Источник: Реферат по курсу "Ораторское искусство" - ДонНТУ, Донецк - 2008 г.

Метаобразование – инновация ради выживания и развития

Астахов А.В.
Донецкий национальный технический университет




ПЛАН ЗАЧЕТНОЙ РАБОТЫ

Основная цель речи – поиск истины.
Сократ

  Прежде чем перейти к основной рассматриваемой теме стоит задать вопрос: в чем же цель данной работы? Прежде всего, это шанс, шанс высказаться и быть услышанным. Но так ли это важно, если аудитория не будет заинтересована, если внимание публики будет отвлечено, а выступление будет похоже на монолог с самим собой?! Тут и начинаешь задумываться о значимости риторики, того бесценного знания, которое помогает овладеть устной речью, занимающей умы и сердца людей, а также об ораторском мастерстве в целом, как искусстве произношения речи перед аудиторией. Поэтому очень важным становится грамотно построить свое выступление. Сформулируем основные принципы ораторского искусства, использованные при написании данной работы.

  1. Должна соблюдаться четкая структура выступления. Оно должно иметь начало, середину и конец. Чтобы собрать внимание слушателей, необходимо подготовить предисловие. Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают.

  2. Начинать доклад нужно с цитаты. В этом случае оратор застрахован от неудачи. Умную мысль, которую цитирует выступающий, обычно слушатели воспринимают с интересом, а сам оратор тут же приподнимается в их глазах. [1]

  3. Необходимо заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, изложить основную идею и дать представление о содержании своего выступления.

  4. Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель — довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий.

  5. Следует проявлять уверенность в своих высказываниях.

  6. Необходимо говорить лаконично, четко и понятно.

  7. Публике всегда хочется знать, что конкретно даст ей самой Ваш доклад, и, помня об этом, необходимо заканчивать свое выступление перечислением выгод, которые может принести ей рекомендованный вами порядок действий или поддержка вашей идеи. [1]

НА ПУТИ К МЕТАОБРАЗОВАНИЮ

1. Кризис в образовании

Никакое сознательное движение вперед невозможно
без понимания несовершенства той стадии,
на которой находишься...

Даниил Андреев

  При написании зачетной работы по данному курсу было предложено высказать свои суждения, мнения и выводы относительно кредитно-модульно-рейтинговой системы в нашем ВУЗе. Следует задуматься, а стоит ли в очередной раз «судить» эту систему, да и Болонский процесс в целом. На каждого недовольного или согласного найдется свое мнение. Но знакомятся ли с этими мнениями те, кто принимал эту систему?

  Возможно, я не прав. Казалось бы, стоит только радоваться тому, что жизнь не стоит на месте, и стоит ждать благотворных изменений. Но все чаще посещают сомнения, насколько оправданы, продуманы и ответственны происходящие преобразования, особенно в системе высшей школы и особенно в университетском образовании? Конечно, общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, но не менее существенно то, каков будет их личностный, человеческий потенциал. [2]

  Осознаем ли мы, что нынешнее образование неидеально?! Мы оканчиваем школу, университет, идем на работу, и везде нам говорят «Забудьте все то, что Вы учили до этого». Выходит, что нигде наши знания никому не нужны, и приходиться каждый раз учиться заново. Властные круги создают «общество роботов», общество людей, способных выполнять поставленные цели и подчиняться системе. Мы пытаемся что-то изменить в нашей образовательной системе, улучшить, чтобы предупредить будущие последствия, но делаем это без понимания текущей проблемы.

  А все потому, что само фундаментальное образование, то есть то, что должно помогать формированию мировоззрения человека и стоять у истоков нравственного здоровья людей, трещит по швам и находится у порога большущего кризиса. Но может быть все, что я перечислил, ерунда? Перекосы на местах? Или, как говорил Остап Бендер, "неполадки в пробирной палатке"? Что же делать? В чем причина? [3]

2. Кто виноват?

Люди родятся невежественными, а не глупыми.
Глупыми их делает образование.

Б. Рассел

  Оказывается, слово "Образование" происходит от слова "Образ". Образовать значит привести в соответствие с неким образом. Чувствуете, что за этим прекрасным словом стоит целостность, красота, жизнь? Есть фраза: "По образу и подобию...". Сегодняшнее общее и профессиональное образование впору толковать от другого слова и писать через "е". Обрезование, то есть от слова "обрезать", накрошить. Нет сегодня ни у кого, начиная с министра образования и заканчивая последним школьным учителем, ясного и четкого понимания, для чего нужны педагоги и школы, нет у них перед глазами цельного образа, в соответствии с которым они хотят детей образовывать и обучать. Отсюда все идет вверх ногами. И перегруженные программы. И ориентация на механическое запоминание, а не на понимание сути явлений. И подход без учета индивидуальности, а точнее, вообще никакого подхода. И отрыв от реалий жизни. И отрыв от этики и Бога.

