Кошелева В.А., Крапивницкая С.Н. Пути и инструменты управления прибылью предприятия. II Всеукраинская научная конференция студентов «Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования». 24 апреля 2008г.


Управленческий учёт – это учёт «внутренней кухни» предприятия. Он предназначен для создания оперативной системы принятия управленческих решений. Неформально управленческий учёт присутствует в любой организации, и ценность его применения существенно зависит от того, насколько данные управленческого учёта «поставляются» для принятия решений в реальном масштабе времени и ценности. Центральная задача управленческого учёта состоит в систематизации издержек предприятия и расчёте себестоимости продукции. Для этого существуют вполне законченные технологии, которые успешно применяются в мировой практике.

Понятие «издержки» (они же расходы, затраты) является достаточно ёмким и требует отдельного рассмотрения. Под издержками обычно понимается широкий круг вопросов, связанных с теми причинами, которые, с одной стороны, создают необходимые условия для существования бизнеса, а с другой, - уменьшают прибыль, так как имеют тенденцию к росту. Управленческий учёт в широком понимании представляет собой совокупность пяти функций: сбор данных, распределение издержек, система контроля, оценка результатов, планирование издержек. Рассмотрим эти функции подробнее.
  1. Сбор данных об издержках. Процесс сбора данных обычно не составляет каких-либо проблем в методологическом плане. Множество всех данных представляется двумя группами: стоимостные и операционные характеристики бизнеса. К стоимостным величинам относятся цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т.п. Операционные данные (их обычно гораздо больше) включает расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы. Все эти данные поступают в систему управленческого учёта посредством так называемых первичных документов. В этих документах фиксируется факт выполненной работы и суммы использованных ресурсов. Первичные документы заполняются на местах возникновения затрат. Данных об издержках могут собираться «вручную» или с использованием информационных технологий.
  2. Разделение издержек. Процесс разделения издержек по направлениям деятельности и по продуктам является серьёзной методической задачей и требует формализованного описания. Важной проблемой является разделение издержек, которое преследует цель адекватного описания себестоимости готовой продукции и себестоимости продукции проданных товаров. Общий состав методов и подходов представлен на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Системы и методы расчёта себестоимости


  3. Система контроля. Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечить, с одной стороны, планирование издержек, а с другой, их контроль. В итоге получается некая интегрированная система, в которой и планирование, и контроль осуществляются как две органически связанные компоненты единого процесса. Здесь важно выделить два фокуса внимания для планирования и контроля. Первый фокус внимания – это тип контролируемых параметров. С одной стороны, система должна содержать стоимостные характеристики, которые и планируются, и измеряются в денежном выражении. С другой стороны, в систему управленческого учёта обязательно должны входить операционные показатели, характеризующие нормы расхода и потребления сырья, энергии, производительности, обеспечив анализ и контроль их сравнительной динамики. Второй фокус внимания – это организационная процедура планирования и контроля.
  4. Оценка результатов. Оценка результатов деятельности компании призвана обеспечить понимание бизнеса. Поняв, что происходит в бизнесе, менеджмент компании должен научиться использовать это понимание для повышения эффективности. Оценка состояния бизнеса происходит по двум направлениям: финансовому и операционному. В целом, задача оценки сводится к формированию системы так называемых ключевых показателей деятельности.
  5. Планирование издержек. Планирование является завершающей стадией управленческого учёта. Задача состоит в том, чтобы оценить себестоимость доставки продукта/услуги клиенту и соответствующую прибыль при условии, что принято решение о цене продукта/услуги.
Литература
  1. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование – М: БИНОМ. Лаборатория знаний – 2005. – 432 с.
  2. Г.О. Партин и др. Управлiнський облiк. – К: «Знання» - 2006. – 233 с.