Фоменко А.А. Реферат по ораторскому искусству на тему:
"мои суждения о новой системе обучения"

1. Риторическая часть


Риторика – это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени ( Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться превлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать "Систему Станиславского".

Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, – определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления – доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты – отсылочное доказательство.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы ( короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" ( субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. Но не переусердствовать, чтобы слушателю не казалось что в его умственных способностях сомневаются, поэтому так много раз повторяют одно и то же.

Выше были изложены базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.



2. Система оценивания образования мало влияет на само образование.


Нововведение это всегда хорошо, если оно учитывает хотя бы немного большую часть от ранних ошибок. Лично я проходя свой путь обучения с младших классов до окончания ВУЗа столкнулся с 4 видами оценивания знаний. Каждый раз новый. Привыкать достаточно легко, но не всегда понятно нужно ли. Например, в школе в младших классах, в самых младших, учителя в виде оценки ставили нам рисунки, как при прогнозах погоды - солнце означало идеальное выполнение задания, без помарок, ошибок. Солнце с тучкой - почти идеальное. И так по нисходящей, когда рисовали тучку с дождем, означало что задание либо не выполнено, либо выполнено неверно. Заметьте, я специально сравниваю обозначения со степенями превосходства, а не с оценками 5,4 .. Потому как сравнивать принято с эталоном, а эталона в нашем государстве пока что определить не могут. Затем, в младших классах мы немного поучились по пятибалльной системе оценивания. Но при этом оценивали наши знания четыре раза в учебный год. После этого в старшей школе мы учились по двеннадцатибальной, новой тогда, системе оценивания, которая должна была стать более гибкой, сильной, но на практике просто увеличилась головная боль и у учителей и у учеников, потому что вариантов оценки стало с два с лишним разом больше, а суть осталасть та же, потому как все равно все переводили оценку на пятибальный манер. При

этом отчетность также была четыре раза в год. После выпуска мы попадаем в высшую школу - Университет, где нам приходится опять привыкать к пятибальной системе оценивания, но проводимой уже два раза в год. Вроде все по другому, но тут сразу же на первом курсе нас сообщают что учиться мы будем по новой схеме! Отчетность та же, по пятибальной системе, но уже четыре раза в год. В итоге попадаем в среднюю школу. Проходит немного времени и мы уже начинаем учиться по опять новой, опять более гибкой и сильной системе оценивания - по циферно-буквенной, с заметкой, что это временно, и вскоре будет полноценный переход на буквенную систему оценивая, которая принята в Европе. И снова головная боль, причем снова четыре раза в год, только уже не у учителей и учеников а у преподавателей и студентов.. Как пел Гордон Мэтью Томас Самнер (Sting) "the history will teach us nothing" (история нас ничему не учит).


Представители министерства, просто аналитики в области образования высказываются, что мы уверено движемся к уровню Европы в образовании, что вместе с ней будем принимать участие в гонке по образования с США. Говорят, что количество людей, имеющих высшее образование в стране - 25%. И что нужно его минимум удвоить. Но никто не смотрит на стоимость этого образования. Многие говорят "нужно" но мало кто отвечает на вопрос "а как". С нынешним ростом цен в стране далеко не каждый сможет получить качественное образование. На аргумент " в США и Европе образование еще дороже, могу сразу ответить что и зарплаты то за границей совсем другие, например в Финляндии одно пособие по безработице составляет 800 евро. Я даже пытаться не буду сравнивать это число с нашими числами..

Я бы убрал вообще оценивание предметов в виде оценки. Мне кажется логично было бы сделать в двух видах: экзамен и зачет. Безо всяких автоматов, дифферинцированных зачетов. Сделать бы тестирование, показывающее знает ли студент материал или нет.



3. Самооценка

На мой взгляд, тема отношения именно к кредитно-модульной системе не до конца освещена в приведенном сочинении, но четко выражено отношение автора к образованию и его изменению в нашем государстве с субъективной точки зрения с попытками анализа пройденного жизненного отрезка



4. Выводы

В жизни умение верно и эффектно высказываться, то есть, ораторское умение, равносильно успеху. В сфере деятельности, в которой будут заняты студенты нашей специальности, работающие по профилю, этот навык будет крайне важен, так как при внесении новизны либо при презентации новой точки зрения, идеи и т.п. очень важно не только показать что автор разбирается в том что говорит, но и объяснить, и, что еще более важно, заинтересовать слушателя, то есть, заставить его самого попросить внедрить или реализовать представляемый объект. Как говорится, никогда ничего не проси, сами придут, сами предложат.



Использованные источники информации:

  1. Что такое красноречие? - Аннушкин Владимир Иванович [http://www.centr-zlatoust.ru/index.php?name=biblioteka&id=1]

  2. Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001;

  3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.