  Как тут не удивиться вслед за Эйнштейном: "Это просто чудо, что любознательность выживает при формальном образовании". Вот и заканчивают дети школу, отбыв срок от звонка до звонка, с расшатанным здоровьем, с потухшими, какими-то взрослыми, уставшими глазами. А впереди — очередной "этап", институт. Можно сказать, что цель у нынешнего образования есть, но цель эта во многом злонамеренная и от большинства обывателей скрыта.

  Итак, если не лезть пока в метафизическую глубь, то можно утвердительно сказать, что многие личные и глобальные проблемы — это следствия ущербного воспитания и образования. Значит именно в эту область надо обратить самое пристальное свое внимание. Попробуем сформулировать основные проблемы современного образования.

  1. Плоская, ущербная картина мира, то есть слепота и невежество.
  2. Нацеленность не на понимание сути явлений, а на механическое запоминание разрозненных сведений.
  3. Отсутствие цельного образа-идеала.
  4. Оторванность идеалов от Бога и совести.

  Становится очевидным, что пришла пора нащупывать принципиально новые подходы и к познанию окружающего мира, и к познанию человека, и к воспитанию и образованию друг друга. [3]

3. Что делать?

В меру своего понимания ты работаешь на себя,
В меру своего непонимания — на тех,
кто понимает больше.

Народная мудрость

  Образовательная парадигма, которая господствует сегодня на Планете, была внедрена в нашу Культуру Платоном, и трижды прав Карл Поппер, посвятивший этому прискорбному факту следующий пассаж, который, в силу его важности, следует привести целиком: "...именно Платон изобрел наши средние школы и университеты, и, к сожалению, это действительно так. Тот факт, что эта чудовищная система образования не смогла совершенно уничтожить человечество, служит самым лучшим доводом в пользу оптимистического взгляда на человечество и лучше всего доказывает, что люди стойко привязаны к истине и порядочности, что они самостоятельны, неподатливы и здоровы".

  Слово "образование" потеряло свой первоначальный смысл, так как под этим часто понимают не ОБРАЗование, а "просиживание" некоего курса в некоем заведении с целью получения бумажки-диплома.

  Сегодняшнее образование делает человека зависимым от целого ряда вещей. Истинное же образование делает человека свободнее и в мыслях, и в поступках. Оно сравнимо с тем, как взрослый человек обучает ребенка сначала самостоятельно ходить — это начальное образование, а затем выбирать правильную дорогу — это уже общее образование.

  С чего же начать? Очевидно, что проблема состоит из двух половин. Во-первых, детальная разработка и апробация оригинального подхода к образованию и подготовка преподавателей нового типа. Во-вторых, организация самого жизненного процесса и строительство школы. [3]

САМООЦЕНКА

Говорить всего труднее как раз тогда,
когда стыдно молчать.

Франсуа де Ларошфуко

  На мой взгляд, рассмотренная в данной работе проблема не раскрыта достаточно полно. Ведь накладываемые ограничения по объему не позволяют широко рассмотреть суть данной проблематики, привести яркие примеры и показать возможные пути ее решения, а изложить только свои краткие суждения. В итоге остается некоторая недосказанность, желание поделиться большим. Собранный материал, считаю достаточным, так как использование большей литературы и большего количества источников не позволило бы в полной мере извлечь из них информацию, ибо разнородную информацию сложно связать на двух-трех страницах. Качество этого материала и стиль его изложения могут быть оценены только на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Данная зачетная работа посвящена вопросу проблематики современного образования и необходимости совершенно новых подходов не только в образовательной системе, но и в воспитании. В работе делается упор на ущербности фундаментального образования для мировоззрения человека, низком качестве образовании и отсутствии понимания самой проблемы. Была сделана попытка раскрыть смысл самого понятия современного образования и выявить его негативные моменты. Ставится вопрос о разработке качественно нового подхода в образовании, создании так называемого метаобразования, образования в отрыве от государства, что позволило бы значительно повысить как интеллектуальный, так и духовный уровень людей.

  Работа была написана в большей мере под влиянием статьи Максима Босого "На пути к метаобразованию", который и вводит само понятие "метаобразование". Именно его размышления составляют основу данного материала. С самим автором я согласен по большинству вопросов, по другим – имею собственные взгляды или неспособен в полной мере оценить их глубины из-за недостаточных знаний. Осознание обеспокоенности о текущем образование, о знаниях, которые я реально получаю, возникло еще на третьем-четвертом курсе университета. Чувство недостатка этих знаний только усилилось после просмотра некоторых документальных фильмов, затрагивающих данную тему. Поэтому данной вопрос не может оставить меня равнодушным и также заставляет искать пути его решения.

  

Литература

  1. Владимир Шахиджанян. "Учимся говорить публично".
    http://www.abooks40.narod.ru/546.rar
  2. Устюгова Е.Н. "Университетское образование и культура". Сборник "Очерки по философии и культуре".
    Серия "Мыслители", выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.297-300.
  3. Максим Босой. "На пути к метаобразованию". Мировоззренческая газета Максима Босого.
    http://metaobrazovanie.ru