания принимает полноценного опытного специалиста в своей области!

Источник:
  1. Консалтинговое агентство "Эксперт"
 
  Copyright © 2008 Elena Artyuh