1 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

«Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем»

Конфуций

 

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат. orator  orare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи. Одним из важнейших понятий риторики, является «публичное выступление»

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1        Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»);

2        Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);

3        «Словесное выражение», литературная обработка речи (eocutio);

4        Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);

5        Произнесение (pronuntiatio).

В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный (определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция), коммуникативный (произнесение речи, ответы на вопросы, ведение полемики) и посткоммуникативный (анализ речи).

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким – либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман – автор «Учебника риторики» – призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами».

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному  составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно – белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Следующая ступень составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо – расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 –25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Существует три способа произношения речи: чтение текста,
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст), свободная импровизация (экспромт).

После выступления докладчик часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений[1].


2 СПОР, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

Спор – это норма жизни. Если в вашей жизни нет споров, проверьте, есть ли у вас пульс.

 

Чарльз Диксон

 

«Общего у всех людей только одно: все они разные». Именно поэтому и возникает такое понятие как «спор». Причем любой человек, вступая в состояние спора, на подсознательном уровне понимает, что нужно научиться признавать и ценить мнения других людей. Ведь человек ценит другого человека, как собеседника именно тогда, когда  его восприятие окружающего мира  в различных аспектах отличается от твоего восприятия.

 Спор – это всегда столкновение различных мнений, позиций, точек зрения. В ходе спора стороны приводят аргументы в поддержку их собственных мнений и критикуют, по их мнению, несовместимые с их собственными представлениями противоположенной стороны.

Для того чтобы возник спор, необходимо, чтобы точка зрения, высказанная одним из участников диалога, подверглась сомнению, то есть не была принята как нечто само собой разумеющееся. При этом для спора даже не нужно, чтобы были высказаны прямо противоположные точки зрения.

По моему мнению, спор для человека имеет как положительное влияние, так и отрицательное. Спор, безусловно, положителен в тех случаях, когда в результате обе стороны, выносят для себя определенную истину, и при этом как бы сближаются во взглядах. Один из важнейших положительных качеств спора состоит в том, что после столкновения позиций и их прояснения обе стороны становятся богаче, каждая из них приобретает новую информацию, новые идеи и предложения. Спор помогает составить мнение о собеседнике, разобраться в человеке, понять ход его мыслей, а так же решить нужно дальше продолжать общение или не стоит. 

«Говорят, что посередине между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема…»

Иоганн Гете

 

Спор может быть опасен, если на определенном этапе он перерастает в конфликт. Столкновение точек зрения, приводящее к спору, нередко воспринимается как наличие определенного кризиса в отношениях сторон в таком диалоге. В различных ситуациях человек в силу своего эгоизма, слабости признаться в своей не правоте умышленно или непроизвольно превращает спор в банальную ссору, при которой в общении между людьми наступает кризис.  Уместно вспомнить, что древнегреческое слово «кризис» означает «рассмотрение». Разрешить его — значит обсудить ситуацию, проанализировать ее и достичь компромисса, договориться о взаимоприемлемых решениях. Для решения этой проблемы так же необходимо умение достигать согласия, находить компромиссы, что даже при серьезных расхождениях во взглядах и позициях разных людей может создавать почву для их эффективного взаимодействия и успешного сотрудничества.

В заключение своих рассуждений могу лишь пожелать, чтоб все люди, вступая в спор, держали себя в руках и оставались людьми, умели стороной обойти любую конфликтную ситуацию, а так же в любом споре открывали для себя какую-нибудь  истину и расширяли свой кругозор.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.     С. В. Мельникова «Деловая риторика» М 1999.

2.     Ораторское искусство в цитатах и изречениях http://www.orator.biz/?s=38&d_id=165

3.     Иванова С.Ф. Специфика публичной речи http://www.orator.biz/?s=38&d_id=256